|
|||
АКТУАЛЬНОСТЬАКТУАЛЬНОСТЬ
Тема «Развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» - особенно актуальна в настоящее время, так как проблема сохранения здоровья детей является одним из важнейших направлений обучения и воспитания. К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Жизнедеятельность–это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, тесно взаимосвязанный с окружающей средой и социальной реальностью. Создавая себе условия для существования и развития, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывает его противодействие. Воздействия окружающей среды могут быть благоприятны, а могут и наносить вред. Тема здоровья дошкольников в последнее время часто обсуждается на страницах печати специалистами разного профиля. Обозначенные проблемы предполагают конкретные рекомендации по выходу из сложившейся кризисной ситуации. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину – от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Возросло число бытовых травм, участилось количество несчастных случаев на водоемах, на дорогах, поэтому перед нами стоит задача – выработать у детей привычку здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания; сформировать у дошкольников целостное представление о безопасности жизнедеятельности, осознанному и мужественному поведению в экстремальных ситуациях. Однако, в существующей организации работы ДОУ можно заметить следующее противоречие. С одной стороны, роль развития основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого обоснования. С другой стороны, различные формы целенаправленной организации ОБЖ в ДОУ занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Закономерным следствием этого становится неумение укрепления и сохранения здоровья ребенка, незнание возможных опасных ситуаций и влияние их последствий на здоровье, и жизнь человека. Поэтому за основу данной работы взяты положения об охране и укреплении здоровья детей в «Концепции дошкольного воспитания», где сказано, что целостное развитие дошкольника, его безопасности является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. Изучение ОБЖ в ДОУ позволит детям – дошкольникам получить систематизированное представление о здоровом образе жизни, о путях укрепления и сохранения здоровья; о возможных опасных ситуациях и оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека. В детском саду такая подготовка проводится в рамках специального курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), занятие проводится 1 раз в неделю в разделе «Познавательное развитие» и в совместной деятельности педагога с детьми, которая включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных ситуациях. ЦЕЛЬ: Воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представления дошкольника о здоровом образе жизни, развитие у детей элементарных валеологических понятий, основанных на реальных фактах, строении и работе организма; знаний о гигиенических нормах и правилах, способствующих развитию нравственных качеств ребенка и формированию осознанного бережногоотношения к своему здоровью, здоровью окружающих. ЗАДАЧИ: 1. Закрепить у детей знание правил дорожного движения; познакомить детей со знаками, расширять знания о правилах поведения детей на улицах, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. 2. Обучать дошкольников мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные правила об опасности шалости с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме. 3. Дать детям знания о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью, предостеречь от несчастных случаев в быту, предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми. 4. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заботиться и охранять свое здоровье, закаляться, заниматься спортом.
|
|||
|