![]()
|
|||||||
Культура речи требует от нас соблюдения норм – правил, стандартов языка.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Сегодня мы… · Узнаем, что такое культура речи. · Выясним кое-что о языковой норме. · Поговорим о качествах хорошей речи. Что можно узнать о человеке по речи? Античный философ Сократ как-то сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» И действительно, мы по-разному увидим внутренним зрением человека с речью гладкой и интересной и человека, у которого скудная, неправильная речь. Речь может нам подсказать уровень развития человека, уровень его культуры и образованности. По речи можно судить и о внутренних качествах человека. Не зря писатели так тщательно подбирают язык для каждого своего персонажа. Речь – это мощнейшая характеристика человека. Представим, что кто-то выражается так: − Сегодня мне хотелось бы обсудить повышение эффективности при варке кофе… Даже не видя человека, мы скажем, что он работает в офисе. Или мы слышим вот такую речь: − Ась? Чавой-та ты такой смурной? Може, бульбачки со смятанкой тебе дать? По особенностям произношения и диалектизмам можно заключить, что говорит человек из сельской местности. И, скорее всего, пожилого возраста. Ну, а такая речь? − Не, дык я всю ночь шпору писал, а контроши не было. Капец! А это что-то такое близкое, что вы можете услышать и от одноклассников. И, кажется, этому ученику стоит поработать над речью. Ведь мы очень заинтересованы в том, чтобы наша речь отвечала всем требованиям! Тогда она станет для нас приметой образованного, развитого, интересного человека. А с таким человеком легко и интересно общаться. И работать – при устройстве на работу грамотная речь всегда нужна. Но грамотная – это какая? Прежде всего – правильная. Мы должны соблюдать правила русского языка, придерживаться норм. Например, мы можем сказать «звонят» и не можем – «звонят». Иначе нарушим орфоэпическую норму. Речь должна быть точной. Это обозначает, что мы не только должны знать предмет нашей речи. Мы должны ещё и верно выбирать слова для выражения своих мыслей. Представим себе такое высказывание: −Я увидел останки бутерброда, и тут у меня по коже забегали ледовитые мурашки. Останки – так говорят только о ком-то умершем. О бутерброде мы скажем – остатки. А ледовитым бывает океан. Здесь подходит прилагательное ледяные. Речь должна быть ещё и понятной. Мы должны пореже употреблять слова, которые собеседник может не знать: профессионализмы, иноязычные слова, жаргонизмы, термины. Представим, что вы слышите в лекции такую фразу: − Такие приёмы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта не нуждаются в пояснении… Педагог, возможно, сразу же разберётся. А непосвящённый человек очень удивится. Речь должна быть ещё и уместной. Слова, которые мы отобрали, должны подходить к ситуации, к стилю общения и к личности собеседника. Вообразите, что вы говорите с человеком, которому предстоит лететь самолётом. И этот человек тревожится. Развлекать его рассказами о крушениях самолётов – явно не самая лучшая идея. Наконец, речь должна быть богатой и выразительной. Это значит, что хорошая речь – насыщенна и разнообразна. В ней языковые средства не повторяются. Преимущество в беседе всегда за тем, кто может рассказать одну историю сотней способов и кого просто интересно слушать. Но нужно мастерски владеть не только средствами языка, но и интонацией, голосом, мимикой и так далее. А что говорят о человеке с правильной, понятной, уместной, богатой речью? Можно услышать что-то вроде «Какой культурный человек!» То есть, когда мы говорим о хорошей речи – мы говорим о культуре речи. Культура речи – это владение нормами русского литературного языка – в письменной и устной формах. А также умение пользоваться средствами языка в соответствии с целями и условиями общения. Культурой речи называется ещё и раздел науки. Это раздел разрабатывает рекомендации по использованию и совершенствованию норм языка. В культуре речи обычно выделяется три компонента. Посмотрим, для чего нам нужен нормативный компонент культуры речи. Культура речи требует от нас соблюдения норм – правил, стандартов языка. Виды норм соответствуют разделам науки о языке.
|
|||||||
|