Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Возрастные особенности и потребности детей



Возрастные особенности и потребности детей

Младший возраст (6-9 лет)

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в развитии человека.

Физический рост и развитие:

· руки и ноги растут быстрее тела;

· общее управление телом хорошее;

· координация глаз и рук улучшается к 7 годам;

· сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

· невелик запас прочности опорного аппарата; слаба мускулатура, осо­бенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки;

· активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Характерные особенности:

· высокий уровень активности;

· желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

· лучшая награда – похвала;

· стремление получить время на самостоятельные занятия;

· формирование целеустрем­ленности, или самоувереннос­ти, или агрессии;

· кризис 7 лет - «кризис непосредственности»;

· считают друзьями тех, кого видят чаще других;

· отличаются конкретностью мышления;

· высокий авторитет старшего товарища;

· бурно проявляют эмоции;

· неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.

Дети этого возраста нередко впервые надолго (более 20 дней) отрываются от привычных до­машних условий, расстаются с близкими людьми, ока­зываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Боль­шинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Они не могут долго концентрировать внимание на каком-либо предмете или объекте, поэтому время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности чередо­ваться между собой и иметь обязательно игровой харак­тер.

В эти годы дети особенно эмоционально от­носятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и срав­нивать наблюдаемое, критическое отношение к действи­ям и поступкам товарищей. Вместе с тем новый режим, новые нагрузки, прежде всего на психику ребенка, тре­буют разрядки, которую можно найти в играх.

Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного - запоминания (в частности, в игре).

Таким образом, основной вид деятельности в этом возрасте - игра. Именно игра приходит на помощь вожатому.

При организации игр нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Они очень подат­ливы различным влияниям окружающей среды, быстро утомляются (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано с их физическим развитием.

Поэтому в занятиях с детьми младшего возраста дол­жны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, с ограничением прыжков и бега, направленные на развитие умения лазать по тренажерам и пользоваться качелями. Используйте в работе ритмические виды деятельности, пение, драматические постановки.

Вожатый не только организует досуг ребенка, но и следит, как он справляется с элементарными бытовыми проблемами: правильно ли одет во время плохой погоды, какую выбрал одежду в жаркий день, в каком состоянии находится его белье, может ли сам привести себя в порядок (помыться в душе, причесать волосы, остричь ногти и т.д.).

Ребят необходимо обеспечить конкретными поручениями, но дать им творческую свободу при их выполнении. Вожатый обя­зан помнить, что перед тем, как дать любое поручение, нужно провести разъяснительную работу. Если идет убор­ка помещения, то, прежде всего, вожатый лично должен показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф.

Ребята этого возраста остро нуждаются в оценке своих действий, их необходимо хвалить. Малышам за их удачи обязательно нужно вручать награды. Пусть это будут самодельные медали со словами «Самому ловкому», «Са­мому веселому», «Самому находчивому» и т.д., но они дают ребенку реальное ощущение успеха, создают необ­ходимый эмоциональный подъем.

Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений. Поэтому отрядные вожатые должны по­заботиться о создании доброжелательной обстановки в младшем отряде, научить ребят жить в коллективе, забо­титься друг о друге, участвовать в общественно-полезных делах, бережно относиться к собственности лагеря, вы­полнять разнообразные поручения в отряде, соблюдать режим дня и дисциплину.

И здесь важно отметить, что даже среди наиболее активных детей, которые охотно включаются в коллективную деятельность и берутся за выполнение различных поручений, довольно часты случаи, когда они не справляются с поставленными задачами. Это обусловлено тем, что дети не смогли усвоить сути задания и поэтому быстро утратили к нему свой интерес. Поэтому при работе с «малышами» вожатый должен не только поддерживать у ребят интерес на протяжении всей совместной деятельности, но и помочь им определиться в своих действиях.

Для того, чтобы маленькие школьники могли самостоятельно управлять своим поведением, необходимо соблюдать следующие условия:

– добиваться формирования у ребенка достаточно сильного и устойчивого (во времени) мотива поведения;

– ставить цель, которая должна быть понятной, конкретной (иметь определенные качественные и/или количественные характеристики), доступной – реально выполнимой (достижимой в существующих условиях);

– процесс выполнения сложного задания подразделять на этапы, действия, операции (не нужно давать ребятам сразу все задания);

– со стороны взрослого необходим систематический контроль за действиями ребенка или детского коллектива.

Желательно, чтобы все дела и поручения были не только конкретными и понятными для ребенка, но и эмоционально окрашенными.

Время от времени предоставляйте детям свободу действий, выбора игры, занятия по душе, по интересам.

В младшем школьном возрасте дети активно овладевают навыками межличностного общения. Они, как правило, очень хотят общаться со своими сверстниками и стремятся завязать с ними дружеские отношения.

В то же время в процессе формирования межличностных отношений младших школьников значительная роль отводится вожатому. В начальный период знакомства детей (в первую очередь 7-8 лет), попадая в новую для себя обстановку и коллектив, начинают чувствовать себя дискомфортно и поэтому пытаются избегать непосредственных контактов. Даже у детей не испытывающих сложностей в процессе коммуникации можно наблюдать отсутствие самостоятельной инициативы в организации общения с незнакомыми сверстниками или взрослыми.

Гораздо быстрее взаимодействовать между собой дети начинают посредством взрослого. Поэтому задача вожатого – помочь детям в достойной и уважительной форме представить себя отряду, создать «почву» для свободного, дружеского общения. Лучше всего это можно сделать посредством различных игр. В этот возрастной период игра – это то, что в наибольшей мере соответствует уровню развития и потребности ребенка.

Пока у детей еще не сложились цельные представления о себе (личностная самооценка), они безоговорочно принимают и усваивают оценки значимого для них взрослого. Особенно этот эффект заметен тогда, когда взрослый вызывает у детей симпатию, положительный эмоциональный отклик. И наоборот, систематически высказываемые взрослым отрицательные мнения о ребенке, резкие замечания типа: «Опять ты мешаешь всем!», «Ты подводишь отряд!» могут стать для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим данного ребенка. В результате подобные малопродуманные, непрофессиональные действия вожатого могут предопределить негативное отношение детей к излишне критикуемому ребенку.

Также отрицательное влияние на положение младшего школьника может оказать и неумеренное захваливание, так фактически оно будет ставить его в особое положение, противопоставляя всем остальным ребятам: «Маша опять всё сделала быстрее всех!», «Маша самая аккуратная!», «Маша самая активная!». Частое употребление аналогичных фраз может привести к тому, что дети станут завидовать Маше, начнут избегать ее, будут относиться к ней с нескрываемой неприязнью или даже озлобленностью.

В процессе своего взаимодействия с детьми вожатый должен быть не только на чеку, но и тщательно следить за тем, чтобы невольно не стать причиной разрушения межличностных отношений детей.

На протяжении младшего школьного возраста понятие «дружба» имеет определенную динамику.

Для ребенка 6-7 лет: друзья – это дети, с кем он играет, кого он видит чаще других. Выбор друга определяется внешними причинами: дети сидят за одним столом, спят на соседних кроватях и т.д., то есть близость определяется в основном объективными (независящими от детей) факторами. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности сверстника. Межличностные связи легко устанавливаются и также легко разрушаются без каких-либо серьезных последствий для бывших друзей.

В возрасте 8-11 лет дети считают друзьями тех, кто им помогает, отзывается на их просьбы, разделяет интересы, участвует в разрешении возникающих проблем, подсказывает выходы из сложных ситуаций. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся качества личности, такие как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность и надежность.

Для популярности мальчиков большое значение приобретает физическая сила, ловкость. Для девочек – привлекательная внешность, принадлежность к лидерской группе, красивая одежда, игрушки.

К концу младшего школьного возраста на первом месте стоит общественная активность, организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Красивая внешность по-прежнему важна.

С возраста 9-10 лет школьники начинают острее переживать замечания, полученные в присутствии значимой для них группы сверстников. Возрастает роль оценок, мнения окружающих. Обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может явиться мощным травмирующим фактором, последствия которого, в свою очередь, могут привести к нежелательным и сложно корректируемым деформациям нестабильной детской психики.

Дети младшего школьного возраста относятся к вожатым с особым доверием, а подчас и влюбленностью. Оставшись вдалеке от родителей, бабушек и дедушек, они видят в них свою защиту и опору. Поэтому вожатым младших отрядов необходимо не просто работать с душой, но и быть по-домашнему внимательными и заботливыми, предусмотрительными по отношению к своим воспитанникам.

Подводя итог вышесказанному, рассмотрим часто встречающиеся проблемы при работе с младшим школьным возрастом и варианты их решения.

 

Прогнозируемые трудности Варианты решение
1. Болезненно переживают разлуку с семьей (Слёзы) 1. Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
2. Чувство страха перед независимостью, боязнь новой обстановки (Раздражительность, тоска по дому) 2. Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
3. Любознательность (Множество вопросов) 3. Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ несколько раз, сколько необходимо для понимания.
4. Повышенный интерес ко всему неизвестному (Готовы пробовать всё на вкус) 4. Проводить профилактические беседы. Рассказать детям о ядовитых ягодах,  грибах, растениях.
5. Демонстрируют свою смелость (Опасность травматизма) 5. Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
6. Отсутствуют навыки самообслуживания и четкого режима дня (Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи, надевают грязную одежду, забывают чистить зубы, мыть руки перед едой, иногда ложатся спать в верхней одежде) 6. Терпелива приучать к порядку. Контролировать соблюдение правил личной гигиены. Проявить особое внимание вечером, например, рассказать сказку. Не ругать ребенка за то, что разбудил вас ночью по своим нуждам.
7. Домашние привычки (Привычка есть медленно, всухомятку) 7. Пресекать перекусы, приучать к питанию по режиму, следить, чтобы съедали первое. Давать необходимое количество времени для приёма пищи.
8. Впечатлительность, страхи и слезу в темноте 8. Проявлять особое внимание вечером: не организовывать шумные игры, не читать и не рассказывать «страшных» историй, не читать на ночь сказок, в которых есть «элемент страха». Не оставлять детей в полной темноте.
9. Быстро теряют интерес к занятиям, рассеянное внимание (Утомляемость) 9. Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными п времени. Не давать поручений, связанных с точным учетом времени.
10. Робкие и физически слабые дети (Неуверенность в себе). 10. Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
11. Подражание, копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. 11. Не подавать дурного примера ни в чем. Следить за своим поведением, высказываниями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.