Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субъективная сторона - прямой умысел. 1 страница



 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО

СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

Статья 275. Государственная измена

 

Комментарий к статье 275

 

1. Государственная измена представляет собой шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи (финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи) гражданином РФ иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

Повышенная степень общественной опасности этого преступления обусловлена участием в совершении преступления наряду с гражданином РФ иностранного государства, международной либо иностранной организации, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы для нанесения ущерба безопасности России.

2. Правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб безопасности страны являются положения Конституции, согласно ч. 3 ст. 4 которой РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности РФ по обеспечению внешней безопасности, характеризующейся состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В связи с этим к основным объектам безопасности относятся личность, общество и государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Основы конституционного строя РФ в силу ст. 16 Конституции могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией.

Суверенитет РФ, будучи одной из основ ее конституционного строя, предполагает по смыслу ст. ст. 3, 4, 5 и 15 Конституции верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пост. КС РФ от 26.11.2012 N 28-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Авеста" // СЗ РФ. 2012. N 50. Ст. 7124; Пост. КС РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

 

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым РФ гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

3. Объективная сторона государственной измены может быть выражена в следующих формах: шпионаж; выдача сведений, составляющих государственную тайну; оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Шпионаж выражается в передаче, собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

Предметом шпионажа также могут быть иные сведения, которые передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

В отличие от шпионажа государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе.

Например, гражданин РФ Ч. дал согласие сотруднику спецслужбы одной из стран за денежное вознаграждение и получение вида на жительство в этой стране собирать и передавать в ущерб безопасности РФ сведения о деятельности Военно-Морского Флота России, в том числе составляющие государственную тайну. С этой целью он в разное время привлек к конфиденциальному сотрудничеству за денежное вознаграждение своих бывших сослуживцев А., Д. и Я., имеющих в силу занимаемых должностей доступ к государственной тайне, которые, осознавая, что Ч. действует в интересах спецслужбы иностранного государства, передали ему сведения, составляющие государственную тайну. Действия Ч., А., Д. и Я. были квалифицированы судом как государственная измена: Ч. в форме шпионажа, а остальных в форме выдачи представителю иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну <1>.

--------------------------------

<1> См.: Опред. ВС РФ от 18.11.2014 N 201-АПУ14-5.

 

Согласно ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Государственную тайну составляют сведения: в военной области; области экономики, науки и техники; области внешней политики и экономики; области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. Эти сведения содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов, и подлежат засекречиванию, в РФ имеют три уровня защиты: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203.

 

Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное их разглашение наступает уголовная ответственность.

Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной).

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

Оказанием финансовой помощи является передача денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и иных организациях, а также иные действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, действующих против безопасности государства.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей в материалах и технических ресурсах и может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, ТС, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Консультационная помощь - это предоставление информации в форме дачи советов, рекомендаций, экспертиз и других действий, осуществляемых в интересах иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей.

4. Состав преступления является формальным, в связи с чем государственная измена окончена независимо от наступивших последствий с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы. Так, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату; оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи - с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Общественно опасные последствия государственной измены могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений при наличии к тому оснований.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный должен осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, характер адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. Корыстные либо иные мотивы (политические, желание получить гражданство иностранного государства и пр.) действий субъекта преступления влияния на квалификацию не оказывают.

6. Субъектом государственной измены является только гражданин РФ, в том числе бипатрид (лицо, имеющее двойное гражданство), достигший 16-летнего возраста. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

7. Примечание к коммент. статье содержит основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену, шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК, либо насильственный захват власти или насильственное удержание власти.

Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий: во-первых, необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ; во-вторых, если в его действиях отсутствует иной (помимо государственной измены) состав преступления.

 

Статья 276. Шпионаж

 

Комментарий к статье 276

 

1. Объектом шпионажа, как и государственной измены, являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности РФ по обеспечению безопасности государства.

В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну; шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб безопасности РФ.

2. Объективная сторона шпионажа определяется в законе как передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности РФ.

Собирание сведений, составляющих государственную тайну, предполагает любой способ их получения, за исключением похищения (личное наблюдение, фотографирование, копирование, звукозапись и т.д.).

Хранение представляет временное обладание такими сведениями для их последующей передачи.

Похищение - противоправное, безвозмездное изъятие указанных сведений.

Передача - сообщение указанных сведений любым способом: лично или через посредника, устно, письменно, через технические каналы связи, с помощью тайников и т.д.

3. Объективная сторона шпионажа, имеющего своим предметом сведения, не составляющие государственной тайны, характеризуется передачей или собиранием этих сведений. В этом случае предметом преступления могут быть самые различные сведения экономического, политического, научного, технического или иного характера, не относящиеся к государственной тайне. Способами собирания таких сведений являются, напр., изучение периодической печати или специальной литературы, личное восприятие, систематизирование сообщений СМИ.

Следует иметь в виду, что собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образует объективную сторону шпионажа только в случае, если эти действия совершаются по заданию иностранной разведки и предназначены для использования в ущерб безопасности РФ.

4. Шпионаж отличается по объективной стороне от выдачи государственной тайны как формы государственной измены (ст. 275 УК) тем, что сведения, упомянутые в коммент. статье, при шпионаже не находятся в распоряжении или обладании виновного.

5. Как и при государственной измене, состав шпионажа является формальным, в связи с чем преступление является оконченным независимо от наступивших последствий с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции коммент. статьи.

6. Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. При передаче или собирании сведений, не составляющих государственной тайны, виновный преследует цель использовать собираемые или передаваемые сведения в ущерб безопасности РФ.

7. Субъектом шпионажа, предусмотренного коммент. статьей, является иностранный гражданин или лицо без гражданства.

 

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

 

Комментарий к статье 277

 

1. Под посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля следует понимать либо убийство, либо покушение на убийство указанных лиц в связи с осуществлением ими государственной или иной политической деятельности.

В связи с этим объектом данного преступления являются как общественные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с охраной конституционных основ государства, его политической системы, так и жизнь государственного или общественного деятеля (дополнительный объект).

Причинение тяжкого и иного вреда здоровью коммент. статья не предусматривает. Следовательно, в том случае, если виновный причинил вред здоровью такого лица, или готовился, или покушался на такое причинение, при отсутствии признаков посягательства на жизнь ответственность наступает по иным нормам Особенной части УК.

2. В понятие государственных и общественных деятелей включены не только деятели, поддерживающие существующую власть и проводящие в жизнь ее политику, но и деятели, в том числе оппозиционных партий, движений и организаций, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

Потерпевшими по коммент. статье могут быть государственные деятели, к числу которых относятся Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи КС РФ и ВС РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации РФ, члены законодательных органов региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью реализуют государственно-властные функции на федеральном и региональных уровнях. К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные кандидаты на должность президента, кандидаты в законодательные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели - это лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными союзами и иными общественными организациями.

Вместе с тем гражданин иностранного государства или международной организации не может быть потерпевшим по коммент. статье, что следует иметь в виду при решении вопроса об ответственности за рассматриваемое преступление.

Посягательство на жизнь и здоровье иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает по иным общим и специальным нормам Особенной части УК.

3. С учетом особой опасности действий, направленных на лишение жизни государственных и общественных деятелей, состав предусмотренного коммент. статьей преступления сформулирован таким образом, что для признания его оконченным достаточно совершения виновным лицом соответствующих действий и не требуется обязательного наступления такого общественно опасного последствия, как смерть указанных в ней лиц.

Следовательно, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля является оконченным с момента причинения смерти или с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего.

Дополнительной квалификации в случае причинения вреда здоровью при покушении на жизнь по соответствующим статьям Особенной части УК не требуется.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Целью посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля является прекращение политической деятельности государственных или общественных деятелей или месть за такую деятельность, независимо от характера и направленности этой деятельности. Месть в данном случае можно рассматривать и как мотив, и как цель преступления, важно, что она осуществляется за политическую деятельность потерпевшего.

В том случае, если убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной целью или по иным мотивам, деяние квалифицируется по ст. 105 УК.

5. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК).

Если посягательство совершается лицом по найму, вопрос об ответственности должен решаться следующим образом: если указанное лицо не знало и не могло знать подлинных целей заказчика убийства, оно будет нести ответственность за умышленное убийство; если лицо знало о целях убийства, оно подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик - за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

 

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

 

Комментарий к статье 278

 

1. В соответствии с Конституцией государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Следовательно, непосредственным объектом насильственного захвата или удержания власти являются общественные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с охраной основ политической системы РФ, конституционных основ государственной власти и государственного строя.

Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека, которые ставятся под угрозу при применении насилия.

2. Объективная сторона преступления может выражаться в действиях, направленных, во-первых, на насильственный захват власти, во-вторых, на насильственное удержание власти в нарушение Конституции и, в-третьих, на насильственное изменение конституционного строя РФ.

Совершение любых из вышеперечисленных действий будет указывать на выполнение объективной стороны насильственного захвата или насильственного удержания власти. При этом преступление признается оконченным независимо от реализации поставленных целей (захвата или удержания власти, изменения конституционного строя РФ), т.е. состав преступления является формальным.

Насильственный захват власти - это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицом (лицами), группировками, организацией, которым власть не принадлежала, в обход законодательно установленной процедуры наделения властными полномочиями. Действия, направленные на захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Насильственное удержание власти - это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти. Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.

Насильственное изменение конституционного строя РФ - незаконное изменение установленного Конституцией устройства жизни общества и государства.

3. Отличительной особенностью этого преступления является совершение любых из указанных действий обязательно насильственным способом. При этом крайней формой насилия является применение оружия. Однако в том случае, если такое насилие приобретает форму вооруженного мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК) и дополнительной квалификации по ст. 278 УК не требует, поскольку цель свержения конституционного строя выступает средством последующего захвата власти.

Следует также иметь в виду, что применение насилия в коммент. статье не охватывает причинение смерти (независимо от формы вины) по общим и специальным нормам, террористическую деятельность и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК.

4. Преступление, предусмотренное коммент. статьей, имеет сходство с государственной изменой (ст. 275 УК), однако к государственной измене отнесено быть не может, поскольку оно не связано с изменой в пользу другого государства.

Поэтому только в случае совершения виновными действий по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, а именно как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности России и как насильственные действия, направленные на захват власти.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - неконституционный захват власти, неконституционное удержание власти или изменение конституционного строя РФ насильственным путем. Специальная цель, указанная в диспозиции статьи, является обязательным признаком, отсутствие которого исключает ответственность за данное преступление.

Мотив для квалификации значения не имеет.

6. Субъект преступления - общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, обязанный согласно Конституции передать ее другим лицам или лицу.

 

Статья 279. Вооруженный мятеж

 

Комментарий к статье 279

 

1. Объектом вооруженного мятежа являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны государственного суверенитета и территориальной целостности РФ.

Под вооруженным мятежом понимается массовое организованное выступление значительного числа вооруженных лиц против легитимной власти в РФ с целью изменения конституционного строя либо нарушения национальной территориальной целостности страны или субъекта (субъектов) РФ.

Признак массовости при совершении вооруженного мятежа означает, что количество участников данного преступления должно быть многочисленным, т.е. состоящим из большого числа лиц.

Признак организованности указывает на то, что восстание не носит стихийный характер, а является спровоцированным, заранее подготовленным вооруженным выступлением против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности РФ.

Признак вооруженности означает наличие у участников оружия, к которому относятся устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также иные виды боевого огнестрельного оружия, находящиеся на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пост. Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5.

 

Использование участниками мятежа непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака вооруженности этих лиц. Для наличия в действиях состава преступления достаточно установить, что исправное оружие имелось хотя бы у одного из соучастников преступления, а также наличие осведомленности об этом других соучастников.

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя РФ или изменение ее территориальной целостности.

2. Объективная сторона вооруженного мятежа заключается в его организации либо в активном участии в нем.

Организация вооруженного мятежа - это действия, направленные на провоцирование вооруженного выступления против законной власти. Они могут состоять, в частности, в пропаганде вооруженного мятежа, вербовке его участников, снабжении мятежников оружием, воинским снаряжением, в планировании вооруженных операций и других действиях по идеологическому, материальному или организационному обеспечению мятежа.

Действия организатора могут выражаться в создании преступного сообщества, вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей соучастников и т.п. Они могут заключаться не только в создании необходимых условий, но и в непосредственном руководстве и координации действий мятежников непосредственно при совершении мятежа.

Вместе с тем подстрекательство или пособничество в совершении преступления следует расценивать как исполнительские действия, поскольку в этом случае отсутствуют обязательные признаки организации такого преступления.

В том случае, если организатором совершены все действия, направленные на выполнение объективной стороны преступления исполнителями, но по независящим от него причинам непосредственное совершение преступления начато не было, действия организатора квалифицируются с применением ч. 3 ст. 30 УК.

Если при организации мятежа были созданы банда или преступное сообщество, то ответственность за такие действия наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 279 УК и соответствующей статьей Особенной части УК.

Активное участие в вооруженном мятеже предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, совместное с другими участниками мятежа, а совершение насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников и т.п.) <1>.

--------------------------------

<1> Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 75 - 76.

 

Совершение мятежниками актов терроризма, убийств, наступление иных физических и материальных последствий вооруженного мятежа следует квалифицировать по совокупности с соответствующей статьей Особенной части УК. В том случае, если потерпевшими являются государственные или общественные деятели либо сотрудники правоохранительных органов, то такие действия подлежат дополнительной квалификации по ст. ст. 277, 295 или ст. 317 УК (при наличии остальных признаков этих составов преступлений).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.