|
|||
SPECIFICS OF MOTIVE FUNCTIONS OF THE ATHLETESSPECIFICS OF MOTIVE FUNCTIONS OF THE ATHLETES IN SWIMMING (BLIND SPORT)
Kleshnev I.V., PhD, Associate Professor, Head of the Department. Federal State Institution «Saint-Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture», St. Petersburg. Halikov D.M., Post-graduate student. Federal State Institution «Saint-Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture», St. Petersburg. Tveryakov I.L., Honored coach of the Russian Federation, Senior coach of the Russian national team in swimming (Blind sport). Federal State Institution «Center of Sports preparation of combined teams of Russia», Moscow. Tveryakova I.I., Post-graduate student. Federal State Institution «Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla», Ufa
Keywords: swimming, blind sports, motor abilities, specific motor abilities, spasticity, isotonic tension, pyramidal system, extrapyramidal system Abstract. The present paper analyzes the results of a study of the practical experience of training athletes in swimming for blind sports, specific factors are identified that determine the learning process of swimming and of sports training in the swimming of the sport of the blind. The specifics of the motor abilities of athletes with visual impairment, the phenomenon of spasticity and the mechanisms of spasticity are considered. The method has been determined of impact on the reduction of conscious muscle spasticity athletes in the swimming of the sport of the blind.
Введение Двигательные способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения [5]. Теоретический анализ показал, что спорт инвалидов является специфической сферой человеческой деятельности, она обусловлена специфическими критериями оценки и совершенствования двигательных функций спортсмена, которые существенно отличаются от критериев оценки в олимпийском спорте, что определяет необходимость выработки новых подходов к организации занятий паралимпийским спортом, тактики и стратегии совершенствования двигательных способностей спортсменов-инвалидов [1,3,4,6]. На уровень развития и проявления физических качеств оказывают влияние следующие группы факторов: 1) Экзогенные (средовые) факторы: социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и т.п. 2) Наследственные факторы («моторные» задатки): анатомические, физиологические, психические особенности организма человека. «Моторные» задатки обуславливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. В процессе выполнения какой-либо деятельности они совершенствуются с помощью свойственных человеческому организму механизмов приспособления (адаптации) и определяют формирование соответствующих физических качеств. Целью настоящего исследования было выявление специфики формирования и проявления двигательных функций у спортсменов с нарушением зрения в плавании спорта слепых. Для достижения поставленной цели были проведены исследования по изучению и анализу мнения практических тренеров, которые имели многолетний опыт обучения плаванию и подготовки спортсменов в плавании спорта слепых. В результате анализа полученных результатов можно выделить следующие, основные специфические особенности формирования и проявления двигательных функций у спортсменов с нарушением зрения в плавании спорта слепых: 1. Чрезмерное спастическое мышечное напряжение (спастика), во-многом осложняющее процесс обучения плаванию и формирование рационального спортивного навыка плавания спортсмена с нарушением зрения. Данное мышечное напряжение можно охарактеризовать, как осознанная спастика, поскольку появляется у спортсмена ввиду осознанного чувства страха столкновения, возникающего у спортсмена на тренировках и соревнованиях, особенно из-за неправильной организации занятия, неправильной страховки спортсмена или отсутствия такой страховки. 2. Проявление ассиметрии движений, что ведет к нарушению линейности траектории плавания («натыкание» на дорожку, страх и затем резкая «паническая» смена направления движения, что ведет к столкновению с другой дорожкой), вследствие этого нарушается координация движений спортсмена, увеличивается пройденный путь, появляется опасность травмы, ухудшается результат. В этой связи можно говорить о недостаточно – развитом чувстве линейности движения, которое для плавания спорта слепых является уникальной и одной из важнейших способностей спортсмена для эффективного преодоления соревновательной дистанции. Анализ опыта ведущих тренеров в плавании спорта слепых позволил сформировать эффективную методику, которая позволяет создавать и совершенствовать спортивный навык в плавании спортсмена с нарушением зрения с учетом выделенных факторов.
|
|||
|