Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 3 страница



Объектом управления финансами являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной


власти и хозяйствующие субъекты. На макроуровне органами управления финансами являются:

- Федеральное собрание;

- Президент;

- Правительство;

- Министерство финансов;

- Г осударственный таможенный комитет;

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

- Исполнительные органы внебюджетных фондов.

2.4 Финансовая политика

Управление финансами осуществляется в рамках финансовой политики. Элементы финансовой политики:

1) долговременная политика;

2) текущая политика;

3) дефляционная политика;

4) бюджетная политика;

5) налоговая политика;

6) валютная политика (дисконтная, валютное субсидирование, диверсификация валютных резервов);

7) кредитная политика;

8) учетная (дисконтная) политика;

9) политика по управлению финансами.

Роль финансов в функционировании экономических систем заключается в следующем:

- финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

- финансовое регулирование экономических и социальных процессов (заемные средства);

- финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов (привлеченные или отвлеченные средства).

Различают 3 вида регулирования экономики:

- саморегулирование;

- государственное регулирование;

- регулирование через финансы предприятий.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется следующими методами:

- через эффективное вложение финансовых ресурсов;

- через создание поощрительных фондов;

- через использование бюджетных стимулов;

- через использование финансовых санкций.

Непосредственное воздействие финансов на развитие экономики осуществляется через финансовый механизм.

Финансовый механизм — это пять взаимосвязанных элементов, способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов:

- финансовые методы (инвестирование, налогообложение);

- финансовые рычаги (цена, прибыль, %, дисконт);

- правовое обеспечение;

- нормативное обеспечение;

- информационное обеспечение.

Финансовые методы — это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств. Воздействие на рыночные отношения обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом — это соизмерение в денежной форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Цель применения коммерческого расчета в самом общем виде — получение максимальной прибыли при минимальных затратах, хотя в разные периоды деятельности предприятия цели могут изменяться. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовые рычаги — это приемы действия финансовых методов. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма — это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма связано с получением различной экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, информация о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает оценивать ситуацию на рынках.

2.5 Финансовый рынок

Финансовый рынок - совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от их собственников к заемщикам. Это организованная система торговли финансовыми инструментами. Элементы структуры финансового рынка:

- рынок ссудных капиталов;

- рынок ценных бумаг;

- страховой рынок;

- валютный рынок.

Основным звеном     является рынок ссудных             капиталов.

Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду под определенный процент при условии возвратности. Формой движения ссудного капитала является кредит. Основными источниками ссудного капитала служат денежные средства, высвобождаемые в процессе воспроизводства.

К ним относятся:

- амортизационный фонд предприятий;

- часть оборотного капитала;

- прибыль;

- денежные доходы и сбережения населения;

- денежные накопления государства.

Функции рынка определяются его сущностью и ролью, а также задачами по воспроизводству рыночных отношений. Выделяют пять основных функций:

- обслуживание товарного обращения через кредит;

- аккумуляция или собирание денежных сбережений предприятий, населения, государства и иностранных капиталов;

- трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений;

- обслуживание государства и населения как источник капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

- ускорения концентрации и централизации капитала, содействие образованию мощных финансово-промышленных групп.

Посредством рынка ссудных капиталов как экономической категории можно измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие общественного воспроизводства, установить классовый спектр использования денежного капитала, воздействие его на социально-экономические отношения. Финансовый рынок - составная часть финансовой системы. Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться в 1992 г. Большое влияние на развитие этого рынка оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной структуры и формированию у людей рыночного менталитета. В 1992 г. состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами, банковский сектор развит был слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

2.6 Финансовые риски. Страховой рынок

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти.

В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

- отрицательный (ущерб, убыток);

- нулевой;

- положительный (выгода, прибыль).

Финансовые риски являются спекулятивными, т.е. возможно как получение положительного, так и отрицательного финансового результата. Они являются частью коммерческих рисков. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств). Они подразделяются на два вида:

- риски, связанные с покупательской способностью денег;

- риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные).

К рискам, связанным с покупательской способностью денег относятся:

- инфляционный и дефляционный;

- валютные риски;

- риски ликвидности.

Инвестиционные риски включают в себя следующие виды рисков:

- риск упущенной выгоды - это неполученная прибыль в результате неосуществления какого-либо мероприятия (страхование, хеджирование, инвестирование);

- риск снижения доходности - возникает в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по вкладам и кредитам;

- риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. Селективные риски - это риски неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг. Риск банкротства - представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери собственного капитала и неспособности рассчитаться по обязательствам. Кредитный риск- это риск неуплаты заемщиком суммы основного долга и процентов по нему. Страхование является одним из методов управления риском. Страхование одновременно выступает как один из стабилизаторов экономической и социальной ситуации в стране и как одна из сфер бизнеса и экономики.

Страхование- это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использование для возмещения ущерба. Страховой рынок представляет собой систему перераспределения ресурсов с целью минимизации или ликвидации неблагоприятных последствий какого-либо события. Страхование отвечает двум основным признакам финансов - аккумулированию денежных средств в определенных фондах и распределению этих фондов определенным образом. Основой страхования также является национальный доход. Страхование заключается в покрытии материального и иного ущерба физическому или юридическому лицу за счет средств страховой организации, которые были сформированы частично за счет средств того самого лица, которому выплачивается возмещение. То есть, с одной стороны, страхование можно рассматривать как своеобразную форму кредита: страховщику передаются денежные средства в виде страховой премии - регулярного платежа по договору страхования, а затем они «возвращаются» страхователю при наступлении страхового случая. С другой стороны, страхователь к моменту наступления страхового случая (и получения страхового возмещения) мог не выплатить не только не всю «причитающуюся» ему сумму, но и ее сотой доли; он также может продолжать платить, а страховой случай не наступает.

В РФ существуют три основные формы страхового фонда:

- централизованный страховой фонд;

- фонды самострахования - создаются самими предприятиями;

- фонды страховщика - создаются специализированными страховыми компаниями.

Страховой рынок - это рынок, где объектом купли-продажи выступает страховая услуга. Покупатели - это любые юридические или физические лица. Продавцы:

- прямые страховщики - это страховые компании, которые заключают со страхователями договоры страхования;

- перестраховщики - организации, которые перестрахуют уже застрахованные объекты;

- объединения страховщиков - это союзы и ассоциации. Например, «Ингосстрах» включает в себя 27 российских зарубежных компаний из 17 стран и имеет 131 филиал, «Страховой союз России», «Всероссийский союз страховщиков». Число страховых компаний - около 1500. Преобладают САО - страховые акционерные общества: закрытого типа 1/2, открытого типа - 1/5, страховые компании в виде обществ с ограниченной ответственностью - 1/4. На страховом рынке России появились:

- кэптивы - акционерные страховые общества, обслуживающие корпорации, концерны, крупные финансово-промышленные группы;

- пулы - организации страховщиков или перестраховщиков, принимающих на себя особые виды рисков (атомные, военные, авиационные);

- общества взаимного страхования - некоммерческие организации на добровольной основе для страховой защиты имущественных интересов. Почти 1/3 всех российских компаний зарегистрировано в Москве. Ведущими по объему страховой премии являются «РОСНО», «МОКС», «Ингосстрах», «Военно-Страховая Компания». Посредники на страховом рынке - страховые агенты, страховые брокеры.

Страховой брокер - это предприниматель, должен зарегистрироваться в уполномоченном государственном органе и в органе страхового надзора. Он действует от своего имени и может выполнять поручения и страховщика, и страхователя.

Страховой агент- это представитель страховщика. Он действует от имени и по поручению страховщика.

Страховой рынок регулируется. Государственный надзор над деятельностью осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

- выдает лицензии для осуществления страховой деятельности. Он выполняет следующие функции:

- ведет единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, страховых брокеров;

- контролирует обоснованность страховых тарифов;

- устанавливает правила формирования страховых резервов;

- разрабатывает нормативные и методические указания по страховой деятельности;

- лишает страховые компании лицензий;

- обращается с иском в арбитражный суд о ликвидации страховщика.

Всех участников страхового рынка можно условно представить следующими группами (таблица 2.1.)

Таблица 2

Покупатели Посредни ки Продавцы Г осударство
Страховател и Страховы е агенты и страховые брокеры Страховщики Контролиру ющие органы
Лица, Лица, Должным Речь идет о
испытывающие которые сводят образом тех случаях, когда
потребность либо спрос и лицензированные государство не
обязанные по предложение. субъекты страхового участвует в
закону страховать Страховые рынка - в страховых
свою жизнь, агенты подавляющем отношениях в
имущество либо выступают от количестве случаев качество
ответственность. имени юридические лица представителя
Это те, чьи страховщика, а (включая одной из трех ранее
финансовые страховые государство). перечисленных
ресурсы брокеры - от Именно они групп. Имеется в
"изымаются" своего имени, но аккумулируют виду участие
страховщиком и и те, и другие - средства государства в
передаются в по поручению страхователей и регулировании
другие сегменты финансового рынка страховщика. размещают эти средства в надежные и ликвидные активы страхового рынка, что осуществляется различными способами (речь о них пойдет ниже)

Сущностные признаки страхования:

 


 

1) при страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, т.е. страховых случаев, влекущих за собой возможность нанесения материального или иного ущерба;

2) при страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования - страхователями, которая всегда носит замкнутый характер. Т.е. созданы условия для возмещения ущерба путем солидарной раскладки потерь одних хозяйств между всеми застрахованными. Страхование становится наиболее эффективным методом возмещения ущерба, когда в нем участвуют миллионы страхователей и застрахованных. Тем самым обеспечивается концентрация денежных средств в едином фонде - страховом.

3) страхование предусматривает перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени.

Страхование можно разделить на 5 отраслей:

- имущественное,

- социальное,

- личное,

- страхование ответственности,

- страхование предпринимательских рисков.

Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц). Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. Законодательными актами РФ могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории РФ. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого, проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам. При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица - в виде страхового обеспечения. Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная законом денежная

сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами РФ не предусмотрено иное. Страховая сумма - размер денежных средств, на который фактически застраховано имущество, жизнь, здоровье. При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем. Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, он является недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора. Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме. В том случае, когда страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества, если условиями договора страхования не предусмотрено иное. В том случае, когда страхователь заключил договоры страхования имущества с несколькими страховщиками на сумму, превышающую в общей сложности страховую стоимость имущества (двойное страхование), то страховое возмещение, получаемое им от всех страховщиков по страхованию этого имущества, не может превышать его страховой стоимости. При этом каждый из страховщиков выплачивает страховое возмещение в размере, пропорциональном отношению страховой суммы по заключенному им договору к общей сумме по всем заключенным этим страхователем договорам страхования указанного имущества.


3 Государственный бюджет

3.1 Экономическая сущность бюджета и принципы построения

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Госбюджет - главное звено финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

- вмешательство в экономику;

- поддержание государственного аппарата управления;

- правоохранительные органы и судоустройство;

медицина, здравоохранение и образование;

- оборона страны.

Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Госбюджет выполняет следующие функции:

- перераспределительную (перераспределение ВВП);

- регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

- стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и

осуществление социальной политики государства);

- контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств


по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных                                    сбережений, изменять структуру              спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

- образование доходов бюджета;

- использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Принципы построения госбюджета:

1. Единство     бюджетной системы (единство          бюджетного

законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2 Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.

3 Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4 Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит - превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).

5 Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6 Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7 Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8 Гласность.

9 Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой,

использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая политика (в т.ч. налоговая).

3.2 Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства зависит также построение бюджетной системы. По степени разделения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на:

- унитарные;

- федеративные;

- конфедеративные.

Унитарное ( единое) государство- это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев - государственного и местного бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы. Бюджетная система России состоит из 3 звеньев:

- федерального бюджета РФ;

- бюджетов национально-государственных и административно­территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- местных бюджетов (городские, районные, поселковые, сельские).

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных бюджетов, включая 1 автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт­Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Федеральный бюджет служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики. Кроме того за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание госдолга, пополнение государственных запасов.

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.