Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Легенды и мифы Миусского края



Тема: Легенды и мифы Миусского края

Цель:познакомить обучающихся с интернейшими легендами и мифами нашего родного края, откуда произошли названия наших рек, высоких холмов и фамилий

 

Задача: познакомить и заинтересовать обучающихся исследовательской работой по сбору материала по истории нашего края, особенно легенд и мифов.

Обучение дистанционное

Ход занятия

Рук. Кр.-Ребята, мне  попалась в руки очень редкая книга нашего земляка, учителя истории и украинской литературы бобриковской школы Захарченко Ивана Михайловича "Легенди, перекази та бувальщини Миюської України". Он в течение многих лет встречался со старожилами Луганской и Донецкой области,т.к. книга издавалась в 2001 году и собрал интересный материал о нашем крае. Часть материала я перевела на русский язык, Оказывается, самые высокие наши холмы имеют свои названия в народном фольклоре. Вот почитайте эти легенды, надеюсь, они вам понравятся.

Змеиная или Сапун-гора

 

Жил когда-то в слободе Дьяково дед – колдун,  по фамилии Зацара. Говорят, что был он колдуном, и наиболъшую силу старый имел над змеиным племенем. Было выйдет к ним на высокую ropy, что на правобережье речушки Ореховой, посмотрит внимательно на пресмыкающихся, кучами грелись на солнце, а затем начнет шептать какую молитву- заклятие, - смотри, покоренные змеи  сразу попрячутся в щели между раскаленными  камнями. Mог он навлечь змей и к себе в сад, где ветви раскидистых яблонь к  ломились от плодов и куда однажды хотела сделать налет шкодливая детвора. И только подошла к саду и сразу бросилась врассыпную от страха: на ветвях блестящими веревками извивались змеиные тела.

Дед Зацара выходил тогда из-за кустов, подходил к яблоням, что-то шептал и змеи незаметно исчезали. После этого детвора десятой дорогой обходила Зацарив сад. Брал гадюк дед и в руки – ни одна НЕ ужалит! Говорят "что и гора, на которую он любил ходить, называлась по-татарски Сапун-гора, а по-нашему - Гадючья. От деда Зацары дьяковцы сохранили такой рассказ про этот  холм.

Еще во времена Запорожье нашими степями проходил проторенный татарский путь, или caкмa - как они его называли. Все возили по нему ордынцы, но товара, как в тот день, еще такого не было: в пыли, обливаясь потом, под беспощадным палящим солнцем брели ... дивчата. Еще не вылинявших черные брови и длинные волосы напоминали о иx красоте, что так нагло была оборвана где-то на бepeгax Днепра или Сулы.

Вот остановили татары девушек на отдых, оставив двух верховых следить за ними.  Последние же помчались в ложбину к источнику с ледяной водой. Увидев такое, группа девушек, которая была  ближе к ложбине, решил бежать в глубь оврага, где можно было спрятаться. А зоркий глаз чужаков заметил это и  стал сгонять беглянок в одну  большой группа. А когда прибыли те, кто утолил жажду у источника - острыми саблями отрезали девчачьи косы.

 Падая на землю, они становились змеями, которые с яростью набрасывались на лошадей со всадниками и беспощадно жалили иx. От смертельных укусов лошади пали, а вместе с ними - и всадники. Змеиное жало достигло и их. Пленницы стали свободными. Гора, где они потеряли свою девичью красоту, с тех поp стала называться Сапун - горой, или змеиной.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.