|
||||||
Управление как искусство.. Управление как наука.Управление как искусство. Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложились еще в древности, когда границы мира и мира науки не осознавались отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, которая насчитывает несколько тысячелетий. Начало положило зарождение письменности в Древнем Шумере. Важнейшим результатом, которого стало образование особого слоя «жрецов – бизнесменов»: они успешно осуществляли религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление искусства как в области управления государственными делами, так и управления бизнесом.
Современное понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что – все современные организации это сложные социально-технические системы, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные факторы внутренней и внешней среды.___ Управление как наука. Менеджмент выделили в самостоятельную область человеческих знаний (науку) в конце 19 века. Развитие управленческой науки было обусловлено и осуществлялось в условиях: - господства общественной формы собственности; - господства директивных форм управления без учета рынка, конкуренции и т.д. Вследствие чего наша страна пришла к дефицитной экономики, а в 90-х годах – к кризису. Иначе складывался процесс становления и развития науки управления (менеджмента) – в странах Запада и Японии.
Научный интерес к менеджменту резко возрос в связи: · с острейшими экономическими кризисами,____ · депрессией · финансовыми потрясениями,_____ · жесткой конкурентной борьбой_____________
Крупнейшие предприятия были заинтересованы в таких научных разработках, которые бы отвечали потребностям практики и помогали эффективно управлять. Возник новый, научный подход к управлению, который получил название тейлоризм – Основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор – инженер-практик и менеджер, который решал в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Суть системы Фредерика У. Тейлора:«Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного работника до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».[2] Сформулировал 4 принципа управления индивидуальным трудом рабочих: ; научный подход к выполнению каждого элемента работ,____________ ; научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего,__________ ; кооперация с рабочими,_________________________________________ ; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими._______
Их внедрение позволяет резко (в 2 – 3 раза) повысить производительность труда. Расчёт и интуиция – залог успеха. Эксперименты и опыты Тейлора оказали революционное влияние на всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской промышленности. Его идеи получили широкое применение в работе крупных американских предприятий, распространились по всем Европейским странам, в т.ч. и в России.
В результате их использования в управлении производством был сделан 1 шаг в становлении менеджмента как науки. Продолжили разработки супруги Гилбрет, А. Файоль, М. Вебер, Э. Мейо, М.Фоллетт, А. Маслоу и многие другие.
|
||||||
|