Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дорога.. Путешествие на Афон.



2. Дорога.

Наш тур был с авиаперелетом из Воронежа. Чартерные рейсы в Салоники в курортный сезон отправляются из Воронежа почти каждый день. Следует отметить, что туры в Грецию пользуются большой популярностью, и билеты нужно покупать заблаговременно, иначе может просто не хватить мест в самолете. Кстати, для поездки в Грецию необходимо открыть Шенгенскую визу, это занимает около двух недель. Для визы нужно собрать пакет документов. Самое сложное — это справка о зарплате с места работы, зарплата должна быть достаточно высокой, не меньше 20000 рублей. Если же ваш оклад меньше, тогда нужно открыть счет в банке, как гарант вашей платежеспособности, и предоставить справку из банка в консульство. Обычно передачей всех документов занимается турфирма, отправляющая вас за границу. Итак, документы оформлены, и мы — в воронежском аэропорте. Последние годы воронежский аэровокзал реконструируется, открываются новые рейсы в разные страны. Наш чартерный рейс в Салоники отправлялся из Воронежа в 4.45 утра. Всего два с половиной часа — и мы на месте. Конечно, лететь из Воронежа несоизмеримо легче и проще, чем из Москвы. Аэропорт «Македония» в Салониках — небольшой, но по-европейски удобный. 2 часа на микроавтобусе, и мы наконец-то добрались до нашей гостиницы. Как я писал выше, мы забронировали гостиницу на полуострове Халкидики. Вообще, Грецию разделяют на материковую и островную. На юго-востоке Греции расположен так называемый «трезубец» - три полуострова, первый из них — Кассандра, второй — Ситония, а третий — Айон Орос, то есть Святая Гора, именно там и находятся афонские монастыри.

 

 


3. Местные достопримечательности.

Пока мы ехали из аэропорта в отель, внимательно смотрели в окна нашего микроавтобуса. В первую очередь, нас поразила великолепная природа. Красивейшие горы, на которых, похоже, нет ни одного пустого клочка земли, везде растут прекрасные деревья и кустарники. Необыкновенное голубое небо и прекрасное синее чистейшее море. Недаром пляжи Халкидики считаются одними из лучших в мире. Но при такой красоте все находится в запустении. Греки не очень трудолюбивы, как мы уже заметили, поэтому повсеместно можно видеть кучи и груды мусора. Все пущено на самотек. «Солдат спит — служба идет». Туристы и так приедут, зачем слишком стараться, мусор никому особо не мешает.

 

 


 

 


 

 


 

 



4. Путешествие на Афон.

Наконец-то мы прибыли в свой отель. Немного отдохнули после дороги и пошли осматривать окрестности. Деревенька наша была совсем небольшой, буквально три улицы, несколько кафе и магазинов. В основном, отдыхают русские и другие православные народы: украинцы, белорусы, румыны, сербы, болгары. Совсем немного англичан, немцев и французов. Море — в шаговой доступности. Вообще, все поражает какой-то нереальной, неземной красотой. Краски как будто нарисованы.

 

 


 

 


 

 


 

Немного передохнули — и пора отправляться дальше. Самый главный пункт нашего путешествия — посещение горы Афон. Конечно, женщинам туда никак не попасть, но у них тоже есть возможность приложиться к афонским святыням. Об этом мы расскажем ниже. А мужчинам нужно открыть специальную визу на Афон. Она называется диамонитирион и получается в представительстве Святой Горы в городе Урануполис. Можно попробовать оформить ее самим, а можно заказать через туристическую фирму. Мы решили не рисковать, тем более, что турфирма обеспечивает свободное передвижение по Святой Горе и доступ к святыням монастырей. То есть вас не только привезут в монастырь, но еще и вынесут все главные святыни для поклонения и молитвы. Такое путешествие стоит 200 евро, плюс 25 евро за визу на Афон. Следует отметить, что далеко не каждому дают эту визу.

Итак, все формальности соблюдены, и мы отправляемся в путь. На Афоне существуют строгие правила поведения и внешнего вида. Священнослужители должны быть одеты в подрясник и рясу, мужчины — в одежду, закрывающую руки, то есть с длинным рукавом. Микроавтобус забрал нас в 2 часа ночи от отеля, дорога до пристани заняла около 2.5 часов. В Урануполе нас ждал паром, на котором мы и добирались до Афона. Все паромы названы в честь Божией Матери или святых угодников Божиих. Обязательно на верхней и нижней палубе установлены красивые рукописные иконы. При входе на паром обязательно проверяют визу. И опять, все происходящее казалось нам нереальным. Как будто мы во сне. На пароме плыли монахи, паломники и простые трудники.


 

 

 

 Через 1,5 часа мы приблизились к Афону, как раз вставало солнце. Невозможно передать словами наше восхищение. Может быть, фотографии немного смогут вам показать красоту этого святого места.

 

 

 


 

 


 

 

 

 


 

 


Первым пунктом нашего посещения был монастырь Ксиропотам. К нему, точнее, к его пристани мы и приплыли. В день нашего посещения Афона был праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. И мы как раз попали на службу в этом монастыре. Да, на Афоне запрещают фотографировать в храмах, в лучшем случае, можно сделать фото только с внешней стороны монастыря. А в Пантелеимоновском монастыре вообще запрещено фотографировать. Поэтому на фотографиях мы не все сможем показать.

Когда мы зашли в главный храм Ксиропотама, шла служба. Монахи поочередно, на два хора прославляли Бога. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что службу возглавляет мой однокурсник по Киевской Духовной Академии, епископ Варсонофий (Столяр), с которым мы сидели за соседними партами. А сейчас он — епископ Бородянский, викарий Киевской Митрополии. Это была приятная неожиданность. Очевидно, владыка тоже приехал в паломничество. После необыкновенной службы нам вынесли для поклонения святыни. Ксиропотам был основан в конце X века, сейчас в нем, кроме главного собора, построены еще 7 храмов. В данный момент в нем проживают около 60 насельников. В Ксиропотаме хранятся самая большая в мире частица Животворящего Древа Креста Господня с отверстием от одного из гвоздей, мощи святителя Поликарпа Смирнского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, сорока мучеников Севастийских, частицы одежды со следами крови великомученика Димитрия Солунского и фрагменты Даров волхвов. И это далеко не все. Мы приложились с благоговением ко всем святыням.

Во всех монастырях нас обязательно после посещения храмов заводили в иконные лавки. Каждая обитель имеет свое хозяйство, производит продукты, сувениры, многие пишут иконы. Это один из источников дохода для обеспечения жизни. Цены везде разные, разный и ассортимент. В любом случае, если вы хотите что-то привезти из поездки, с пустыми руками назад не вернетесь.

 


 

 


 

 


 

 


 

Следующим пунктом нашей поездки стал знаменитый монастырь Ватопед. Время его основания определяется примерно 985 годом. Существует версия , что он возведен на месте храма, построенного Константином Великим в IV веке. Среди известных иноков, подвизавшихся в этом монастыре, — святитель Григорий Палама, преподобный Максим Грек, патриарх Геннадий. Мы посетили прекрасный храм, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В нем сохранились фрески македонской школы XIV века и византийская мозаика. Из святынь, к которым Господь сподобил нас прикоснуться, отметим Пояс Пресвятой Богородицы, чудотворные иконы Царицы Небесной Всецарица, Елеоточивая, Ктиторская и Закланная. Мы подумали о том, что люди стояли в очереди к Поясу Божией Матери часами, а здесь мы приложились без очереди и суеты. Каждая из вышеперечисленных чудотворных икон Божией Матери является духовным сокровищем, а мы помолились у всех. Кстати, в любом монастыре можно оставить записки с пожертвованием, причем написать их можно как на греческом, так и на русском языке.


 

 


 

 


 

Следующим пунктом нашего паломничества стал монастырь Пантократор. Он посвящен Преображению Господню и основан также в X веке. В нем жили такие великие святые, как патриарх Каллист II Ксанфопул, Симеон и Феона, архиепископы Солунские.

Когда мы прибыли в эту обитель, то к этому времени очень устали. Отстояли службу, ночью почти не спали, голодные, совершили много переездов. Наш гид обратился к маленькому греческому монаху с просьбой открыть храм. Монах был очень колоритный, совсем невысокий, очень худенький. Кстати, почти все монахи на Афоне — очень худые, можно сказать, изможденные. До сих пор вспоминаю молодого инока в Пантелеимоновском монастыре. Он принимал заказы в иконной лавке. Бледный, худой; просто кости, обтянутые кожей. И это при таком благодатном климате. Действительно, афонские монахи несут особенный подвиг перед Богом. Нам стало очень стыдно за себя. Ведь мы-то особо себя не ограничиваем. Даже когда соблюдаем пост, то едим вдоволь, хоть и постную пищу. Прости нас, Милосердный Господи, и помоги исправиться! Так вот, у монаха на поясе висела огромная связка ключей, и он летал по монастырю буквально как вихрь. Наверное, был келарем. В ответ на просьбу открыть храм он внимательно посмотрел на нас и убежал куда-то в противоположном направлении. Гид только недоуменно посмотрел ему вслед. Через некоторое время он так же быстро вернулся и пригласил всю нашу группу в монастырскую трапезную «на угощение». Хоть сами монахи кушают очень мало, но они славятся своим гостеприимством. В нашей группе было около 40 человек. Люди самого разного происхождения, разных национальностей. Было несколько воинственно настроенных западных украинцев, но об этом мы скажем позже. В чем же состояло «угощение»? Вроде бы ничего особенного... В стаканчик нам налили немного узо, буквально 100 грамм. Узо — это традиционный греческий напиток, наподобие нашей водки, только он производится из виноградных спиртов, дистиллируется. Крепость у него соответствующая — около 40 градусов. Наши ребята, когда попробовали, сказали: «Самогон на винограде». А закусить узо нам дали лукумом, местной сладостью. Как вы думаете, какой эффект вызвало такое «угощение», учитывая нашу смертельную усталость? А все получилось наоборот. Мы настолько подкрепились, что сил нам хватило на весь оставшийся день. И откуда только взялась бодрость!

 

 

Дальше монах завел нас все-таки в главный храм монастыря. В нем хранится великая святыня, икона Божией Матери «Геронтисса», или «Старица» в переводе на русский язык. Здесь случился примечательный эпизод. Тот же маленький монах через переводчика рассказывал нам об истории монастыря и его святынях. А один из паломников спросил его: «Отче, мы пребываем около таких великих святынь, вот как икона «Геронтисса». И так много хочется рассказать Божией Матери, так хочется Ее о многом попросить. Я боюсь что-то забыть в своих молитвах. А попаду ли я еще раз сюда, неизвестно. Что же делать?». На это последовал короткий и четкий ответ монаха: «Когда ребенок предстоит перед своей Матерью, то ему ничего не нужно говорить. Маме достаточно одного взгляда на дитя, чтобы понять, что с ним и в чем он нуждается». Вы знаете, после этих слов многие мужчины прослезились. Вот какое разумение Господь дает своим послушникам-монахам. Также мы приложились к мощам великомученика Феодора Стратилата, бессребреников Косьмы и Дамиана, находящимся в этом монастыре. Заметим, что в святой обители на данный момент подвизаются всего 15 монахов.

 

 


Далее мы совершили переезд в Иверский монастырь. Он был основан в конце X века святым Иоанном Иверским. Долгое время в нем проживали монахи-грузины, но сейчас в нем живут греки. Последний грузинский монах умер в 1955 году. Следует отметить, что потихоньку монастыри других народов греки забирают себе. Конечно, этому посодействовали исторические обстоятельства, но все равно, есть определенная горечь от того, что монастыри уже не относятся к своим народам-основателям. В Иверской обители находятся многие святыни, например, серебряный мощевик с частицами более 150 святых мощей. Но самая главная святыня обители — это икона Божией Матери «Портаитисса», она же «Вратарница», или «Иверская». Не будем пересказывать историю явления этого чудотворного образа, заметим лишь, что существует предание, по которому икона покинет монастырь перед концом света. А пока икона на месте, значит, мы еще поживем. В храме перед иконой случился небольшой казус. В обитель приехал помолиться один русский священник (не с нашей группой), причем с типичной русской внешностью . И вот он пробирался через наши стройные ряды и извинялся по-английски: «I am sorry!». На что наши ребята отвечали: «Батюшка, да мы свои!». Как можно было не определить нас? Наверное, батюшка увлекся.

 

 

 

 

В Иверской обители проживают сейчас 30 монахов.

 

 

 

 


Некоторые паломники спрашивали, купаются ли монахи? В принципе, купаются, но в море — нет. На Афоне запрещено купаться и тем более загорать на пляжах, хотя они считаются самыми чистыми и красивыми в Греции.

 

После Иверского монастыря мы направились в Карею — столицу монашеского государства. Но прежде заехали в скит святого Андрея Первозванного. До середины XX века этот скит был русским, в начале века в нем был построен и освящен самый большой на Балканах храм. Вообще, этот скит по размерам превосходит многие афонские монастыри. Храм типично русский, убранство — тоже. Большие суммы денег на него жертвовал Император Николай II. Сейчас своды храма оглашаются пением молитв на греческом языке. Очень больно было видеть, что такая русская святыня находится не в нашей юрисдикции. Один из паломников спросил, почему скит теперь не наш, на что ему ответили — не хватает русских монахов, чтобы его содержать и обслуживать. Тут мы задумались, что действительно сейчас в России монахов совсем мало, особенно по сравнению с дореволюционными временами. Поэтому так и получается. В скиту мы приложились к мощам апостола Андрея Первозванного.

 

 


 

Дальше по плану у нас была остановка в Карее. На первый взгляд, это обычный небольшой город. В нем живут паломники и путешественники, рабочие, полицейские, пожарные. Работают магазины, почта и банк. Только непривычно, что везде одни мужчины. В магазинах есть все, постное и непостное. Стоят холодильники с мороженым и пивом, есть водка и колбаса. Наверное, рассчитано на простых людей. Конечно, везде ходят монахи.

 

 


 А мы чуть-чуть отдохнули и пешком отправились в монастырь Кутлумуш. Он находится в 300 метрах от Кареи, так что мы дошли до него за 10 минут. Он тоже был основан в X веке. До нашего времени сохранился главный собор обители XVI века. В нем находятся святыни, к которым мы с благоговением приложились: часть стопы праведной Анны, глава святого Алипия Стилата, кисть святого мученика Евстратия и частицы мощей многих святых. На Афоне во время службы монахи молятся в так называемых «стасидиях». Это деревянные ниши с откидными крышками. В одни моменты богослужения монахи садятся, в другие — стоят. Нам удалось сфотографировать такую стасидию.

 

 

Следующим и последним пунктом нашего незабываемого афонского путешествия стал наш родной русский Пантелеимонов монастырь. Все время нашего путешествия грек-гид ненавязчиво говорил о том, что русские - неряхи, ничего не умеют, что наш монастырь — самый худший и так далее. Это еще раз к вопросу шовинизма. Но когда мы увидели наш русский монастырь, то были поражены его чистотой, благоустроенностью и красотой. Поверьте, что ни один из увиденных нами греческих монастырей не сравнится с ним. В следующем году наша святая обитель будет отмечать большой юбилей — 1000 лет со дня основания. К этой дате была проведена реставрация многих зданий, осуществить которую помогали Президент России Владимир Владимирович Путин и Святейший Патриарх Кирилл. Сейчас монастырь находится в прекрасном внешнем состоянии. Но вот беда — монахов в нем мало. Представьте себе, в начале XX века в нем проживали более 2000 монахов и 4000 трудников. Это целый город! Поэтому и здания строились соответствующие. Например, до сих пор сохранилась трапезная на 800 человек. Она расположена напротив входа в собор. А сейчас в обители проживают около 50 монахов. Как говорится, сравните сами. Когда мы зашли в монастырские врата, нас встретил русский монах, он провел нас в главный храм и рассказал об истории монастыря. И здесь опять случился примечательный эпизод. Как мы уже упоминали, группа наша была весьма разношерстной. Среди прочих выделялись несколько западных украинцев. Они демонстративно разговаривали только на украинском языке, что не мешало им обращаться к гиду и монахам по-русски, и смотрели на всех свысока. Можно было не спрашивать их об убеждениях и политических предпочтениях, все и так было ясно. И вот когда мы были в храме, монах резко переменил тему своего рассказа. Вместо истории он стал говорить о том, что Божия Матерь собрала в их монастыре людей разных национальностей. Причем не только русских, украинцев и белорусов. Там есть и румыны, и молдаване,и греки. Все они трудятся плечом к плечу и никто не спрашивает, какой ты национальности. Вот так и простые люди должны молиться о единстве, тем более, что они — одной православной веры. Вот так Господь вложил в уста монаху нужное поучение. Если бы вы видели лица этих украинцев! Они стояли, скрежеща зубами, но ничего не сказали.

В 2013 году в обители появился один очень интересный храм. Он освящен в честь святых русских государей. А их было 150. Среди них два царя: Феодор Иоаннович из династии Рюриковичей и Николай Александрович из династии Романовых; 40 великих и 91 удельных князей и княгинь из Дома Рюриковичей; 17 представителей Дома Романовых. Мы приложились к честной главе великомученика и целителя Пантелеимона, к мощам Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Матфея, Варфоломея, Фомы, Варнавы, Луки, мощам преподобного Силуана Афонского и многим другим. Надо сказать, что монастырь святого Пантелеимона живет по своему времени и не переводит часы. Поэтому, когда мы были в нем, по-гречески было примерно 4 часа дня, а по-монастырски — 12.30.


 

 

Вышли мы из монастыря совершенно ошеломленными от той святости, с которой нам довелось соприкоснуться. С такими чувствами мы сели на корабль и отплыли в сторону материка.

 

Напоследок нужно заметить, что пожить можно в любом монастыре, нужно только заранее отправить туда заявку. А уж наш Пантелеимонов монастырь очень нуждается в рабочих руках, особенно в преддверии столь важного юбилея. Наши ребята сказали, что обязательно приедут туда в следующем году хотя бы на месяц, потрудиться во славу Божию. До революции наши соотечественники считали особой честью и Божией милостью съездить на Афон и потрудиться там.

 

А теперь немного расскажем о поездке наших сестер на Афон. Конечно, на саму Святую Гору женщинам вход воспрещен, но есть специальная экскурсия, позволяющая хоть немного прикоснуться к ее святыням. Стоит она дешевле, чем для мужчин, около 120 евро. Рано утром, примерно в 4 часа, микроавтобус забирает паломников от отеля и везет до того же порта, что и мужчин. Оттуда отплывает специальный корабль, он плывет вокруг Афона и делает остановки в определенных местах. А навстречу выплывают монахи со святынями на небольших катерах. Так, наши сестры приложились к деснице Иоанна Предтечи, Поясу Пресвятой Богородицы, иконам Божией Матери «Всецарица» и «Всемилостивая», многим святым мощам. Перед каждой святыней служился молебен. Духовную радость наших сестер нельзя передать словами. Заметим, что были сомнения, как старшие сестры перенесут непростую дорогу, да еще и плавание на корабле, некоторых из них укачивает... Все было замечательно и все остались очень довольны. Запомнился один эпизод. В Грецию приехал один русский священник вместе с матушкой. Он не поехал на Афон, хотя вполне мог бы это сделать, но решил не расставаться с супругой по каким-то причинам. И поехал вместе с сестрами на обзорную экскурсию. Сестры остались под большим впечатлением от его поступка и до конца поездки ставили его нам в пример, как он хорошо и правильно поступил. Не берусь судить священника, это его личное дело, тем более, что он ничего плохого не совершил, но я поступил бы иначе — поехал бы с сыновьями на Афон, а супругу с дочерьми отправил на обзорную экскурсию.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.