Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 6 страница



- центральный банк еще не создан;

- в стране функционирует только центральный банк;

- центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими государственными банками.

Примерами стран с одноуровневой банковской системой могут служить такие страны как Люксембург и Гонконг, где в настоящее время банковской системы функционирует без помощи центрального банка. Трёхуровневая банковская система представляет собой банковскую систему, где помимо двух базовых уровней - центрального банка и коммерческих банков в сочетании с прочими кредитными организациями выделяют специализированные государственные банки, которые находятся на третьем уровне. Примером распространения такой банковской системы являются мусульманские страны. В большинстве развитых стран с рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и прочие виды деятельности; на втором - действуют коммерческие банки и прочие кредитные организации (небанковские). Несмотря на своё широкое распространение в западных странах, двухуровневая банковская система имеет не только достоинства, но и ряд недостатков:

1 Затрудняется контроль за денежной массой.

2 При значительных масштабах банковской системы центральный банк может разрастаться до размеров, благоприятствующих его бюрократизации.

3 Ограничивается свобода деятельности банков и кредитных учреждений.

4 Ошибки в политике центрального банка при его огромной власти будут иметь такую же огромную «цену» для банковской системы и экономики в целом.

Современная организация банковских систем может быть разграничена на два типа:                 банк-ориентированный и марк-ориентированный типы.

Критериями разграничениями являются: источник правового обеспечения, особенности организации, функциональный механизм взаимосвязи элементов банковской системы, инфраструктура как фактор конвергенции, проблемы функционирования. Банки и банковские операции в любой стране являются основой функционирования экономики, поскольку через банки проходит подавляющее число расчетов и кредитных операций. В любой стране регулированию банковской сферы уделяется особое внимание: из-за проблем в банках страдают платежи других хозяйствующих субъектов, может начаться биржевая паника, изъятие вкладов и экономический кризис. Регулируется банковская деятельность ФЗ «О банках и банковской деятельности». Операции кредитных организаций можно условно разделить на кредитные операции собственно банковские (табл.6.1).

Таблица 5

Банковские операции Кредитные операции
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков- корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной 1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме: 2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (т.н. факторинг); 3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам

 

 

 

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

В соответствии с лицензией ЦБ на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Кредитные организации получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России.

6.4 Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита. Ее главная цель - регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика имеет 2 направления:

1. Кредитная экспансия - направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии.

2. Кредитная рестрикция - их сдерживание и ограничение.

В условиях падения производства и увеличения безработицы ЦБ пытается оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Если же наблюдается рост цен, «биржевая горячка», нарастание диспропорций в экономике, то применяется ограничение кредита, повышение %, сдерживание эмиссии. Денежно-кредитное регулирование осуществляется в нескольких направлениях:

1) государственный контроль над банковской системой (в целях укрепления ликвидности банков, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков);

2) управление государственным долгом. В условиях бюджетного дефицита и роста госдолга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого ЦБ покупает и продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи;

3) регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии с целью воздействия на хозяйственную активность.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк использует комплекс инструментов, которые можно классифицировать:

- по форме воздействия (прямые и косвенные);

- по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

- по характеру регулируемых параметров (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Методы денежно-кредитной политики делятся на 2 вида:

1 Общие - влияют на рынок ссудных капиталов в целом.

2 Селективные - предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей). Общие:

1) учетная (дисконтная) политика. Применяется с середины 19 века. Учетная ставка - это процент по ссудам, которые ЦБ предоставляет КБ, или дисконт при учете векселей КБ.

Повышение ставки процента (политика «дорогих денег») ведет к сокращению заимствований коммерческих банков. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению процентных ставок, сокращению кредитных операций. Проводится в целях борьбы с инфляцией. Понижение ставки (политика «дешевых денег») ведет к увеличению кредита и денежной массы. Проводится в случае спада производства;

2) операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу.

Инициатором этих операций является государство. В целях предотвращения инфляции происходит продажа ценных бумаг. При этом их доходность должна быть выше, чем у других активов;

3) резервные нормы (требования) - это часть банковских депозитов и других пассивов, которые должны храниться на счете в ЦБ. Этот запас КБ не имеют права использовать для осуществления своих операций.

Через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. Если нормы возрастут в 2 раза, то КБ вынуждены будут уменьшить кредитную эмиссию. Кроме того, это заставит КБ сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. Предложение денег в итоге сокращается, увеличиваются процент по кредитам. Все это помогает в борьбе с инфляцией. Если же надо увеличить денежную массу, то нормы снижаются. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику «дешевых денег»,которая заключается в следующих мерах:

1 Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.

2 Необходимо провести понижение учетной ставки.

3 Нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам                                   путем

кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение валового национального продукта. Задача данной политики - сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Проводится политика «дорогих денег». Необходимо уменьшить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом:

1 Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2 Необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.

3 Увеличение учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка.

В результате проведения политики дорогих денег банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель этой политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся:

- контроль по отдельным видам кредитов;

- регулирование риска и ликвидности банковских операций.

- установление количественных параметров на кредиты приоритетных отраслей;

- создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам, и пользуются льготами при переучете векселей в центральном банке;

- распространение различного рода льгот на кредитные учреждения, предоставляющие кредиты приоритетным сферам экономики.


7 Валютный рынок и международные кредитные отношения

7.1 Валютная система

Валютная система представляет собой совокупность двух элементов - валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях. Валютные отношения включают повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций. В условиях углубления интеграции экономик промышленно развитых стран валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Она оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста производства и международного обмена, на цены, заработную плату и т.п. Различают национальную, мировую и региональную (межгосударственную) валютные системы.

Элементы национальной валютной системы: национальная валюта, объем и состав валютных резервов, валютный паритет и курс национальной валюты, условия конвертируемости валюты, статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения страны, условия функционирования национального рынка валюты и золота. Элементы мировой валютной системы: определенный набор международных платежных средств, валютные курсы и валютные паритеты, условия конвертируемости, формы международных расчетов, режим международных рынков валюты и золота, международные и национальные банковские учреждения и др. Базой мировой и региональной валютных систем являются международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля. Национальные валютные системы представляют собой совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного воспроизводства. Мировая валютная система включает международные кредитно-финансовые институты и комплекс международно-договорных и государственно-правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов. Региональная валютная система создается в рамках мировой валютной системы промышленное развитых стран (Европейская валютная система ЕВС как организационно-экономическая форма отношений ряда стран ЕС в валютной сфере). От эффективности валютного механизма, степени вмешательства государственных и международных валютно­финансовых организаций в деятельность валютных, денежных и золотых рынков во многом зависят экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно развитых стран. Рост значения валютной системы заставляет промышленно развитые страны совершенствовать старые и искать новые инструменты и методы государственно-монополистического регулирования валютной сферы на национальном и наднациональном уровнях.

Валютная система промышленно развитых стран охватывает не только денежно-расчетные отношения между ними, но и в значительной мере внутреннее денежное обращение. Мировая валютная система из стихийно функционировавшей, основанной на золотом стандарте системы, постепенно становилась целенаправленно регулируемой, опирающейся на бумажно­кредитные деньги. Причем ее развитие повторяет - с разрывом в несколько десятилетий - основные этапы истории национальных денежных систем. Так, во внутренней экономике денежные системы прошли эволюцию от золотомонетного стандарта к золотослитковому и золотодевизному, а от него - к бумажно-кредитному обращению, в рамках которого решающая роль переходит к кредитным средствам. На мировой арене аналогичная ситуация наблюдалась позднее в специфических формах. Здесь никогда не было золотомонетного стандарта, золотослитковый стандарт существовал на протяжении нескольких столетий; наряду с золотом постепенно развивались вспомогательные кредитные деньги в виде векселей, чеков и других международных долговых обязательств.

Однако к началу XX в. такая валютная система перестала отвечать новым условиям международных экономических отношений. Одна из наиболее характерных черт этого периода - экспорт капитала - вступила в противоречие с новыми формами золотого стандарта (под новыми формами золотого стандарта имеются в виду золотослитковый и золотодевизный стандарты) мировой валютной системы. Кроме того, запасы казначейского золота стали сосредотачиваться в казне наиболее быстроразвивающихся стран. Потребовалась новая, менее стихийная, более управляемая валютная система. Во второй половине 30-х гг. на смену разновидностям золотого стандарта пришло бумажно-кредитное обращение, дающее государству возможность использовать эмиссионный механизм в качестве инструмента экономического регулирования.

Вторая мировая война привела к новому перераспределению золотых запасов: около 4/5 всех государственных запасов золота сосредоточилось в США. Доминирование доллара в мировой валютной системе означало, что золотодевизный стандарт принял форму золотодолларового. Это обстоятельство было официально закреплено в июле 1944г. на конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США), где были заложены основы послевоенной мировой валютной системы (СССР принимал участие в Бреттон-Вуцской конференции и в выработке соглашений об МВФ и МБРР. Однако впоследствии он не вступил в них). Принципы ее заключались в следующем:

- золото признавалось основой мировой валютной системы;

- роль основных валют, представляющих золото в международных расчетах и в инвалютных резервах, была отведена доллару и фунту стерлингов;

- устанавливались твердые паритеты всех валют по отношению к доллару, а через него - к золоту и друг к другу; рыночные колебания валютных курсов вокруг фиксированного долларового паритета допускались в пределах +1%;

- для регулирования мировой валютной системы был создан Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

- была провозглашена задача отмены системы валютных ограничений и восстановления конвертируемости национальных валют.

Построенная на этих началах послевоенная мировая валютная система позволила ликвидировать хаос в сфере международных валютно-финансовых отношений. Однако противоречивость Бреттон-Вудской системы - между стихийно-рыночным началом (золотом) и целенаправленно регулирующим долларом как основной резервной и расчетной валютой привела к следующим последствиям:

- разрыву между неизменной ценой золота в 35 долл. за 1 тройскую унцию и растущими ценами товаров и услуг;

- гигантскому вывозу капиталов из США (с 1957 по 1971 г. в форме прямых инвестиций на сумму 54,2 млрд. долл.);

- огромным военным расходам за рубежом;

- увеличению дефицита платежного баланса США (с 1953 по 1972 г.- 69 млрд. долл.);

- отрыву реального курса доллара от его золотого паритета.

Кроме того, во второй половине 60-х гг. Западная Европа и Япония вдвое превзошли США по размерам золотого запаса и объему экспорта. В результате перестала существовать даже та общеэкономическая основа, на которой держался золотодевизный стандарт, опирающийся на единственную ключевую валюту - доллар. Расстройство золотодолларового стандарта выражалось в массовых "сбросах" доллара на валютных рынках в форме "валютных лихорадок".Поэтому с 1970 г. в рамках МВФ для стран - членов фонда были введены специальные права заимствования (СДР), предназначавшиеся для пополнения их валютных резервов. СДР выполняет ряд функций мировых денег. Они распределяются пропорционально квоте стран в МВФ, поэтому основная их часть (от 2/3 до 3/4) приходится на промышленно развитые страны и 1/4 на развивающиеся. Первоначально курс СДР определялся по официальному золотому содержанию, приравненному к доллару США, затем по валютной корзине сначала 16, а теперь 5 основных национальных валют. СДР постепенно превращаются в главное резервное средство мировой валютной системы. В этих условиях США провели две девальвации доллара - в 1971 и 1973 гг., в результате чего официальная цена золота возросла с 35 долл. до 42,22 долл. за тройскую унцию. К этому времени большинство правительств промышленно развитых стран сняли с себя ответственность за поддержание курса своей валюты в определенном соотношении с ее долларовым паритетом и перешли на режим плавающих курсов. С 1973 г. золото продается и покупается по ценам, складывающимся на специальных рынках золота, и цена на золото перестала оказывать непосредственное влияние на мировую валютную систему.

В такой ситуации остро встал вопрос о реформировании международных валютных отношений. В январе 1976г. сессия Временного комитета МВФ утвердила ряд принципиальных изменений в Уставе МВФ, означавших официальную реорганизацию мировой валютной системы (Ямайское соглашение 1976-1978 гг.). Изменения в механизме валютных отношений вступили в силу с 1 апреля 1978 г. и состояли в следующем: была отменена официальная цена золота (1/3 золотого запаса МВФ ликвидировалась путем продажи 1/6 этого запаса на открытых аукционах и возвращения еще 1/6 запаса странам - членам фонда); СДР были официально превращены в главный резервный актив мировой валютной системы. Узаконивалась система плавающих курсов валют. Страны - члены фонда могли выражать паритеты своих валют в СДР или какой-либо другой иностранной валюте (но только не в золоте). Была расширена сфера межгосударственного валютного регулирования, для чего в рамках МВФ был создан Совет на уровне министров стран-участниц по согласованию экономической политики. Сложившаяся валютная система соответствовала во многом изменившимся условиям мирового хозяйства в 70-х гг. В 1992 г. Россия вступила в члены МВФ. На сессии МВФ и Всемирного банка в Гонконге (сентябрь 1997г.) было утверждено решение о дополнительном выпуске СДР. (До сих пор выпуск СДР предпринимался дважды с распределением пропорционально квотам стран в МВФ в 1970-1972 и 1979-1981 гг.). Сумма эмиссии составит 21,4 млрд. СДР, что соответствует примерно 28,9 млрд долл. Россия, согласно национальной квоте в МВФ, получит 1,7 млрд долл. в виде СДР. Углубление процессов западно-европейской валютной интеграции привело к созданию Европейской валютной системы (ЕВС), которая представляет собой региональную валютную систему и одновременно является элементом современной мировой валютной системы.

Предстоящий постепенный переход на единую валюту затронул и интересы России, так как Евросоюз является основным торгово-экономическим партнером Российской Федерации (на ЕС приходится около 60% нашей внешней торговли и примерно такая же доля иностранных инвестиций). Вероятные достоинства евро (она имеет более стабильный курс валюты, более устойчивыми и объемными становятся финансовые рынки ЕС, упростится сопоставление цен и т. д.) не снимают возникающие для Российской Федерации вопросы. Прежде всего предстоит произвести пересчет всех российских активов и пассивов в Европе (долги, контрактные обязательства, оценка недвижимости, ценные бумаги и т.п.), что означает большую техническую работу. Встает вопрос и о гарантиях интересов наших экспортеров, у которых контракты со странами ЕС в ряде случаев заключены в долларах США. Поскольку потери не исключены из-за курсовой разницы евро - доллар и в ряде двусторонних операций, необходимо определить, кто и как будет нести валютные риски. Очевидно, что с более сложными проблемами столкнутся предприятия малого и среднего бизнеса России. Основой мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства. Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг, перераспределение денежного капитала между странами. Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим каналам:

1) валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг;

2) зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;

3) операции с ценными бумагами и различными финансовыми инструментами;

4) валютные операции;

5) перераспределение части национального дохода посредством бюджетов государств в форме:

- прямой помощи другим государствам;

- взносов в международные финансово-кредитные организации.

Средой движения международных финансовых потоков являются мировые кредитные и финансовые рынки как система рыночных отношений, обеспечивающая их аккумуляцию и перераспределение. С институциональной точки зрения - это совокупность банков, специализированных финансово­кредитных учреждений, финансовых бирж, опосредствующих движение мировых финансовых потоков. Объективной основой развития мировых финансовых и кредитных рынков - закономерности кругооборота функционирующего капитала. Поскольку у одних субъектов возникает временный избыток денежного капитала, а другие нуждаются в его привлечении, то мировые финансовые и кредитные рынки позволяют сопрягать интересы сторон на уровне всемирного хозяйства. Следует помнить, что мировые рынки финансовых и кредитных ресурсов возникли на основе соответствующих национальных рынков и взаимосвязаны с ними. Мировой кредитный рынок - это особая сфера рыночных отношений, где осуществляется движение капитала между странами на условиях возвратности, платности и формируется спрос и предложение на кредитные ресурсы. Мировой финансовый рынок - это часть рынка ссудных капиталов, где преимущественно осуществляется эмиссия, купля-продажа ценных бумаг, а также прямая финансовая помощь со стороны государств и международных финансово-кредитных учреждений. Международные и региональные финансово-кредитные организации - это экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений. К ним относятся:

- Международный валютный фонд;

- Международный банк реконструкции и развития и входящие в данную группу: Международная финансовая корпорация и Международная ассоциация развития;

- Банк международных расчетов;

- Европейский банк реконструкции и развития;

- Европейский инвестиционный банк;

- Международный банк экономического сотрудничества;

- Международный инвестиционный банк;

- региональные банки развития.


7.2. Общая характеристика международных валютно-кредитных организаций

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития. Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами - участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран. БМР выполняет депозитно­ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария. Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам - членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов. Устав МВФ изменялся дважды: в 1968­1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная СДР, и в 1976-1978 гг. - вторая серия поправок, которая отражала замену Бреттон-Вудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой. Капитал МВФ образуется за счет взносов государств - членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР=1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США - 1/5), 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% - развивающимся. Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран. В Устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947-1987 гг. с



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.