![]()
|
|||
Например, этикет запрещает ругательства или оскорбления собеседника. При разговоре также нельзя переходить на крик и повышать голос. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Например, этикет запрещает ругательства или оскорбления собеседника. При разговоре также нельзя переходить на крик и повышать голос. И теперь нужно поговорить о коммуникативном компоненте культуры речи. Он состоит в том, что мы должны учитывать цели речи и свою аудиторию. Для каждой цели есть свои речевые средства. Получается, что даже если вы знаете все нормы языка и не отступаете от правил этикета – это ещё не значит, что ваша речь будет идеальной. Представим, что вы выбрали для своей речи перед одноклассниками тему: «Почему нельзя взрывать петарды в квартире». Но это ведь не особенно нуждается в объяснениях, так что речь может получиться неудачной. Или вы решили прочитать слишком сложную лекцию, перенасыщенную терминами, которые никто не понимает. И в этом случае речь тоже получится неудачной. Поэтому мы оцениваем аудиторию и ситуацию. Итак, что нам требуется запомнить? Культура речи – это владение нормами русского литературного языка (как в письменной форме, так и в устной). А также это умение пользоваться средствами языка в соответствии с целями и условиями общения. Наша речь должна быть правильной, точной, понятной, уместной, богатой и выразительной. У культуры речи есть три компонента – нормативный, этический и коммуникативный. Пристальнее всего мы следим за нормативным компонентом. Он обозначает, что мы должны придерживаться норм – стандартов, идеалов языка. Но нужно учитывать, что нормы языка переменчивы и иногда допускают варианты.
|
|||
|