Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стратегия и тактика ведения спора



7.2. Стратегия и тактика ведения спора

 

Стратегия ведения спора складывается из определения цели спора и из собирания информации о противнике и аудитории.

 

У спора может быть три цели: a) установление истины, b) убеждение противника, c) победа над противником перед лицом некой аудитории. Следует заметить, что первая цель встречается довольно редко и, как правило, лишь в научных сообществах; а вторая цель, хотя и встречается часто, достижима лишь в редких случаях. Наиболее частая цель спора – это победа, т.е. стремление убедить в своей правоте не противника, а аудиторию. Большинство споров в политике, в судебной практике, в научных диспутах и в быту имеет своей целью именно победу.

 

Информация о противнике предполагает сведения о его знаниях, опыте, способностях. Многие люди ошибочно полагают, что, чем глупее их оппонент, тем легче с ним спорить. В действительности «глупый оппонент» может просто не понять ваших аргументов, и спор с ним потеряет смысл.

 

Информация об аудитории предполагает сведения о ее установках, т.е. мировоззренческой и психологической предрасположенности к получению той или иной информации. Здесь необходимо помнить, что невозможно убедить людей в том, в чем они по каким-то причинам не хотят быть убеждены.

 

Тактика ведения спора разделяется на тактику по отношению к своим аргументам и тактику по отношению к аргументам противника.

 

Тактика по отношению к своим аргументам включает:

подбор аргументов, который должен быть подчинен логическим требованиям к аргументам (см. предыдущую тему), а также учитывать цели спора и установки аудитории;

порядок изложения аргументов. В отношении порядка изложения аргументов следует заметить, что неправильно, как это часто делают, приводить самые сильные аргументы в конце спора. Слабые аргументы в начале спора создают у аудитории скептическую или негативную установку по отношению ко всем остальным аргументам. Самые сильные аргументы следует предъявлять в начале полемики, более слабые – в конце, а самые слабые – в середине, когда внимание аудитории ослаблено.

 

Тактика по отношению к аргументам противника предполагает обнаружение т.н. скрытых посылок. Скрытые посылки – это суждения, которые не называются, но которые подразумеваются как истинные, «само собой разумеющиеся». Например в рассуждении «Господину N нельзя доверять, так как он является членом политической партии X» содержится скрытая посылка: «Все члены политической партии X не заслуживают доверия». Как правило, скрытые посылки являются самыми малоубедительными суждениями. Именно по этому они и не формулируются в явном виде.

 

Вообще-то, опытного полемиста отличает от неопытного то, что неопытный ищет у противника логические ошибки, а опытный – скрытые посылки. Логические ошибки люди допускают крайне редко, а скрытые посылки в рассуждениях есть всегда.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.