Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понятие эксперимента



1. Понятие эксперимента

Эксперимент — это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способство­вать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей объектов и (или) проверке истинности теории в отношении этих свойств [4].

Алгоритм проведения эксперимента:

1. определение целей эксперимента, обоснование условий, которые способствовали бы наиболее полному и всестороннему проявле­нию свойств, отношений, связей системы и ее компонентов;

2. разработка систем показателей, измерителей, ориентиров (для производственных и социальных экспериментов), технических средств и устройств (для технических экспериментов);

3. планирование эксперимента;

4. наблюдение, измерение, фиксирование обнаруженных свойств, отношений, связей, тенденций развития; статистическая обработка ре­зультатов эксперимента;

5. контроль эксперимента;

6. интерпретация (истолкование) результатов эксперимента [3].

Эксперимент может включать в себя другие методы эмпирического исследования такие как наблюдение и измерения. В то же время ему присущи некоторые важные особенности.

Во-первых, эксперимент позволяет изучать объект в «чистом» виде, т. е. устранять различные побочные факторы, наслоения, усложняющие процесс исследования.

Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные или же экстремальные условия. Например изучаться при сверхвысоких или сверхнизких температурах, при чрезмерно высоких давлениях, в вакууме, при гигантских напряженностях электромагнитного поля и т. п. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать их сущность.

В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. Как отмечал академик И.П. Павлов, «опыт как бы берет явления в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и таким образом в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе говоря, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что хочет» [1].

В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

Эксперимент подразумевает воспроизведение искусственных систем позволяющих воздействовать на них методом перегруппировки их частей или подмены иными. Отслеживая при этом изменения в системе (которые квалифицируются как следствия предпринятых действий), можно раскрыть определенные реальные взаимосвязи между элементами и тем самым обнаружить новейшие характеристики и закономерности изучаемых явлений. В естествознании видоизменение критериев и контроль за ними осуществляются за счет применения устройств разного уровня сложности (от звонка в опытах Павлова по условным рефлексам вплоть до синхрофазотронов и т.п. устройств). Эксперимент проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории, однако и сам порождает новые трудности, требующие собственного разрешения в последующих экспериментах, т.е. является и мощным генератором нового знания.

    К эксперименту обычно обращаются:

1) когда пытаются обнаружить у объекта не известные ранее свойства для продуцирования знания, не вытекающего из наличного (исследовательские эксперименты);

2) когда необходимо проверить правильность гипотез или каких-либо теоретических построений (проверочные эксперименты);

3) когда в учебных целях "показывают" какое-либо явление (демонстрационные эксперименты) [2].

Подготовка и проведение эксперимента требуют соблюдения ряда условий. Так, научный эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Эксперимент базируется на каких-то исходных теоретических положениях. Он требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации. И наконец он должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.