Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I.  Introduction



 

Создание лекций в онлайн-формате с оптимизацией расходов для вуза и их использование в учебном процессе

 


Савельев Д.С.

кафедра физического воспитания

Санкт-Петербургский горный университет

Санкт-Петербург, Россия

osu@mail.ru

Жерлыгина Е.С.

НЦ геомеханики и проблем горного производства

Санкт-Петербургский горный университет

Санкт-Петербург, Россия

                         bazilyak.e.s@gmail.com


 

 


AbstractВо многих вузах нашей страны учебный процесс поддерживается онлайн-курсами. По результатам исследований, большинство студентов Санкт-Петербургского Горного университета заинтересованы в введении онлайн-формата в учебный процесс [1]. В статье представлены результаты исследований в данном направлении.

Keywords — онлайн-курсы, онлайн-платформы, перспективы обучения, цифровое образование, учебный процесс.

I.  Introduction

Огромные перспективы обучения в онлайн-формате уже не вызывают никаких сомнений. Более того, государство поддерживает и даже настаивает на широком внедрении цифрового образования в ближайшие годы. В ведущих иностранных вузах доля переведенных в онлайн-формат лекционных материалов достигает 85 процентов и более.

На базе этих информационных технологий создаются дидактические средства, наполняющие электронную информационно-образовательную среду. К ним относятся электронные учебники, задачники, тесты, тренажёры, виртуальные лаборатории, лаборатории с удалённым доступом, электронные библиотеки, массовые открытые онлайн – курсы (МООК).

Информационное взаимодействие учащихся с преподавателями и между собой играет важную роль в процессе обучения. Изолированный от преподавателя и однокурсников студент может испытывать психологический дискомфорт или не всегда верно интерпретировать предложенный учебный материал. Поэтому необходимы регулярные контакты учащихся с администрацией, преподавателями вуза и между собой. В связи с этим, лекции в онлайн-формате могут являться важным дополнением учебного процесса, но не должны заменять очного общения между преподавателем и студентом полностью.

Первокурсники, при условии их подробного ознакомления с системой обучения в вузе, более мотивированы к обучению и психологически чувствуют себя более комфортно [2], [3].

При составлении программ дистанционного обучения, как и при планировании учебного процесса при традиционном способе преподавания, необходимо руководствоваться дидактическими принципами обучения [*]. От того, насколько мы придерживаемся этих принципов, зависит отбор содержания учебного материала, выбор методов и форм обучения и т. п.

Впервые принципы обучения были сформированы великим чешским педагогом Я. А. Коменским в его «Великой дидактике». К ним относятся:

наглядность обучения;

сознательность и активность обучения;

доступность обучения;

последовательность обучения;

прочность в овладении знаниями, умениями и навыками;

связь теории с практикой.

Появившись на свет более четырех столетий назад, эти принципы не утратили своей актуальности и сегодня. В дистанционном же обучении реализация этих принципов требует нового осмысления.

Кроме классических дидактических принципов ниже описаны новые дидактические принципы, важные для дистанционного обучения [*]

Наглядность обучения.Иллюстрации (таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, фотографии и т.п.) являются в дистанционном обучении самостоятельными наглядными элементами обучения.

Использование в учебном материале видеофрагментов или анимации позволяет усилить эффект обучения, может явиться мощным дидактическим приемом, способствующим более эффективному достижению учебных целей.

Сознательность и активность в обучении.В условиях оторванности и изолированности студентов от учебного заведения этот принцип во многом реализуется через управление учебно-познавательной деятельностью студентов.

Сознательность в усвоении материала студентом напрямую зависит от преподавателя, который должен постоянно стимулировать активность учащихся и следить за тем, налицо ли признаки сознательного усвоения знаний. Для этого он должен понять, насколько студент овладевает знаниями; является ли положительным отношение студентов к изучаемому материалу и насколько они заинтересованы в нем; определить степень самостоятельности учащихся в усвоении учебного материала: ведь чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.

Последовательность обучения.Данный принцип предполагает логическую последовательность и связь между учебными единицами.

Связь теории с практикой.Практика является основой познания. В дистанционном обучении принцип реализуется путем введения в учебный процесс практических проектов, видеоэкскурсий на предприятия или видеонаблюдений за конкретными действиями, объектами, явлениями, проведением видеодемонстраций различных производственных процессов.

Как видно из описания принципов построения обучения, одну из важнейших ролей играет видеоматериал и конкретно – видеолекции.

Сама по себе лекция, как вид учебной работы, появилась более 1000 лет назад и на многие века стала ведущей формой и методом традиционного педагогического процесса [11]. Ее значение в новых педагогических технологиях меняется, но она остается все таким же важным источником информации для студентов, даже  превратившись в видеолекцию, доступную онлайн.

 На такие лекции возложена задача — оказать на студента наибольшее эмоциональное влияние, вовлечь его в столь плодотворное для учебного процесса сопереживание [5]. Видеолекция стала обладать важнейшим преимуществом учебника: учащийся может в любое время прервать ее и отыскать требуемые разъяснения в предыдущих разделах видеолекции или в других книжных источниках, а также в любое время перейти к видеолекции для изучения нового материала. Стало возможным повысить как познавательную, так и побудительную роли лекции на электронном носителе. Видеолекция на электронном носителе позволяет создать эффект соучастия, приобщить студентов к поискам и сомнениям той науки, которая является основой материала лекции.

К числу преимуществ видеолекций, как отмечает Серов В. Н. в своей работе [9] можно отнести следующие:

- возможность прослушать учебную информацию в любое удобное время, повторно обращаясь к «проблемным местам»;

- иллюстративный материал, представленный кинофрагментами, анимацией, таблицами делает содержание лекции запоминающимся;

- появляется возможность знакомиться с опытом работы ведущих преподавателей и сохранять его;

- «прозрачность» деятельности преподавателя стимулирует необходимость постоянного совершенствования им своих знаний;

- устраняются психологические барьеры в обучении за счёт создания эффекта индивидуального контакта преподавателя со студентом;

- появляется возможность для студента работать дома.

Причем видеолекции могут быть представлены разными типами:

• Слайды – презентации PowerPoint с голосовым сопровождением;

• Код–скринкаст, в котором инструктор (преподаватель) записывает код в текстовом или ином редакторе;

• В стиле Хана – скринкаст экрана планшета, на котором появляется вся необходимая визуальная информация, сопровождаемая аудиорядом, особенно популярно в Академии Хана;

• Учебная аудитория – запись лекционного аудиторного занятия;

• Студия – запись в студии без аудитории;

• Рабочий стол («говорящая голова») – учебное видео с крупным планом торса инструктора за рабочим столом.

В связи с тем, что видеоконтент занимает важное место в массовых онлайн-курсах, университеты тратят много времени и денег на создание этих видеороликов. При этом учебное видео часто снимается в разных стилях. Одним из насущных вопросов в данной ситуации является вопрос «Какие видеоролики приводят к лучшим результатам обучения студентов в онлайн-курсах?». Связанный с этим вопрос – «Как улучшить обучение учащихся, сохраняя высокие темпы производства учебного видео и придерживаясь разумных финансовых и трудовых затрат».

Многие авторы занимаются вопросом изучения взаимодействия студентов с видео. Так, например, Ф. Гуо, Дж. Ким и Р. Рубин (Philip J. Guo, Juho Kim, Rob Rubin) в качестве основных показателей выбрали процент просмотра видео, а также попытки студентов пройти тестовый контроль после просмотра видео. Выбор первого показателя обусловлен тем, что изучение взаимодействия обучающихся с видео является необходимым (но не достаточным) условием для обучения. Кроме того, данный показатель можно оценить ретроспективно, используя логи взаимодействия пользователей в курсах МООК.

В настоящее время существует множество онлайн-платформ для поддержки учебного процесса в онлайн-формате. Они предлагают широкий спектр возможностей для создания онлайн-курсов и число ведущих онлайн-платформ исчисляется десятками в мире [4].

Но для оптимизации расходов для перевода лекций в онлайн-формат на первом этапе можно использовать упрощенный подход. Запись видео для специализированного онлайн-курса тяжела и затратна, требует детальной проработки лекции, концентрации информации в них, уменьшению объема по времени. Для многих преподавателей это может быть дополнительной, очень серьезной нагрузкой. Да и сама запись таких профессиональных онлайн лекций в специализированном помещении, где есть только оператор и камера – требует определенной психологической подготовки и опыта. При съемках же учебной лекции лектор чувствует себя совершенно естественно, в привычных условиях. Поэтому если камеру сделать фигурально «одним из студентов аудитории», при условии, что преподаватель согласен на запись лекций в таком виде и дополнительная психологическая нагрузка ему компенсируется, то сам процесс записи видео будет затратным только с точки зрения использования оборудования. Нельзя будет одновременно снимать несколько лекций в университете или потребуется много специализированного оборудования. Или придется пожертвовать качеством съемки и для обеспечения большого объема одновременно записываемых лекций использовать не специализированное оборудование, а, например, камеры топовых смартфонов, которые обеспечивают хорошее качество записи с использованием штативов.

Но необходимо отдавать отчет, что даже запись профессиональным оборудованием при условии обычного освещения лекционной аудитории, без использования дополнительных источников света уже сама по себе не может быть такой же качественной, как запись в студии, а использование неспециализированной техники лишь ухудшит качество записанного материала. Также следует понимать, что в отличие от студийных видео, видеолекция не будет насыщена дополнительными источниками информации в виде эффектных презентаций, вставок дополнительных видеоматериалов. Плотность информации такой лекции будет выше, чем плотность информации офлайн-лекции, но ниже, чем специализированные мини-лекции по предмету, записанные на студии.

Ключевым моментом в использовании такого формата онлайн-лекции является этап постпродакшн – обработки полученного лекционного видео. Из сырого материала специалисту необходимо убрать все паузы, заминки, процесс написания формул на доске, например, когда в аудитории царит молчание и только мел или маркер преподавателя скользит по доске. Затем полученное сокращенное видео лекции необходимо разделить на несколько фрагментов по 9-10 минут (оптимальное время мини-лекции по результатам исследований авторитетных онлайн-платформ). После каждого блока лекции средствами онлайн платформы следует добавить 3-4 простых вопроса, ответы на которые очевидны при условии, что студент действительно посмотрел данный блок лекции.

Таким образом, полуторачасовую лекцию только использованием обработки видео можно превратить в часовую, а ее разделить на 6-7 блоков с вопросами после каждого. По итогу просмотра лекции студент ответит на 20-25 вопросов, что автоматически будет отражено в системе учета ответов на онлайн-платформе (такие системы включены во все популярные онлайн-платформы). Такая простая обработка видео не требует большого набора навыков и с ней после короткого обучения сможет справить преподаватель, ассистент преподавателя или даже инициативный студент.

Преподаватель в конце своего курса может относительно быстро сравнить журнал посещаемости студентов и журнал успешного прохождения онлайн-лекций вместо пропущенных и выявить как студентов, восполнивших пробелы в своем образовании, так и тех, кто не проработал пропущенные материалы [5].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.