Миша А., 7 лет.
3. Миша А., 7 лет.
Данные анамнеза и раннего развития. Мальчик родился от первой беременности. Роды были на 29 неделе. Вес новорожденного 980 г. Через 2 месяца был выписан ив больницы с весом 2040 г. У отца резус-отрицательный фактор. Зрительный диагноз - тотальная слепота. Причина заболевание ЦНО. Речь начала развиваться только с полутора лет. В ранний период развития мальчик перенес краснуху, рахит, пневмонию, ангину. Физически сильно ослаблен. Физический слух в норме. Строение артикуляционного аппарата с негрубыми отклонениями (прогнатия). Выполнение всех заданий на определение качества общей моторики затруднено (выполняет только с помощью взрослых). Проявляется значительная моторная напряженность. Координация замедленная. Равновесие нарушено. Осанка неправильная. Подобным же образом характеризуется мелкая моторика рук и речевая моторика. При исследовании мимической мускулатуры лица отмечается амимичность. Ориентировка в малом и большом пространстве частично затруднена. Речь. Имеется боковое произношение множества звуков. Качество выполнения заданий на фонематический анализ, синтез и фонематические представления следующее: не определяет количество слов в предложении, в предложении "Машина едет" определяет только первое олово; не определяет количество слов и звуков в слове; звук С нашел только в словах СЫР, СТУЛ и НОС; последовательность звуков в словах не определяет; составить слово из слогов и звуков в нарушенной и ненарушенной последовательности не может; слова на оппозиционные звукиС-Ш не придумал. Понимание речи неполное (около 80-90%). Из 15 слов, предъявленных для названия предметов, определил только 9 слов. Не обобщил слова в группы "мебель", "фрукты", "обувь", "транспорт". При выполнении заданий на определение качества грамматического строя речи особые трудности испытывал при столкновении с глаголами совершенного и несовершенного вида ("рисую" -"нарисовал"). Из всех паданий на составление предложений по опорным словам, рассказа по сюжету картинок и рассказа по вопросам, наиболее полно справился с последним. Его рассказ можно представить следующим образом: "Снег (о зиме). Тепло (о весне). Жарко (о лете). Холодно (о осени). Можно лепить (зимой). На дачу ехать (весной). Купаться (летом). Дома сидеть (осенью)".
4. Bepa M. 7 лет.
Поступила в детские ясли-сад с 4 лет. Из анамнеза известно, что родители здоровы, наследственность благополучная. Беременность у матери протекала с хорошим самочувствием. Родилась девочка от первой беременности в8,5 месяцев; из близнецов. Вес при рождении - 2750 г. Родилась тотально слепая (у первой девочки из близнецов зрение нормальное). Раннее развитие: сидеть (по словам матери) начала рано, ходит с I года, гуление и лепет своевременные. Говорить начала в год. Кроме простудных заболеваний, ничем не болела. По данным медицинской карты, физическое и нервно-психическое здоровье в норме. Дома воспитывалась до 4 лат. Своевременно была обучена самообслуживанию. Родители уделяли много внимания общению с девочкой, привитию всех необходимых навыков. Девочка рано была приобщена к игре с детьми. Зрительный диагноз: врожденная тотальная слепота с катарактой правого глаза, нистагмом и синдромом Курца. Причина слепоты не установлена. Физический слух в норме. Строение артикуляционного аппарата нормальное. Общая моторика: объем движений полный; точность движения неполная; самостоятельность полная; координация замедленная; равновесие есть; осанка правильная. Стереогноз и мелкая моторика рук: объем полный; точность полная; самостоятельность полная. Речевая моторика: объем полный; точность неполная; самостоятельность полная. Мимические движения выразительные. Все двигательные манипуляции в условиях малого пространства и непосредственного общения с предметами девочка выполняет более объемно и точно, чем в условиях большого пространства. Ориентировка в большом пространстве еще недостаточная (допускаются отдельные неточности). Речь. При проверке звукопроизношения обнаружена единичная замена (Ш, Ж, - С,3). Слуховая дифференциация звуков есть. Хорошо сформированы фонематический анализ, синтез и представления. Понимание речи окружающих полное. Самостоятельная речь отличается высокой степенью развернутости и образности. В рассказах много сравнения; например, на вопрос "Чем тебе нравится зима?" дала следующий ответ: "Зима мне нравится тем, что можно из снега делать много разных фигур. Например, снежную бабу, собаку, зайца, крепость. Когда лепят снежную бабу, то сначала делается большой снежный шар. Потом - шар поменьше. А потом для головы - шар еще поменьше. А для снежной собаки туловище лепится из снега узкое и длинное - как огурец". Речь эмоционально окрашена. Рассказывает девочка с большим чувством и обстоятельно. Много фантазирует. Вставляет множество добавлений.
|