|
|||
Этно-поп и мир планетарной культуры 3 страницаВместе с тем, Блайден более всего опасался смешения культур в бессмысленную абракадабру. Так, он считал, что даже язычники-африканцы ближе к духу христианства, чем европейцы. Но с принятием христианства из рук европейцев, а заодно - и элементов европейской культуры - африканцы утрачивают евангелическое простодушие: "Иное дело так называемые благословенные африканцы. Н своём непотревоженном одиночестве они без помех могут следовать закону любви. Все беспристрастные путешественники по этому континенту поражаются решительному моральному превосходству, присущему местным жителям во внутренних областях, не затронутых цивилизацией, над их соплеменниками в морских портах, попавших под влияние так называемого христианства и цивилизации.[43] Я предпочитаю общаться именно с магометанами или с теми, кто менее всего затронут европейской цивилизацией: они, как мне кажется, обладают в своём положении большими задатками для энергичного индивидуального и расового развития и менее других загнаны в застывшие шаблоны". [44] При этом вопреки распространённому мнению - а при жизни Блайдена даже появлялись сообщения, что он-де перешёл в ислам - Блайден вовсе не был врагом христианства, будучи, к тому же, духовный лицом. Не христианство, но проникающая под его покровом европейская культура, противная духу Христа, развращает африканцев, неся культурную шизофрению аккультурации - Блайден называл её "бременем чёрного человека". Евангелизировать африканцев следует силами африканцев же, иначе можно нанести лишь вред, ибо язычник и даже мусульманин ("естественный африканский человек") потенциально более открыты для христианской братской любви, чем человек, мятущийся между культурами. По мысли Блайдена, европеец хорош, когда следует европейской культуре, африканец - когда следует африканской, и лишь мулат или человек между двух культур нехорош уже по своей природе. Контакты же между культурами благотворны лишь тогда, когда они опосредованы специально подготовленными интеллигентами - эту роль Блайден отводил диаспоре. В 1886 г., за год до выхода в свет своего главного труда "Ислам, христианство и Чёрная раса", Блайден слагает сан и объявляет себя "служителем истины" - некоего эйкуменистического идеала, в котором разные религии понимаются лишь как локально окрашенное восприятие единого Бога (позже этот мотив будет звучать у Гарви, и в тех же словах: каждый народ созерцает Бога со своей стороны, и лишь все вместе они лицезреют Бога как он есть, - это своего рода боровский принцип дополнительности).[45] Африканский пантеизм, - считал Блайден в конце жизни, - обогатит человечество, ибо в большей степени, чем "белое" христианство, соответствует идее Бога.[46] Позже Чёрная теология также будет отдавать националистическим убеждениям приоритет перед конфессиональными различиями – так, А. Клидж, теоретик "чёрного христианского национализма", достаточно терпим к "Нации ислама", "чёрным иудеям" и т.д. Синтез религий на основе чёрного национализма проповедует и звезда раста-рэггей Альфа Блонди (Кот д'Ивуар). Например, в песне "Иерусалим" из одноименного альбома Альфа Блонди поёт: "Барух, Ата, Адонай // Барух Ата Иерусалим.// От Библии до Корана// Откровение низошло в Иерусалиме. // Шолом, Салям алейкум.// Видишь, как мы все: христиане, // иудаисты и мусульмане // Вместе живём // И единого Бога хвалим,// Аминь. Возблагодарим и воздадим хвалу.// 0, Израиль, Ани Огев..." По словам Я. Конате, "Джа-Аллах-Бог-Иисус-Иерусалим-Вавилон, - вот лишь несколько великих имён из рассуждений африканского растамана..., отражающих движение к универсализму культуры, затронувшее начиная с 60-х гг. Чёрную Африку".[47] Вослед Блайдену проповедовал чистоту расы и культуры его последователь и поклонник, генеральный консул США в Либерии Джон Генри Смит (1844-1908), наставлявший: "Вы - отдельный и отличный от кавказской расы народ, и высшая добродетель, которой может достичь человек, должна состоять в том, чтобы трудиться в соответствии с тем лучшим, что есть в его гении, а другая - в том, чтобы трудиться в гармонии с Божьим замыслом, вложенным в его расу при творении".[48] Мартин Делани в проекте экспедиции в долину Нигера обосновывал необходимость репатриации тем, что "...мы были лишены угнетателями нашей чистоты, наши самобытные особенности были ими извращены, так что мы унаследовали от них пороки и лишь немногие из добродетелей, вот и выходит, что характерной нашей особенностью стало то, что мы поистине разбитый народ".[49] Что до исторических воззрений, то западно-африканцев Блайден считал потомками древних египтян, попавшими сюда в результате миграции. Наряду с Египтом, африканцам следовало гордиться Эфиопией: "В ранней традиции почти всех наиболее цивилизованных наций древности встречается имя этого отдалённого от них народа. Им полны анналы египетских жрецов, о них писали народы внутренней Азии, жившие на Тигре и Ефрате, когда грекам едва были известны по имени Италия и Сицилия, их поэты уже славили эфиопов в стихах как "достойнейших из людей и любимцев богов"".[50] В заключение приведём пространную, но ёмкую характеристику Блайдена, данную Х. Линчем и отражающую общие типологические черты любого почвенничества: "Блайден изображал своего африканца как антитезис европейцу, предназначенный уравновесить худшие аспекты влияния последнего. Европейский характер, согласно Блайдену, - жёсткий, индивидуалистичный, состязательный и бойцовский, европейское общество чрезвычайно материалистично: поклонение науке и производству заняло в нём место веры в Бога. В характере африканца, как утверждал Блайден, обнаруживаются "нежнейшие аспекты человеческой природы": приветливость, сочувствие, любезность как наиболее заметные его свойства. Особый вклад африканской цивилизации будет духовным. Африке нет нужды участвовать в сумасшедшей погоне очертя голову за научным и промышленным прогрессом, оставляющей Европе мало времени и желания, чтобы лелеять духовную сторону жизни, которая, в конце-то концов, наиболее важна. Блайденовский африканец "следует с блеском призванию человека", он будет заниматься сельским хозяйством, которое является "основой одновременно и жизни, и религии". Блайден не предвидел для Африки индустриализма или "больших и опасно перенаселённых городов", которые были в его глазах просто-напросто "порчей творения Божьих рук" - сельского ландшафта.[51] Он определял будущие отношения африканца к европейцам следующим образом: Нордические расы будут брать из Африки сырьё и возвращать его назад в готовом виде, что будет способствовать комфорту и даже изяществу жизни в этой стране; тем временем африканец в простоте и чистоте сельского труда будет иметь возможность культивировать те элементы человеческой натуры, которые подавлены, молчат и бездействуют придавленные жёсткими требованиями материального прогресса.[52] Как "духовная оранжерея мира" Африка будет выступать миротворцем между беспрестанно воюющими между собою европейскими нациями, как "утешитель горестей", когда разрушительные научные изобретения белых заведут их цивилизацию в кризис".[53] В третьмирском почвенничестве ныне особенно популярна идея о том, что их страны будут поставлять погрязшему в бездуховности Западу "духовные ценности" в обмен на материальные. Это подогревается и тревожной самокритикой в общественной мысли самого Запада. В вышеприведённом отрывке X. Линч цитирует работу Э. Блайдена "Христианство, Ислам и Чёрная раса". Продолжим цитату далее того места, на котором остановился X. Линч: "Мир нуждается в том, чтобы негр развился так на африканской почве. Его вкладом <в общее дело> будут тончайшие аспекты человеческой природы. Суровый и жёсткий душевный строй кавказской расы нуждается в дополнении его более мягкими элементом. Африканец женственен: и нам не следует полагать, что это маловажно в свете высших интересов развития человечества".[54] Деление культур на "женственные" и "мужские", будучи продолжением изначальных, присущих ещё мифопоэтическому мышлению основных структурообразующих классификационных оппозиций, и сегодня крайне популярно в почвеннической идеологии, причём, за исключением откровенно фашизоидных теорий, собственная культура неизменно оказывается "женственной", а соседние - "мужскими". Любимцем Э.Блайдена был баптистский миссионер Д.В. Винсент, сменивший европейское имя на Моджола Агбеби.[55] Считается, что именно в отношении М. Агбеби (ещё одна излюбленная академической наукой тонкость!) Э. Блайден впервые употребил понятие "африканская личность". Основатель Независимого туземного баптистского союза Западной Африки и Туземной баптистской церкви, Агбеби предвосхитил Чёрную теологию и Африканскую теологию, также логично вытекающие из культурного национализма. Он проповедовал, что африканцам нужна религия, коренящаяся в учении Христа, но африканская по мироощущению, понятиям и их интерпретации, а также организационно самостоятельная. Но особое внимание уделял Моджола Агбеби художественной культуре. В лагосской проповеди 1902 г. Агбеби выступил против чуждой Африке музыки, песен, танцев, музыкальных инструментов, считая, что заимствования снижают креативность. Мелодии и песни, - поучал М.Агбеби,- "зависят от структуры мышления, душевной широты, жизненного опыта, религиозного склада и любви к ближнему".[56] В 1911 г. Моджола Агбеби как бы замещал занемогшего Блайдена на Всемирном расовом конгрессе в Лондонском университете, защищая блайденовский тезис о том, что культура не приобретается с воспитанием, а наследуется, социальная же организация есть выражение расовых характеристик. Другим верным блайденовцем был основатель Национального конгресса Британской Западной Африки Дж. Кейсли Хейфорд. Его труд "Раскрепощенная Эфиопия" был популярен среди растаманов. Ф. Ннабуеньи Угонна (Ибаданский университет) в предисловии ко второму изданию этой книги видит в растафари "прямых наследников концепции эфиопианизма Кейсли Хейфорда".[57] Согласно Кейсли Хейфорду, "мудрость" перешла от римлян к англичанам, а от них уже возвращается в Африку, откуда она, собственно, изначально и появилась: "Впервые она вышла из Африки, чтобы благословить другие края. Африка, таким образом, лишь вернулась к своему изначальному знанию, и её провидцам, и пророкам дано видение извечно неизменной по духу цивилизации".[58] Принимая идею циклической смены лидерства в мировой культуре, Кейсли Хейфорд как истинный культурный националист отстаивает неприкосновенность того целостного духа культуры, который мы бы назвали культурным кодом: "Африканцы не смогут мыслить величаво, усваивая без разбора суматоху, суетность и образ жизни, присущие европейцу. Это противно природе. Те, кто пытается сделать это, плохо кончат. Хуже того. Это означает смерть. Ибо даже двуличный человек не может одновременно служить Богу и Мамоне. Худшее бремя, которое только может навязать цивилизация африканскому национальному характеру, - это бремя двойственной жизни, главного врага истины".[59] В речи "Патриотизм" в литературно-общественном клубе Кэйп-Коуста Хейфорд вопрошает: "И какую же роль будет играть чёрный человек в новую эру для высшей службы человечеству? Чернокожий сослужил цивилизации прекрасную службу, да так, что люди вряд ли и мечтали об этом, и едва ли ещё полностью осознают". Наступает день Эфиопии <т.е. Африки>, и Эфиопия должна шествовать к своем триумфу."[60] Герой романа-утопии (вернее, проекта создания Великой Западной Африки) Кейсли Хейфорда "Раскрепощенная Эфиопия" мечтает об образцовом африканском университете: "Я бы основал в таком университете кафедру истории, и преподавал бы на ней всеобщую историю с особым вниманием к той роли, которую сыграла Эфиопия в делах мира. Я бы сделал упор на том факте, что когда Рамзес I посвящал храмы "Богу богов, а во вторую очередь - и собственной славе", Бог евреев ещё не явился Моисею в пылающем кусте, что Африка была колыбелью мировых <политических> систем и философии и кормилицей религий. Короче говоря, что Африке нечего стыдиться своего места среди народов Земли"[61] Роман завершается визионерским пророчеством: "Эфиопия приступит к выполнению своей духовной миссии, затем, убелённая почтенными годами и освобожденная от пут так называемого мирового прогресса, его целей и амбиций, она устремит стопы свои к Богу на пути скромного служения человечеству: так станут правдой слова провидца о том, что "малое дитя поведёт их"".[62] Отчасти последователем Блайдена, отчасти его оппонентом был виднейший из родоначальников культурного национализма, воплотивший драму расколотого аккультурацией сознания в собственной личности, Джеймс Джонсон (ок.1835-1917). Джонсон предвосхитил основные положения культурного релятивизма. Как духовное лицо он развивал теологическую сторону концепции "западно-африканского эфиопианизма". "Негры в Новом свете, - писал Джеймс Джонсон,- это эфиопы, африканцы в изгнании, находящиеся в стране, где они ни при каких обстоятельствах не могут существовать в качестве особой нации".[63] Все африканцы, независимо от того, где они живут, - это эфиопы, единая нация с единой культурой. Но "западно-африканский эфиопианизм", согласно Джонсону, - особый, позитивный, в отличие от эфиопианизма диаспоры, Центральной и Южной Африки: в нём нет антибелого расизма и бегства от реальности. "Славное прошлое" Джонсон ведёт лишь со времён христианизации Северной Африки, чьи отцы церкви Тертуллиан, Августин и Киприан были "выше европейских". Но из-за того, что африканцы не сумели укоренить христианство и распространить его южнее, как Божье наказание на Африку опустились века мрака, в то время как воспринявшая христианство Европа возвысилась. Несмотря на расхождения с Блайденом в деталях - отношение к некоторым обычаям, вроде ордалий, убийства близнецов и полигамии (Блайден склонен был находить разумное оправдание и считал целесообразными самые варварские обычаи, а защитой полигамии дал повод к злопыхательству по поводу своей личной жизни, и повод обоснованный), неприятие Джонсоном Ислама и синтеза всех религий, признание христиан саро и диаспоры более "африканскими личностями", чем африканцев-мусульман и т.д. - Джонсон, как и Блайден, отрицал совместимость культурных ценностей и считал "порчей культуры" любые заимствования, особенно же - смешение рас: "В намерения Бога не входило смешение рас, напротив, негр, или же африканец, должен развивать собственное своеобразное восприятие мира".[64] Начиная с 1872 г. под влиянием Э. Блайдена Дж. Джонсон становится всё более последовательным культурным националистом: обрушивается на "рабство в сознании", считает, что африканская интеллигенция испорчена контактами с европейской культурой, отчего она, ведя пагубный для африканца европейский образ жизни, даже умирает раньше, не доживая до 40 лет. Джонсон зовёт к отказу от европейских языков, превозносит эмоциональность африканских празднеств, защищает выкуп невесты, а к концу жизни даже примирился с полигамией. Обосновывая равенство цивилизаций и непригодность обычаев одного народа для жизни другого, Джонсон любил повторять, что то, что одному народу мясо, другому – яд, и нет таких установлений, которые были бы благотворны и приемлемы для всех: "Что в одной стране считается любезным, в другой справедливо расценивается как грубость и варварство". Отрицание собственной культуры Джонсон приравнивал к отказу от себя, проявлению ущербности, умственного рабства; следует гордиться своей расой и культурой, воспитывая чувство собственного достоинства: европейцами же африканцам всё равно не стать, да их за равных, как ни европеизируйся, не воспримут: "Африканцы, подпавшие под влияние иностранной культуры, обычно уступают во всём своим собратьям, воспитанным без её участия. Нам нужно такое образование, которое оставляло бы непотревоженными наши расовые особенности... Повреждение лили разрушение таких особенностей - одно из величайших бедствий, какое только может обрушиться на нацию".[65] Настаивая на обособленности, Джонсон выступал одновременно и за взаимное уважение и почтительность в межрасовых отношениях. Сам Джонсон, вопреки своим же проповедям, вёл чисто английский образ жизни. Обличая священников, крестивших детей английскими именами, своего он так и не сменил: понося чуждые одежды как причину роста смертности (по причине их несоответствия тропическому климату), сам ходил в европейском платье и всё же дожил до 82 лет. Единственное, в чём Джонсон был последователен, - он никогда не ездил на велосипеде, который ругал как олицетворение европейского суетного духа. Как Э. Блайден и русские славянофилы, арабские или же индийские националисты, Джонсон явил собою пример чисто интеллигентской субъективной реакции на аккультурацию, будучи сам в большой степени дитём европейской культуры.[66] Наибольший вклад в культурный национализм Дж. Джонсон внес обоснованием нейтральной сущности христианства по отношению к локальным культам и культурам и способности христианства органично вписываться в систему и язык африканских, азиатских и др. культур. Протест Джонсона против навязывания африканцам европейского варианта христианства как якобы универсального в наше время был развит контекст-альным богословием, особенно же Чёрной и Африканской теологиями. Относительность противопоставления почвенничества и универсализма, ставящая под сомнение привычную схему, когда национализм приписывается лишь первому, хорошо видна на примере ранних африканских националистов, друзей и оппонентов Блайдена С. Краутера и А.Б.Хортона. Видимо, эта амбивалентность и взаимопереводимость аргументации и привели к тому, что обоих, особенно в отечественной литературе, то журят за культурный национализм, то хулят за западничество и ассимиляторство. Вообще известная фраза А.И. Герцена о друзьях-врагах, которые, "как Янус или двуглавый орёл, смотрели в разные стороны, но сердце билось одно" (олицетворением этой метафоры был П.Я. Чаадаев), вполне применима к африканской и афро-американской общественной мысли. Это вечная полемика М. Делани и Ф. Дугласа, У. Дюбуа и Б. Вашингтона, Малькольма X и М.Л. Кинга. Касаясь полемики вокруг этнофилософии. А. Иреле отмечает: "Наиболее подходящей интерпретацией является рассмотрение её как конфликта между непоколебимым и лишённым сентиментов осознанием особенности Африки и реальных невыгод, которые они влекут в современном мире, и ностальгической приверженности этим особенностям - конфликта, напоминающего подобный же спор между модернистами и славянофилами в дореволюционной России".[67] Если не упрощать, то и почвенники, и универсалисты - одновременно модернисты и националисты, а всплеск страстей в полемике обычно вызван совсем иными, привходящими причинами, и упрёки в обскурантизме или космополитизме обрушиваются на воображаемую позицию оппонента, якобы полностью противоположную собственной. Несмотря на универсалистские и эволюционистские взгляды. Дж. Африканус Б. Хортон (1835-1883) тоже ссылается на расхожие штампы культурного национализма - но уже чтобы доказать необходимость самоуправления Африки в рамках Британской империи, за что, кстати, выступал и Блайден, рассматривавший колонизацию как благо, а политику Ф. Лугарда[68] - как государственную мудрость. Самоуправление по Хортону - это путь к усвоению западной культуры, и Африка к этому уже подготовлена историческим развитием: " В прошедшие века Африка была колыбелью науки и литературы; отсюда они были преподаны Греции и Риму, так что даже говорят, что древние греки изображали свою любимую богиню мудрости - Минерву <т.е. Афину.-Н.С.> - в виде африканской принцессы. Такими выдающимися людьми, как Солон, Платон, Пифагор совершались паломничества в Африку в поисках мудрости, а некоторые приходили послушать наставления африканца Эвклида, который возглавлял самую знаменитую математическую школу в мире и жил за 300 лет до рождества Христова. Победитель великого африканца Ганнибала сделал своим наперстником великого африканского поэта Теренция... Ориген, Тертуллиан, Августин, Климент Александрийский (кстати, родившийся в Афинах. - Н.С.) и Кирилл <Александрийский>, которые были отцами Первоначальной Церкви и её писателями, были темнокожими африканцами, признанными достойными апостольской славы. Многие из выдающихся писателей и историков соглашаются с тем, что эти древние эфиопы были неграми, но многие отрицают это. Сообщения Геродота, путешествовавшего по Египту, и других писателей дают основания заключить, что они-таки ими были".[69] При этом как довод в споре о расовой принадлежности означенных "древних эфиопов" приводится уже цитировавшаяся книга Армистида, откуда, собственно, и заимствована почти дословно большая часть "исторических сведений". Вывод же делается такой: отчего же раса, управлявшая Египтом, воевавшая с Римом, имевшая церкви, университеты, научные учреждения, не могла бы встать вновь на ноги? Но в чём причина упадка? "Изучая всемирную историю, - обобщает Хортон, - мы волей-неволей разделяем мнение, что дела человеческие обладают последовательной и прогрессивной склонностью к вырождению. Нации переживают взлёт и падение; некогда процветавшие и цивилизованные деградируют до полуварварского состояния, а те, что жили в отъявленном варварстве, по истечении некоторого времени превращаются в становящиеся нации.[70] Народность игбо Хортон считал потомками одного из колен Израилевых, пытаясь найти сходство языка игбо с древнееврейским, а религиозных представлений - с иудаизмом. Наряду с этим, у Хортона присутствует и привычная универсалистская и эволюционистская аргументация: он доказывает физиологическое тождество рас, а "отсталость" африканских народов объясняет губительным климатом, "делающим невозможным длительное напряжение, в том числе и умственное". В деятельности культурных националистов видное место занимала организация исторических обществ, программ по изучению "родной истории" и т.д. История чёрной расы интересовала уже членов возникшего в Бостоне в 1796 г. "Африканского общества", основной целью которого была организация репатриации. В конце прошлого века в Омахе, штат Небраска, возникла "Всемирная хамитская лига" ("Дети Солнца"), задачей которого было "ускорить рост самосознания нашей расы и возвысить его до могущественной расовой гордости; распространять знания о роли хамитов в развитии человеческой цивилизации, провести пересмотр всех учебников, фальсифицирующих и замалчивающих истину о хамитских расах".[71] В 1897 г. была создана "Американская негритянская академия", пропагандировавшая изучение истории Африки. В 1930-е гг. в США существовала "Всемирная организация друзей Африки" ("Дом знания"), директор которой Ф.Н. Хамураби, гарвеист, учил, что "раса без знания своей истории - это раса без корней".[72] В 1911 г. Джон Брюс и Артур Шомберг основали "Негритянское общество исторических исследований", среди почётных вице-президентов и членов которого были король Баротселенда Леваника, Э. Блайден, Дж. Кеисли Хейфорд, Дьюз Мохамед. Через Блайдена Дж. Брюс был лично знаком с М. Агбеби, в 1903 г. посетившим США. Вместе с Г. Сильвестр-Уильямсом Дж. Брюс (1856-1923) участвовал в создании ещё одного общества - "Сыновья Африки". Крупнейшим историком чёрной расы был Картер Вудсон (1875-1950), редактор и издатель в течение 30 лет основанного в 1916 г. "Журнала негриянской истории", организатор Ассоциации изучения жизни и истории афроамериканцев (1915) и проводящейся с 1926 г. по наши дни "Недели африканской истории". По отзыву Дж. Шепперсона, "его заслуги в формировании неотъемлемого для националистического движения мифа о прошлом больше, чем у Дюбуа".[73] В статье "Африканское превосходство" Картер Вудсон доказывал, что духовность африканцев более соответствует христианским ценностям, чем учение европейских миссионеров[74] – тема, подхваченная Чёрной и Африканской теологиями.[75] Картер Вудсон состоял в переписке с Годжолой Агбеби и оказал влияние на формирование исторического сознания не только афро-амери-канцев, но и африканской интеллигенции начала века. Примечательно, что наряду с отождествлением христианских и африканских традиционных ценностей, К. Вудсон указывал и на то, что-де африканские традиционные религии напоминают древнееврейскую.[76] Само собой, и у Картера Вудсона мы находим тот же расхожий штамп почвенничества: "В районе Великих озёр африканцы впервые освоили железо, дав миру один из величайших в истории толчков вперёд. Это позволило африканцам стать первейшими металлургами древности. На этой основе африканцы создали изящнейшие искусства, живопись и скульптуру. Через торговые связи африканское искусство повлияло на греческое, а затем было воспринято Римом, перейдя оттуда к современным народам".[77] Помимо картеровской Ассоциации, созданию исторической мифологии (как уже отмечалось, она является необходимым атрибутом национального самосознания, а потому не стоит вкладывать в это понятие негативный смысл, тем более в данном случае, когда речь идёт о национальном самосознании, травмированном исторической мифологией европейских наций - видимо, надо быть чернокожим, чтобы почувствовать в полной мере. сколь унизителен в этой мифологии образ чернокожего) способствовала деятельность Американского общества африканской культуры (создано в 1958 г., через год после создания одноименного общества в Париже африканской интеллигенцией), ограничивавшегося в основном элитарной публикой, и возникшей в Чикаго Ассоциацией афро-американского наследия, занимавшейся пропагандой в массах, сочувственно встреченной Чёрными мусульманами. Ныне наиболее авторитетной является Ассоциация африканского исторического наследия. Все эти ассоциации ежегодно проводят в школах и колледжах популярную среди молодёжи Неделю африканской истории, когда-то впервые проведённую Картером Вудсоном, и ныне ставшую уже Месячником. Патриархом панафриканской историографии, соединившим блестящую эрудицию с вольной трактовкой фактов, был Дж.А. Роджерс. Так, Роджерс датирует руины Зимбабве 2000 г. до Р.Хр., всерьёз ссылается на мнение Альберта Чёрчуорда, что масонство возникло среди нилотских племен, а высшее проявление нашло в египетских пирамидах[78] – отсюда, кстати, масонская символика в хип-хоп. Первую свою книгу "От сверхчеловека к человеку" он опубликовал в 1917 г. Книга эта - настоящая энциклопедия общих мест панафриканской националистической мысли. Блестяще образованный герой книги вынужден работать проводником поезда. В спорах с расистски настроенными пассажирами чернокожий проводник-интеллектуал постоянно вынимает свою записную книжку и цитирует авторов, вошедших в "золотой фонд" чёрного национализма - по поводу великого прошлого африканской расы, её выдающихся заслуг в создании современной цивилизации. её интеллектуальных способностей и т.д. (кстати, доводы оппонентов представляют собой столь же полный компендиум из расистской мифологии "белого человека"). Герой, как правило, убеждает собеседников в своей правоте. Книга вызвала восторг газеты Гарви "Нигроу Уорлд" как "величайшая книга по истории негров, показывающая величайшую цивилизацию во времена, когда европейцы ещё погрязли в варварстве и каннибализме". Книга была официально рекомендована к чтению конгрессом ЮНИА. В последующих книгах интерпретацией достаточно достоверного материала доказывалось, что "для древней Европы Африка полных два тысячелетия играла роль цивилизованного мира".[79] Среди грамотных растаманов Роджерс пользовался большой популярностью (его, однако, не следует путать с автором книги "Библия чёрного человека", непосредственно вдохновившей первых пророков растафари, Робертом Этли Роджерсом) и стал едва ли не основным источником исторических познаний. Известна была на Ямайке и его апологетическая книга об Эфиопии (Роджерс от газеты "Питтсбург курьер", впоследствии - рупора "Нации Ислама", был корреспондентом на итало-абиссинской войне, а ранее он посетил коронацию Хайле Селассие I и был удостоен памятной медали). Пример использования тех же приёмов в наше время - работы Ш.А. Диопа, Е. Мвенга, Т. Обенги. На примере Ш.А. Диопа видна имитационность почвеннического мышления. Диоп старательно опровергает все доводы о неполноценности чёрной расы, но опровержение их идёт через доказательство африканского приоритета, а значит - и некоторой исключительности. Но дело в том, что опровергаемые доводы лишь в контексте расистской идеологии могут доказывать неполноценность африканца: для здорового сознания из них подобные выводы не следуют, точно так же и их опровержение ничего не доказывает в отношении сегодняшнего и завтрашнего дня, кроме того, что опровергающий принимает логику оппонента и спорит в навязанной им системе координат. Точно так же вот уже два столетия в нашей стране государственным делом считается опровержение "норманской теории", хотя сам по себе этот эпизод для исторически (а не историко-мифологически) мыслящего сознания ровно ничего не доказывает, его истинность или ложность ничего не изменяет в исторической перспективе. Но для историко-мифологического сознания на уровне общественной психологии, где, как в любой мифологии, сущность предмета объясняется его происхождением и "изготовлением", это обстоятельство становится решающим для утверждения или отрицания исторического бытия народа и его права на величие - и не только в историко-мифологическом эссе В.Чивилихина "Память", но и в формально научных трудах, где сами страсти вокруг этого вопроса как "архиважного" выдают ненаучность мышления, точно так же российский почвенник-обыватель, подобно африканскому собрату, в качестве компенсаторной реакции любит отметить, что когда россияне процветали, ныне благоденствующие чухонцы лаптем щи хлебали, а франки и лангобарды, в отличие от полян, редко посещали баню. Правда, его бы возмутило подобное чванство со стороны айсоров, коптов или хайков.
|
|||
|