Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как вы все-таки считаете, действительно ли возможно исполнять музыку именно так, как композитор задумывал ее в XVII-XVIII веках?



– Как вы все-таки считаете, действительно ли возможно исполнять музыку именно так, как композитор задумывал ее в XVII-XVIII веках?

– Люди той эпохи писали огромные труды, посвященные теме как исполнять эту музыку, сопровождая свои тексты подробнейшим описанием, фиксируя всевозможные психологические нюансы. Это была каноническая эпоха. И Моцарт, конечно, жил в эпоху с определенным менталитетом, и это касалось всего – кодекса поведения, психологии, моды, манеры писать, обустраивать жилище. Поэтому исполнять историческую музыку на современных инструментах по меньшей мере несерьезно. Конечно, “Евгения Онегина” можно слушать и на китайском, но лучше, безусловно, на русском.

– Когда же пришло это понимание? Вы ведь наверняка начинали с обычной виолончели.

– Родители – они из Санкт-Петербурга – водили меня, четырехлетнего ребенка, на Стравинского, и мне нравилось, я сидел не шелохнувшись. Старинную музыку услышал в шесть лет – мы ходили на концерты “Мадригала” и мне очень нравились камерные программы. В конце 1980-х годов я действительно считал, что Баха можно исполнять на обычном инструменте, потому что это мощно, с вибрато. Но когда мне довелось услышать настоящего Баха на барочной виолончели, никакие даже самые выдающиеся исполнения на обычной виолончели уже не трогали сердце. Так я пришел к тому, что музыку надо играть так, как ее видели композиторы. Ведь исполнение – способ открытия музыки для зрителя и для того, кто этим занимается.

– Многие музыканты, наши современники, сейчас болеют эпохой барокко. С чем это может быть связано?

– Барочная музыка – одно из самых лучших достижений человеческой цивилизации и культуры. Некоторые считают, что более ранняя музыка более совершенна. Я же считаю, что в музыке барокко был наивысший взлет. Потом произошла Французская революция, клавесины спешно выкинули в форточки, органы разбили – представьте, после взятия Бастилии в Париже осталось только четыре барочных органа!

Те инструменты, которые сейчас мы слышим, – это все романтические органы. И произошел слом, чудовищная унификация. Если в эпоху барокко существовало более 40 моделей смычка, то сейчас мы играем только одним видом. То же касается всех инструментов и даже манеры пения. Если выражаться грубо, то барокко по уровню выше.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.