|
|||
Первый период -«от агрессии и нетерпимостик осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX-VIII вв. до н.э. - XII в., Россия: 996-1706 гг.).Первый период -«от агрессии и нетерпимостик осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX-VIII вв. до н.э. - XII в., Россия: 996-1706 гг.). ü Эпоха Возрождения (XV - XVII вв.) в Западной Европе ознаменовалась гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим недостаткам, к психическим и физическим нарушениям. Врачи посещали монастыри и тюрьмы, вели наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII в. профессор медицины Феликс Платтср (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основу которой положил характеристику различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния. ü Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.
Второй период - «от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них» (начало XII- конец XVIII в.;Россия. ü В этот период были организованы и проведены различные медицинские исследования. Медико-клинические характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлены исследованиями врачей-психиатров: Филипп Пииель (1745-1826) выделил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную; Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840) ввел термин «умственная отсталость» и обозначил три ее степени: дебплыюсть, имбсцильность, идиотия.
Третий период - «от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых» (конец XVIII - начало XX в.; Россия: 1806-1927 гг.). ü Известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создала ортофеническую школу для детей с нарушениями в развитии, где применила систему сенсомоторного воспитания как основу лечебной педагогики. ü К началу XX в. сформировалось психометрическое направление (система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов) в изучении интеллектуальной недостаточности. ü Психолог Альфред Бине и врач-психиатр Томас Симон разработали тестовый метод (Франция, 1905-1907), в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. Они пытались соотнести умственное развитие ребенка с ОПФР с уровнем развития нормально развивающегося ребенка, но более младшего возраста. Соотношение выражалось определенным числом (коэффициентом). Если шестилетний ребенок справился с заданием, рассчитанным па нормально развивающегося ребенка пяти лет, то коэффициент данного ребенка равен 0,83 (т.е. 5:6 = 0,83). Был также определен диапазон «нормы» и отклонений от нее (1,0—0,8).
|
|||
|