Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 2 страница



Золотодевизный или золотовалютный стандарт - еще более урезанная форма, нет золотых монет, отсутствует обмен неполноценных денег на золотые слитки. Государство обменивает национальную валюту на валюту стран с золотослитковым стандартом. В 1944 г. Бреттон-Вудская конференция (США) заложила основы золотодолларового стандарта, который существовал только для центральных банков (ЦБ менял валюту, а валюту на золото). Казначейство США меняло доллары на золото, но только для ЦБ стран, подписавших конференцию. В 1976 г. Ямайская конференция (золотые запасы оскудели). Правительство США отказалось менять доллары на золото, теперь бумажные деньги на золото не меняются.

В настоящее время во всех странах сложилась государственно­организованная денежная система. Элементами денежной системы являются те ее составляющие части, на которых основывается организация кругооборота денежных ресурсов:

1 Денежная единица - денежный знак, установленный в законодательном порядке. В РФ - это рубль.

2 Масштаб цен - установление содержания цены денежной единицы через весовое содержание золота (сейчас его нет).

3 Виды денег. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему при всех видах платежей.

4 Эмиссионная система. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно ЦБ.

Современная денежная система имеет следующие характерные черты:

- правительство не устанавливает золотое содержание национальных денежных единиц;

- завершен переход к не разменным на золото кредитным деньгам, произошло стирание между бумажными и кредитными деньгами;

- преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

- усиление государственного регулирования денежного обращения.

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения.

Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям:                              своевременности,

надежности, эффективности.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей.

Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам.

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

Пятый принцип - срочность платежа.

Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Седьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий.

Источниками проведения безналичных платежей могут являться привлеченные, собственные и заемные средства.

Для хранения денежных средств и осуществления расчетных операций каждому хозоргану в коммерческом банке в зависимости от статуса предприятия, характера деятельности и источника финансирования открываются расчетные, текущие, ссудные, депозитные и другие счета.

Для открытия расчетного счета предприятие должно предоставить банку определенный перечень документов.

С предприятиями, открывшими разные счета, банк заключает договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором отражены права и обязанности сторон, стоимость, оказываемых услуг и материальная ответственность за нарушения условий договора.

В процессе осуществления хозрасчетных операций иногда возникает ситуация, когда остатки денежных средств на расчетном счете предприятия недостаточно для удовлетворения имеющихся претензий со стороны поставщиков, подрядчиков, бюджета. Возникает проблема, какие платежи производить в первую, вторую и т.д. очередь. Для обеспечения единого подхода, избежания дискриминации тех или иных предприятий и организаций, устанавливается так называемая очередность платежей.

Существуют следующие виды очередности платежей:

1) целевая очередность.

2) календарная очередность.

3) календарно-целевая очередность.

4) преференциальная очередность (очередности по усмотрению плательщика).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в настоящее время списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов (группа 1);

- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору (группа 2);

- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования РФ (группа 3);

- в четвертую очередь списание по платежных документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые на предусмотрены в третьей очереди (группа 4);

- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (группа 5);

- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности (группа 6).

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями; аккредитивами; чеками; инкассовая форма. Платежное поручение (ПП) - письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет другого предприятия - получателя средств в том же или другом банке. С помощью ПП совершаются расчеты в хозяйстве, как по товарным, так и по нетоварным

операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно ПП. Расчеты ПП имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы. При получении заявления на аккредитив банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Таким образом, депонирование денег гарантирует поставщику своевременную оплату. Зачисление средств на счет поставщика производится банком после того, как будут предоставлены документы, подтверждающих отгрузку или выполнение работ, услуг. Аккредитив может быть денежным и товарным. В случае денежного аккредитива выплата денег его держателю осуществляется против предъявления им документа, удостоверяющего личность. Поручитель может также в качестве получателя денег указать самого себя, чтобы зарезервировать крупные суммы денег для поездок в другие города. Товарный аккредитив применяется в расчетах между поставщиком и покупателем. Покупатель открывает аккредитив в банке поставщика и дает поручение оплачивать счета против передачи поставщиком оговоренных документов. Тем самым поставщик получает гарантию того, что сумма по счету поступит к нему, а покупатель - что товар действительно был ему отгружен. Инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручению клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий на основе расчетных, товарных и денежных документов. Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку оплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму.  Вексель

- это долговое обязательство векселедателя или иного указанного в векселе лица уплатить обозначенную денежную сумму в определенный срок в конкретном месте. Преимуществом вексельной формы расчетов перед чековой является возможность совершения индоссамента.

Межбанковские расчеты - система безналичных расчетов между банками, основанная на прямых переводах денежных средств и регулярных зачетах их взаимных требований и обязательств. На основе расчетов между различными банками можно окончательно завершить расчеты в рамках национальной экономики. Для проведения расчетов коммерческие банки устанавливают между собой на договорной основе корреспондентские отношения. Предметом этих отношений являются два вида операций: по обслуживанию клиентов и собственно межбанковские операции. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов и оказанию им трастовых услуг. Собственные операции банков включают предоставление и получение кредитов, депозитов, покупку (продажу) валюты, ценных бумаг и др. Корреспондентские отношения обычно сопровождаются открытием счетов на взаимной основе (друг у друга). Имеют место также отношения между корреспондентами без счета, когда взаимные расчеты осуществляются по счетам, открытым ими в третьем кредитном учреждении. Частный случай такой структуры договорных связей - расчеты по корреспондентским счетам, открытым в подразделениях Банка России. Однако они могут проводиться и по счетам, открытым в каком-либо коммерческом банке, обычно являющимся крупным центром межбанковских расчетов, так называемом расчетном банке .Возможно также установление корреспондентских отношений через клиринговые центры, в которых открываются клиринговые счета как разновидность корсчета для проведения клиринга. При этом равновеликие финансовые требования и обязательства погашаются, а сальдо списывается или зачисляется на основной корреспондентский счет. Корреспондентский счет - это счет одного банка, открытый в другом банке. На нем отражаются платежи, проведенные последним по поручению и за счет первого банка на основе заключенного между ними корреспондентского договора. В нашей стране большая часть межбанковских расчетов осуществляется через расчетную систему ЦБ РФ. Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей подразделения Банка России - расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков.

Клиринг- один из способов безналичных расчетов. Он основан на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары и услуги, ценные бумаги. При клиринге равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются лишь на разницу. Клиринг может проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые без участия коммерческих банков или с помощью банков. При проведении разового зачета через банки каждому участнику обслуживающим его банком открывается временный (в период зачета) параллельно с расчетным счетом отдельный счет по зачету. По нему списываются и зачисляются суммы. Затем счета по зачету закрываются и выводится сальдо по каждому участнику. Возможно применения клиринга и при осуществлении межбанковских расчетов. Ведь каждый банк одновременно или попеременно выступает как получатель и плательщик денег. Клиринговые расчеты можно организовать между двумя банками, когда долговое требование первого является долговым обязательством второго и наоборот. При этом погашаются взаимные долги. Но наибольшей результативности клиринг достигает при большом количестве участников. Клиринг может быть организован как через крупнейшие коммерческие банки, так и через клиринговые палаты (центры). При этом необходимо, чтобы клиринговый центр учитывал все долговые требования каждого участника по отношению к другим участникам клиринга и обязательства перед ними с последующим погашением отрицательных и положительных величин. Банки открывают в клиринговых палатах свои счета, на которые переводят часть своих средств. В свою очередь клиринговые палаты открывают свои корреспондентские счета в Центральном банке.

1.4 Ликвидность

Платежная функция денег порождает главную проблему денег - проблему ликвидности. Ликвидность - это способность любого реального актива выступить в роли средства платежа.

Все, что выступает в качестве денег, и есть деньги. Платежным средством может выступить любой актив, на который на рынке имеется спрос. Степень ликвидности означает сравнительную величину затрат обмена данного актива и аналогичных затрат на обмен другого актива (трансакционные издержки). Активы располагаются по степени ликвидности (в балансе возрастает). Абсолютно ликвидным активом являются наличные деньги, затраты на обмен равны нулю. Ликвидность характеризует 3 свойства любого актива:

- реальную возможность использовать его в качестве средства платежа;

- скорость превращения актива в средство оплаты;

- способность актива сохранять во времени и пространстве свою номинальную стоимость (антиинфляционная устойчивость).

Обращение денег не происходит стихийно - оно подчиняется определенным законам. Их знание позволяет оперативно реагировать на или иные изменения, принимать соответствующие решения и воздействовать на экономическое развитие. Эти правила обращения называются законами денежного обращения. Основной закон денежного обращения, формула которого была представлена К. Марксом, связывает цены, скорость обращения и количество денег:

Количество денег = Сумма цен / Число оборотов денежных единиц.

Указанная формула в большей степени справедлива для золотого обращения. При обращении золота в качестве денег из-за ограниченности золотых запасов соотношение между количеством золота (монет) и товарами устанавливается стихийно, но относительно точно: избыток денег изымается из обращения и переходит в сферу накопления (сокровищ), а при недостатке монет их изъятая часть возвращается их сокровищ в обращение. Когда появляются кредитные деньги, происходит необеспеченная эмиссия. В этом случае неизбежно появление инфляции, т.е. обесценения денег из-за их возросшего количества. Необходимо отслеживать ту часть денежных обязательств, которые могут быть взаимно погашены без дополнительной эмиссии. В количественной теории денег используется уравнение Фишера:

MV = PY.

где: М - обращаемая денежная масса;                                                   (1)

V - скорость обращения денежной единицы;

P - средний уровень цен;

Y - количество товаров и услуг.

Этот закон называют законом бумажно-денежного обращения. Поскольку количество денег теперь может возрастать неограниченно, роль государства в денежном регулировании колоссальна. Одним из видов регулирования является поддержание структуры и объема денежной массы - совокупной покупательной способности денежных средств. Для измерения денежной массы предусмотрены денежные агрегаты, отличающиеся между собой по степени ликвидности (таблица 1.1).

Таблица 1

Агрег ат

Комментарии

М0 наличные средства, находящиеся в обращении (монеты и банкноты) В развитых странах преобладающее значение имеет безналичное обращение (оно тесно связано с кредитом, а кредит дает существенную экономию издержек обращения). Роль этого агрегата невелика.
М1 М0 + остатки на счетах, чеки и вклады «до востребования» Средства на счетах в банках используются для совершения текущих платежей. Поэтому объем данного агрегата в значительной степени характеризует ликвидность денежной массы. Вместе с тем, чем большие оборотные средства предприятия "заморожены" на счете, тем меньше средств может быть инвестировано в основной капитал. Данный агрегат в большей степени выполняет функцию средства обращения.
М2 М1 + срочные и сберегательные депозиты в КБ "Депозитные деньги" обладают меньшей ликвидностью, но могут быть в течение какого-либо времени обращены в денежные средства (к примеру, в агрегат М1). Агрегат М2 в большей степени выполняет функцию средства накопления, хотя частично служит и средством обращения.
М3 М2 + сберегательные вклады, а также ценные бумаги Этот агрегат выполняет функцию средства накопления. Вместе с тем, если под ценными бумагами, составляющими данный агрегат, понимать и векселя, то в таком случае этот агрегат может выполнять функцию средства обращения.
М4 М3 + депозитные сертификаты крупных банков  

 


 

2 Финансы и финансовая система

2.1 История финансов и финансовых отношений

Термин «финансы» возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов. Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями. В- третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер. В- четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно­принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач. Под финансами понимают экономическую категорию, которая отражает уровень экономических отношений между продавцом и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.

Предпосылки возникновения финансов:

1 В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2 Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.

3 Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.


Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с

Рисунок 1 - Объекты финансового рынка


 

развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной формой налогообложения - денежной. Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств.

Финансы - это отношения по:

- созданию и использованию централизованных фондов государства;

- распределению и перераспределению ресурсов (общественных благ) путем использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов;

- созданию и перераспределению фондов предприятий.

2.2 Функции финансов

Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы, тем


эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства.

Функции финансов:

1 Формирование денежных доходов государства - происходит в сфере материального производства, а сфера обращения только опосредует эти отношения.

2 Распределительная. В процессе производства и торговли возникают различные доходы. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д.

3 Контрольная. Контроль за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально.

4 Регулирующая связана с вмешательствам государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально­вещественных пропорций в процессе расширенного производства. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и НД. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

- общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);

- внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);

- общественный финансовый контроль;

- независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федераций). Федеральное Собрание образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием. Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Минфина РФ. Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и             контроль за                                                                          исполнением

республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Эффективный контроль осуществляет и ФНС РФ. Главная его задача - контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты.

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его задачей является своевременный контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);

в) последующий (организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).

2.3 Финансовая система

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:                                                        государственный

бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.


Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на 2 подсистемы:

- общегосударственные финансы (обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне);

- финансы хозяйствующих субъектов (используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне).

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

 

 

   

Общег осударс те енны е финансы

 

Финансы хозяйствующих субъектов

 

         

 


 

- государственный бюджет - государственных

- внебюджетные фонды - муниципальных

- государственный кредит - акционерных

- фонды страхования - частных

- фондовый рынок - общественных

Рисунок 2 - Финансовая система России

На уровне государственных финансов происходят разработка и реализация единой финансовой политики страны, от которой во многом зависит и эффективность деятельности предприятий. Общегосударственные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения НД, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль:

- в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

- перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, а также формами собственности и отдельными слоями населения.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов госбюджета является НД, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, предприятия привлекают бюджетные ассигнования, банковские кредиты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.