|
|||
Тактическое планирование маркетинга2. Тактическое планирование маркетинга
Если маркетинговая стратегия базируется на результатах долго- срочных прогнозов, то тактика маркетинга использует среднесрочные (тактические) и краткосрочные (конъюнктурные, оперативные) прогнозные оценки. Тактические мероприятия являются составными частями стратегических. Среди тактических можно особо выделить: – разработку принципов выхода на рынок или сегмент с модернизированным или принципиально новым товаром; – организацию выхода на рынок или сегмент; – активизацию товародвижения (т. е. доставки товара к местам продажи); – организацию рекламы и стимулирование продажи товара с учетом особенностей его жизненного цикла; – исследование потребителей и установление прямых контактов с ними; – увеличение численности персонала представительств и филиалов организации; – создание новых представительств и филиалов; – активизацию участия в выставках и ярмарках; – повышение эффективности сервиса. В тактическом плане маркетинга должно быть предусмотрено достаточно быстрое реагирование на возможные изменения, как во внутренней, так и во внешней среде, порождающие отклонения от плановых значений соответствующих показателей. Например, если объем продаж меньше запланированного, то можно рекомендовать: снизить цены; модернизировать систему сбыта (к примеру, увеличить численность ее сотрудников, организовать их переподготовку, улучшить их стимулирование и т. п.); проверить качество товара и в случае необходимости провести его модернизацию, непременно оповестив об этом покупателей с использованием рекламы и средств массовой информации; сократить производство. Если же ситуация обратная, т. е. спрос превышает объем производства, можно предложить следующие мероприятия противоположной направленности: сократить расходы на рекламу и стимулирование сбыта; повысить цены; уменьшить численность сотрудников системы сбыта; расширить производство. Тактика маркетинга должна быть направлена на всемерное развитие инициативы всех работников фирмы и активизацию деятельности организации в целом. Для этого необходимо обеспечить: адаптацию сотрудников, т. е. умение быстро и эффективно перестроить свою деятельность в соответствии с изменившимися условиями (например, в соответствии с новой стратегией и тактикой управления); поощрение инициативных сотрудников и наказание не справляющихся со своими обязанностями, которые должны определиться письменными инструкциями; регулярную переподготовку сотрудников (в первую очередь полное и регулярное информирование о поли- тике фирмы, т. е. о стратегических, тактических и оперативных маркетинговых планах); поощрение изучения и использования чужого опыта и, в особенности, опыта фирмы-партнеров и фирмы- конкурентов; систематический и всесторонний анализ тенденций раз- вития своей отрасли и смежных отраслей; проведение внутренних ревизий с привлечением внешних консультантов; наличие в руководстве на самых высоких должностях работников, ответственных за сбыт продукции (например, во многих корпорациях первым заместителем президента является маркетинг-директор). Тактические мероприятия находят свое концентрированное со- держание в маркетинговых программах, которые обычно направлены на решение отдельных комплексных проблем. Обычно выделяют три типа программ маркетинга: – программа перевода предприятия на работу в условиях маркетинга; – программа по отдельным направлениям комплекса маркетинга; – программа освоения отдельных элементов маркетинга. Структура маркетинговых программ не обязывает к стандарт- ному подходу. Но ее содержание предполагает следующую последовательность: результаты деятельности за предыдущий период, освещение прогнозных показателей потенциального рынка, описание маркетинговых инструментов, необходимых для достижения стратегической цели, которая лежит в основе разработки программы.
|
|||
|