Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Место теории государства и права в системе наук о государстве и праве.



11. Место теории государства и права в системе наук о государстве и праве.

Выделяют следующие группы юридических наук:

Теоретико-исторические - ТГП, ИГПЗС, ИГПР. Отраслевые - уголовное право, гражданское право, конституционное право и т.д. Специальные юридические науки - изучающие деятельность соответствующих государственных органов ( ПО, прок.надзор)

Прикладные - использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психология).

Взаимодействие ТГП с:

- игпр и игпзс. Обе науки изучают государство и право в динамике, но ТГП не придаёт значение хронологии. Исторический материал даёт богатый материал для ТГП, а в свою очередь ТГП, помогает устранять пробелы в истории.

- С отраслевыми науками. Предметом данных наук являются отдельные аспекты государственно-правовой действительности, а ТГП изучает государственно-правовую действительность в целом. Отраслевые науки дают ТГП фактический материал, в отраслевых науках понятия теории государства и права приобретают конкретное содержание.

12. История становления общетеоретической науки о государстве и праве.

Государство и право—явления тесно связанные. Однако в России они не всегда изучались. В рамках единой учебной дисциплины. В революцию правовые разделы об обществе и государстве включались в учебные курсы как по общей теории права гос. пр-у. В России в послереволюционный период. Работы Стучки, Пашуканиса, Крыленко, Рейснера и других авторов давали марксистско-ленинскую интерпретацию государства и права. Но цельного представления о них не содержали. В последние годы учебники по теории государства и права выходили периодически. Постепенно менялось их содержание –появлялись новые темы по-иному трактовались прежние, положение постепенно смягчается ярко выражавшей ранее классовый характер этой науки и учебной дисциплины. Теория же советского государства превратилась в догму и оказалась в тупиковом положении. На сегодняшний день теория права по-прежнему сохраняет свою стройность и логичность.

13. Основные теории происхождения государства. 1. Теологическая - государство результат божественной воли. Авторы: Тертуллиан, Аврелий Августин 2.Патриархальная - государство это большая семья. Авторы: Аристотель, Конфуций. 3. Договорная - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это - договор подчинения; если между населением, то - договор объединения. Эта теория предполагает социальное предназначение государства. 4. Марксистская - появление прибавочного продукта, образование частной собственности приводит к неравенству в обществе, оно раскалывается на антагонистические классы. Экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения неимущих. 5. Теория насилия - государство возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие (Дюринг, Каутский) и внешнее насилие (Гумплович). 6.Психологическая - государство итог психологической потребности человека в общении. Автор: Петражицкий. 7. Расовая - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает государство. Автор: Жозеф Артур де Гобино 8. Органическая - эта теория переносит законы природы на человеческое общество.     16. Нормативное регулирование в первобытном обществе. Систему социального регулирования можно представить как две группы средств: Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения. Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций. Любое общество, в том числе и первобытное, требует регуляции, и таким регулятором в первобытном обществе выступили мононормы - единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм: Нормы-запреты (табу) - обеспечивались страхом перед божественной карой. Нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов, норм морали и религии. Ненормативные регуляторы в первобытном обществе - авторитет лидера, кровнородственные связи. Все перечисленные регуляторы действовали внутри общины или племени. Отношения между племенами и общинами урегулировались с помощью третейского суда и принципа талиона.  


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.