|
|||
Тема недели Народные умельцыТема недели "Народные умельцы" Занятие 49. Филимоновский петушок (Роспись гуашью) Программное содержание. Продолжать воспитывать интерес к творчеству филимоновских мастеров. Продолжать знакомить с элементами филимоновской росписи. Учить украшать объемный силуэт в стиле филимоновской росписи. Закреплять умение проводить тонкие линии кончиком ворса. Развивать художественный вкус и самостоятельность. Воспитывать любовь к народному искусству. Демонстрационный материал. Филимоновские глиняные игрушки: петушки, куры, олешки, кони, коровы, барашки, солдаты, барыни; образцы элементов филимоновской росписи. Раздаточный материал. Вылепленный и покрытый желтой гуашью, смешанной с клеем ПВА, петушок; гуашь, тонкие кисти, тряпочки, баночки с водой. Ход занятия Расскажите детям о филимоновской игрушке: "Эта игрушка зародилась в селе Филимоново. Рядом с деревней находились залежи белой глины, из нее-то и стали делать игрушки. (Покажите глиняные изделия.) Филимоновские игрушки можно легко узнать по коротким и толстым ногам, длинным и вытянутым шеям и маленьким головам у животных. Филимоновские игрушки необычно украшены: узкими прямыми или наклонными и пересекающимися линиями зеленого, красного, желтого цветов". Покажите детям образцы филимоновской росписи: чередующиеся зеленые и красные полосы; параллельные красные линии, внутри которых расположены наклонные линии того же цвета; елочки, цветы. Предложите украсить этими элементами вылепленного петушка. Занятие 50. Все на ярмарку (Праздничное интегрированное занятие) Это занятие желательно проводить в виде интегрированного вместе с музыкальным работником. Программное содержание. Систематизировать знания детей о различных видах декоративно-прикладного искусства и изделиях народных промыслов. Закреплять и углублять знания о народных игрушках, предметах быта, посуде и их росписи. Познакомить с проведением ярмарки в форме увлекательного праздничного занятия. Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора. Воспитывать интерес и любовь к творчеству народных умельцев. Подготовка. К этому занятию воспитатель заранее распределяет между детьми роли и помогает выучить слова. Дети вместе с воспитателями и родителями оформляют зал. Полукругом в зале выставляется восемь столов, накрытых скатертями с русской вышивкой. На каждом столе располагаются глиняные или деревянные игрушки, предметы быта, посуда (настоящие и выполненные детьми), соответствующие одному из промыслов (гжель, хохлома, городец, полхов-майдан, филимоново, дымка, Каргополь, жостово). Сзади вешают плакаты с образцами элементов данной росписи. Создается образ деревни или деревенского дома – макет русской печи, лавки, половики, предметы домашней утвари, свечи. Вдоль стен по всему залу можно расположить нарисованные деревья (березы, липы). Воспитатель и дети надевают народные костюмы. Один из мальчиков одевается скоморохом. Для игр понадобится красиво оформленный сундук с карточками, на которых нарисованы образцы элементов росписей; два платка; три деревянные ложки. Ход занятия Празднично одетые воспитатель и дети под русскую народную музыку входят в зал и встают в круг. В центр выходит ребенок, одетый скоморохом, и читает стихотворение И. Токмаковой "Ярмарка". С к о м о р о х. Ярмарка, ярмарка, Огневая, яркая, Плясовая, жаркая. Глянешь налево - Лавки с товаром. Глянешь направо - Веселье даром. В о с п и т а т е л ь. В старину на Руси в воскресные дни проводили ярмарки. Из разных городов съезжались крестьяне, купцы со своими товарами, приходил народ посмотреть и что-нибудь купить. Тут же устраивались представления, игры, потехи, ребята катались на каруселях; играла музыка, было слышно песни, крики зазывал, споры торгующихся. На одной из таких ярмарок мы сейчас с вами и побываем. Интересно, а вы знаете, какие товары можно встретить на ярмарке. Послушайте загадки и попробуйте отгадать, откуда привезены эти товары: Все игрушки не простые, Но, представьте, расписные. Кружочки и клеточки На белой салфеточке. Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. (Дымково) И свистульки, и игрушки, Есть и барышни-Марфушки, Звери – с вытянутой шеей И полосками на теле. (Филимоново) Чашки, чайники и вазы Отличите эти сразу. Белый фон снегов белее, А на нем узор синеет. (Гжель) Листья, ягодки, цветочки, Стебельки и завиточки, Здесь, хозяин, цвет такой: Черный, красный, золотой. (Хохлома) Скачут кони по дощечкам Или птицы к нам летят, А вокруг узор цветочный Расцветает, будто сад. (Городец) Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с платками. Педагог встает в центр круга. Дети, взявшись за руки, идут под музыку вокруг взрослого. Воспитатель поворачивается на месте в обратную сторону. Когда музыка кончается, все останавливаются. Педагог вручает двум детям, которые оказались напротив него, по платку. Дети по команде бегут вокруг круга в противоположные стороны, стараясь быстрее вернуться и занять свое место. Игра проводится несколько раз. После игры дети делятся на две группы. Часть детей занимают места за столами (по одному или по два человека в зависимости от количества детей). Они громко поочереди называют представленный за их столом промысел: 1-й стол (Гжель). Эту гжельскую посуду Я показывать вам буду! 2-й стол (Полхов-Майдан). Эй, девчонки-таратушки, Покупайте безделушки! 3-й стол (Каргополь). Лошадки, игрушки, Уточки, свинюшки! Есть и глиняный медведь, Подходите посмотреть! 4-й стол (Хохлома). Хохломские чашки, ложки, Самовары и матрешки! 5-й стол (Дымково). Игрушки из дымки, Нарядные спинки! 6-й стол (Городец). А вот город Городец, Покупай, кто молодец! 7-й стол (Жостово). Подносы расписные, Шкатулки заводные! 8-й стол (Филимоново). Озорные петушки, Расписные гребешки! Все вместе. Мы на ярмарку пришли И товары принесли. Прочитай ты нам стишок, И подарок – твой, дружок. Оставшиеся в центре зала ребята по очереди читают стихи об игрушках, предметах домашней утвари, посуде. Дети за столами, у которых есть такой товар, награждают (продают) чтецу этот предмет. 1-й ребенок. Ай да девица – душа! Как ты чудо-хороша! Клетчатая юбочка, В клеточке по точке. Фартук полосатый, А вокруг кружочки. Ребенок получает дымковскую барышню. 2-й ребенок. Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит! Птицы яркие летают. И кувшинки расцветают. Ребенок получает разделочную доску с изображенным на ней конем или птицей. 3-й ребенок. Вот индюк нарядный, гордый, Весь он в росписи народной. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост. Ребенок получает филимоновского индюка. 4-й ребенок. Жостовские мастера! Наряжается земля. На подносах расцвели Небывалой красоты Разноцветные цветы. Ребенок получает жостовский поднос. 5-й ребенок. Матрешка в матрешке, Грибочек на ножке. И солнце, и речка, И домик в кустах! Цветы и травинки У них на боках. Ребенок получает одну из игрушек Полхов-Майдана. 6-й ребенок. Встречу чудесную птицу, Синюю птицу мечты, Синюю сетку узоров, Синие листья, цветы. Ребенок получает гжельское блюдо. 7-й ребенок. Каргопольские медведи С севера явились, Точки и полоски На шкурах появились. Ребенок получает каргопольского медведя. 8-й ребенок. Золотая хохлома Принесла тепло в дома, Среди зелени стеблей Красны ягодки видней. Ребенок получает тарелку с хохломскими узорами. Затем все изделия возвращаются на столы. С к о м о р о х. Расписные вилки-ложки! Поиграем мы немножко? Все дети встают в круг. Скоморох дает трем детям из круга по деревянной ложке. Звучит веселая русская народная музыка. Дети передают ложки друг другу по кругу. Когда музыка заканчивается, ребята, у которых в руках остались ложки, выходят в центр круга и под музыку пускаются в пляс. Остальные дети им хлопают. Воспитатель показывает детям сундучок и говорит: Вот чудесный сундучок, Вам, ребята, он дружок. Хочет вам заданье дать, Просит роспись отгадать. Воспитатель открывает сундучок. Вызванный взрослым ребенок подходит к сундуку, опускает в него руку и достает карточку с образцами элементов какой-либо росписи, показывает ее остальным детям. Любой ребенок по просьбе воспитателя дает ответ. Ребенок, правильно назвавший роспись, относит карточку на соответствующий стол. С к о м о р о х. Дуйте в дудки, Бейте в ложки: В гости к нам Пришли матрешки. Ложки деревянные, Матрешечки румяные. В. Берестов В центр зала выходят восемь девочек в народных костюмах и платочках – матрешки встают друг за другом в колонну по росту (первая – самая большая матрешка, последняя – самая маленькая), видно только самую первую матрешку. Воспитатель начинает читать стихотворение С. Маршака: Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, Всех матрешками зовут. Затем каждая матрешка рассказывает свое стихотворение и делает шаг в сторону, уступая место следующей матрешке. 1-я матрешка. Кукла первая толста, А внутри она пуста. Разнимается она На две половинки. 2-я матрешка. В ней живет еще одна Кукла в серединке. Эту куколку открой - Будет третья во второй. З-я матрешка. А четвертая матрешка Меньше третьей на немножко. 4-я матрешка. Вынь ее да посмотри, Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая Куколка пузатая. 5-я матрешка. Внутри она пустая, В ней живет шестая. 6-я матрешка. А в шестой – седьмая. 7-я матрешка. А в седьмой – восьмая. 8-я матрешка. Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех. В о с п и т а т е л ь. Вот поставленные в ряд Сестры-куколки стоят. – Сколько вас? – у них мы спросим. И ответят куклы: М а т р е ш к и. Восемь! Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки – невелички. Как пойдем плясать и петь, Вам за нами не успеть. Матрешки и все дети под музыку исполняют танец матрешек: Мы веселые матрешки, Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки. В сарафанах наших пестрых, Ладушки, ладушки, Мы похожи, словно сестры, Ладушки, ладушки. (На первую строчку – руки сложить полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. На третью строчку – ставят попеременно каждую ногу то на носочек, то на пятку и стучат каблучками. На пятую строчку – кружатся, руки на пояс. На седьмую – держатся за концы платочка и слегка приседают. На оставшиеся строчки хлопают в ладоши.) В конце ярмарки дети подходят к столам и выбирают себе на память один из сувениров. Скоморох заканчивает праздник словами: Солнце закатилось, Ярмарка закрылась. Дети и воспитатель под музыку выходят из зала.
|
|||
|