|
|||
2-е издание⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск ББК 88.3 УДК 159.92 А79 А79 Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 271 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-272-00370-5 В книге дается всесторонний обзор исследований природы счастья, отражающий современное состояние дел в этой научной области. Привлекая исследования из области социологии, физиологии, экономики и психологии, Майкл Аргайл выясняет природу положительных и отрицательных эмоций. В книге широко освещаются ключевые вопросы этой области исследований: измерение и изучение счастья, воздействие дружбы, супружества и других отношений на позитивный душевный настрой; взаимосвязь счастья, психического и физического здоровья; влияние работы, занятости и досуга; роль денег, социального статуса и образования. Со времени первого выхода книги в свет в 1987 г. были осуществлены важнейшие научные разработки, и во втором издании они впервые сведены воедино, зачастую с неожиданными выводами Новое издание «Психологии счастья» дополнено материалом о национальных различиях, роли юмора, денег и влиянии религии. Книга адресована студентам, психологам и всем, кто интересуется данной темой ББК 88.3 УДК 159.92 ©2001 Michael Argyle ISBN 0-415-22664-1 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 ISBN 5-272-00370-5 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 Оглавление Предисловие ............................................................... 8 Глава 1. Введение.................................................9 Стремление к счастью ...................................................9 Что мы ждем от исследований счастья? .................................10 Разве мы не знали все это раньше? ......................................13 Вдохновляющие и отвлеченные теории..................................14 История исследований счастья.......................................... 14 Глава 2. Как измерять и изучать счастье.............................17 Что такое счастье?...................................................... 17 Социальные показатели ................................................29 Исследовательские методы .............................................30 Влияние благополучия на поведение ....................................33 Выводы ................................................................33 Глава 3. Радость и другие положительные эмоции.....................34 Переживание положительных эмоций...................................34 Выражение положительных эмоций.....................................38 Источники позитивных эмоций .........................................42 Позитивные эмоции и мозговые центры.................................46 Нейротрансмиттеры и наркотики: влияние на положительные эмоции ... 47 Почему существуют позитивные эмоции? ...............................50 Выводы ................................................................51 Глава 4. Удовлетворенность .......................................52 Введение ...............................................................52 Какое значение для удовлетворенности имеют объективные факторы? .. 56 Влияние социального сравнения ........................................60 Адаптация..............................................................62 Влияние эмоционального состояния на удовлетворенность..............64 Когнитивные факторы удовлетворенности ..............................64 Позитивные иллюзии...................................................66 Выводы ................................................................68 Глава 5. Юмор и смех.............................................69 Истоки юмора ..........................................................70 Психология юмора .....................................................74 Юмор и стресс..........................................................78 Юмор и социальные навыки ............................................84 Выводы ................................................................86 Глава 6. Социальные отношения....................................87 Дружба.................................................................88 Любовь и брак..........................................................93 Оглавление Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья ...............208 Интернациональные исследования счастья .............................208 Доход и благосостояние ...............................................212 Права человека, демократия и доверие друг другу......................216 Могут ли национальные различия быть связаны с разными социальными нормами? ............................................219 Объективные показатели национального благополучия.................222 Уровень счастья в отдельных странах ..................................226 Исторические изменения в уровне счастья .............................229 Выводы ...............................................................232 Глава 13. Улучшение восприятия жизни............................233 Создание настроения в лабораторных условиях ........................233 Позитивные жизненные события.......................................236 Терапия счастья .......................................................243 Выводы ...............................................................250 Глава 14. Влияние позитивного настроя и счастье ....................251 Общительность........................................................251 Отзывчивость и альтруизм.............................................252 Производительность труда.............................................253 Способы мышления ...................................................255 Физическое здоровье ..................................................256 Психическое здоровье .................................................257 Выводы ...............................................................258 Глава 15. Выводы ............................................... 259 Деньги ................................................................ 259 Досуг .................................................................260 Работа ................................................................ 261 Социальные отношения ...............................................262 Личность..............................................................263 Национальные различия...............................................264 Существует ли теория счастья? ........................................264 Является ли счастье самоцелью? .......................................266 Алфавитный указатель...........................................268 Предисловие Первое издание этой книги появилось в 1987 г., когда вопросы исследования счастья были еще сравнительно новой областью. С тех пор эта сфера весьма расширилась. Множество новых работ появилось в журнале «Исследования социальных показателей» (SocialIndicators Research), журнале «Психология личности и социальная психология» (The Journal of Personality and Social Psychology) и в издании «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences). В работе «Корреляты счастья» (Correlates of Happiness, Veenhoven, 1994) Венховен дал современный анализ исследований, проводившихся по всему миру. Канман, Динер и Шварц выпустили не менее объемный труд «Благополучие: основы гедонистической психологии» (Well-Being: Foundations of Hedonic Psychology, Kahne-man, Diener, & Schwarz, 1999). Одна из глав в нем написана мною. Сегодня исследования по проблеме счастья и благополучия публикуются, главным образом, в психологических журналах. Однако к этой теме проявляют интерес также и экономисты, пытающиеся выяснить, приносят ли деньги счастье и как сказывается на нем безработица. Интерес начали проявлять и правительственные органы. После того как в свет вышло первое издание книги, я по-прежнему проводил исследования и писал статьи по некоторым из главных тем настоящей книги. Это помогло мне скорректировать отдельные главы. За этот период были опубликованы мои книги: «Социальная психология работы» (2-е издание) (The Social Psychology of Work, 1989), «Социальная психология досуга» (The Social Psychology of Leisure, 1996) и «Психология и религия: введение в проблему» (Psychology and Religion: An Introduction, 2000). Существенную помощь оказали мне Питер Хиллс, профессор Эйдриан Ферн-хем и профессор Питер Робинсон, которые ознакомились с полным вариантом рукописи и сделали свои замечания. Я также обязан студентам, особенно из Oxford Brookes University, осуществившим ряд эмпирических исследований в указанной области. Весьма полезными оказались две конференции, одна из которых была организована Канманом в Принстоне в связи с подготовкой книги «Благополучие», а вторая — профессором Эвнером Оффером и другими в Nuffield College. Большую помощь оказали мне некоторые библиотеки, особенно Рэдклиффская научная библиотека и читальный зал социально-экономической литературы Оксфордского университета. Oxford Brookes University, Июнь 2000 г. ГЛАВА 1 Введение Мы полагаем, что следующие истины являются очевидными: все люди созданы равными; они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью. Декларация независимости США Стремление к счастью Нет нужды доказывать, что большинство людей, если не все, хотят быть счастливыми. Существуют вполне конкретные данные, подтверждающие этот тезис. Кинг и Нала (King & Napa, 1998) на двух выборках респондентов-американцев показали, что счастье и смысл жизни значат гораздо больше для «хорошей жизни», чем деньги, или нравственная добродетель, или даже возможность попасть в рай (обследования проводились на Среднем Западе). Хотя студенты не расценивали деньги как нечто важное, взрослые отмечали это как один из факторов благополучия. Скевингтон, Мак-Артур и Сомерсет (Skevington, MacArthur, & Somerset, 1997) изучили несколько фокус-групп в Англии и обнаружили, что счастье признается как важнейшая составляющая качества жизни — более значимая, чем, например, деньги, здоровье или сексуальная жизнь. Энтузиазм, вызываемый участием в лотереях и телевизионных шоу, где можно выиграть большую сумму денег, говорит о том, что многие люди верят в способность денег решить проблемы и сделать их счастливыми. Иногда можно услышать, что невозможно или не нужно стремиться к счастью, что оно производное от усердного труда или каких-то иных аспектов хорошей жизни. С другой стороны, психологам удается ослаблять депрессию у человека, добиваясь того, чтобы сделать его счастливее. Позже мы обсудим, как можно осчастливить себя и других, да и все общество в целом. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Но большинство людей отдает себе полный отчет в том, что это такое. Когда проводились опросы на эту тему, оказалось, что под счастьем люди подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость или другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью. Два указанных компонента часто изучаются в различных исследованиях счастья, и мы увидим, что причины их несколько разнятся. Достаточно часто рассматривается и еще одна составляющая — отсутствие депрессии, тревоги и других отрицательных эмоций. Иногда в масштабных исследованиях счастье измеряется по ответам на один вопрос, но это привело к некоторым совершенно невероятным результатам, что особенно заметно, если сравнить данные, полученные в разных странах. Предпочтительнее было бы использовать более подробные шкалы. В главе 2 мы рассмотрим аспекты измерения счастья. ■JO Глава 1. Введение Относительно числа психологических книг и публикаций по вопросам депрессии и счастья наблюдался разительный дисбаланс. В одной работе указано, что это соотношение составило 17 : 1. Такое положение дел подтолкнуло многих из нас обратить свой взор на отвергнутую тему позитивных эмоций. Не так давно ситуация изменилась, и сегодня существует множество исследований так называемого «субъективного благополучия» (subjective well-being — SWB), которое часто рассматривается как то же самое, что и счастье. Я буду использовать этот альтернативный термин в качестве синонима. «Благополучие» неодинаково, оно обычно включает такие объективные переменные, как доход и состояние здоровья. Вероятно, счастье может принимать разные формы. Это и сильное возбуждение, которое испытывают те, кому по душе шумные и волнующие общественные мероприятия, и тихое счастье тех, кому доставляют большее удовольствие спокойные, уединенные занятия. Этот факт порождает определенные трудности, когда сравниваются уровни счастья в различных культурах. В следующей главе мы рассмотрим, как лучше всего его измерить. Что мы ждем от исследований счастья? Психологи стремятся понять причины счастья и порождающие его психологические процессы, а что же хотят знать другие люди? Вероятно, им тоже хочется понять причины, поскольку это подскажет им, как сделать себя или других счастливее. Некоторые аспекты могут быть произвольно изменены, например выбор формы досуга. Можно изменить и настроение, прибегнув к простым методам создания позитивного расположения духа. Отсюда вытекает ответ на следующий вопрос: возможно ли изменить уровень счастья? Ответ: да, несмотря на то, что некоторые факторы (например, личностные черты) являются отчасти врожденными и не подпадают под наш контроль. Мы рассмотрим соответствующие методы в главе 13. Психологов также интересуют фундаментальные проблемы, решение которых имеет существенное значение для практики. Хорошее настроение связано с физиологическими процессами, часть из которых достаточно хорошо исследована. Это позволяет объяснить механизм действия таких наркотиков, как прозак, а также, например, физических упражнений. В конце концов, нам бы хотелось уметь детальнее объяснять физиологический механизм возникновения этой стороны счастья. Мы также стремимся узнать, дает ли счастье биологические преимущества; способствует ли оно выживанию? Некоторые ответы на этот вопрос будут предложены нами в главе 3. Счастье зависит и от объективных условий, например семейного положения и социального статуса, связано оно также и с нашим образом мыслей — с тем, как мы смотрим на вещи. Оптимизм — это хорошо, но ведь существует и «нереалистичный оптимизм»! Замечательно, когда у человека есть цель, ну а если уровень притязаний слишком высок? За нашими суждениями о счастье и об удовлетворенности жизнью стоят определенные когнитивные процессы (глава 4). Счастью способствует умение видеть комическую сторону вещей, поэтому в новое издание книги включена глава о юморе. Влияние его на счастье разностороннее, но наиболее важно, что способность посмотреть на события с другой, менее Что мы ждем от исследований счастья'' ■] \ серьезной, стороны может снизить стрессовый характер негативных происшествий. Юмор — это и способ получить удовольствие от социальных контактов, он часть общения и элемент социальных навыков. Он способен разрешать конфликты как между людьми, так и на уровне общества (глава 5). Центральная часть настоящей книги посвящена существенным, на мой взгляд, источникам счастья — социальным взаимоотношениям, работе и досугу. Сегодня нам известно, что такие виды отношений, как романтическая любовь, брак и дружба, — главные причины положительных эмоций и счастья, а также и прочих аспектов благополучия, например психического и физического здоровья. Эту роль они играют потому, что дают человеку социальную поддержку, проявляющуюся в форме практической помощи, эмоционального подкрепления и совместного проведения времени за приятными занятиями. Между счастьем и общительностью существует тесная взаимосвязь (глава 6). Большинству людей работа доставляет удовольствие не только потому, что позволяет получить вознаграждение или достичь каких-то иных целей, но также и оттого, что служит источником внутреннего удовлетворения, а отношения с коллегами по работе способствуют социальной удовлетворенности. Работа может быть напряженной, однако в целом оказывается для нас благом. Условия труда продолжают меняться, и не всегда в лучшую сторону; исследователи, занимающиеся вопросами счастья, внимательно следят за вновь возникающими формами трудовой деятельности. Во всех индустриально развитых странах высок уровень безработицы, и мы обсудим, как можно смягчить ее воздействие (глава 7). Важный источник счастья — досуг. Это единственное, что в наибольшей мере поддается индивидуальному контролю. Существует несколько теорий, объясняющих мотивы излюбленных занятий. Нами будет показано, что зачастую главным мотивом становится стремление погрузиться в социальные отношения, реальные или воображаемые. Психологи озадачены огромной популярностью телевидения, ибо любители смотреть телевизор демонстрируют очень низкие показатели удовлетворения от этого занятия, утверждая к тому же, что часто засыпают во время просмотра программ и передач. Однако телевидение может оказывать и положительное воздействие, что, например, относится к социально изолированным людям (глава 8). Приносят ли счастье деньги? Это очень важный вопрос, но ответить на него непросто, поскольку имеющиеся данные противоречивы. Многие люди, равно как и правительственные органы, своими действиями демонстрируют убежденность в истинности этого тезиса. Между тем рост доходов не оказывает существенного влияния на удовлетворенность жизнью; для некоторых людей выигрыш в лотерее имеет негативные последствия, а богатые нисколько не счастливее тех, чьи доходы не превышают средний уровень. Менее всего счастлив тот, кто наиболее озабочен денежными вопросами. Наименее счастливы очень бедные люди; в богатых странах, где, согласно опросам, уровень счастья выше, чем в бедных, весьма значимы также принадлежность к определенному социальному классу и образование, причем оба этих фактора играют в некоторых странах более весомую роль, чем в других (глава 9). Психологи также стремятся понять, личности какого типа наиболее счастливы. Когда-то этот вопрос решался неоднозначно, но на сегодняшний день он достаточ- 12 Глава 1. Введение но глубоко исследован. Установлено, что счастье связано с определенными личностными характеристиками — такими, как экстраверсия и нейротизм. Значим также стиль мышления: счастливые люди обладают более высокой самооценкой, чувством контроля, оптимизмом и ощущением цели, обусловленной наличием четких ориентиров. Любые открытия в этой области могут быть полезны в психотерапии — чтобы убедить пациентов посмотреть на вещи более позитивно. Уровень счастья соотносится также с возрастом. Впрочем, возможно, это вызвано историческими изменениями? Для прояснения этого вопроса было проведено несколько лонгитюдных исследований. Роль личностных черт освещается в главе 10. Делает ли людей счастливее религия? Да, но не в такой мере, как членство в спортивном клубе или женитьба. У религиозных людей особые аспекты благополучия. Церковные службы (подобно музыке) вызывают сильные позитивные переживания; у верующих отмечается чувство стабильного благоденствия, они не так боятся смерти, справляются с серьезными стрессами и дольше живут. Все это связано отчасти с мощной социальной поддержкой, которая существует в таких сообществах (глава 11). Значительный интерес представляет сравнение стран по показателям счастья. На этот счет имеется масса материалов. Главный результат исследований, осуществленных на основе самооценок, таков: Великобритания, наряду с США, Австралией и странами Скандинавии, занимает высокое место в мире по уровню счастья. Однако некоторые данные были подвергнуты сомнению: действительно ли Исландия — самая счастливая страна на Земле, а остальная часть Европы так несчастна, — на что указывают исследования, базирующиеся на одном-единственном показателе? Различия могут быть связаны с общественными нормами выражения счастья. Если же принять в расчет объективные социальные показатели, то предстает более сложная картина. В главе 12 мы рассмотрим, имели ли место исторические изменения в этой сфере. За последние 40 лет, с тех пор как начались исследования по проблеме счастья, наблюдается на удивление мало перемен в ощущении счастья, хотя значительно возрос масштаб среднего благосостояния во многих странах. Мы увидим, что этот вопрос сам по себе является еще одной проблемой, требующей разъяснения. Между тем в настоящее время происходят социальные изменения, которые могут воздействовать на восприятие счастья, причем некоторые из них не с лучшей стороны, например рост безработицы и увеличение числа распавшихся семей. В главе 12 осмысливаются различия, существующие между странами. В главе 13 мы обратимся к вопросу о том, как можно повысить уровень счастья. Это происходит в лабораторных условиях с помощью экспериментов по созданию настроения, а также в реальной жизни — благодаря увеличению частоты позитивных событий, например физических упражнений. Терапия счастья заключается в увеличении числа названных событий, а также в когнитивной терапии и тренировке социальных навыков. Основанные на этом методики применялись по отношению как к пациентам в состоянии депрессии, так и к обыкновенным людям. Мы также коснемся воздействия прозака и других наркотиков на переживание счастья. Однако наш вывод состоит в том, что изменение образа жизни — это и есть наилучший способ стать счастливым (глава 13). Разве мы не знали все это раньше? -|3 Наконец, мы зададимся вопросом: является ли счастье для нас благом? Способствует ли оно лучшему физическому самочувствию или психическому здоровью, общительности, отзывчивости, работоспособности, помогает ли людям лучше решать проблемы? Ответ на все эти вопросы поможет разрешить другой: «какова польза от счастья?» Впрочем, оно уже самоцель (глава 14). Разве мы не знали все это раньше? Большинство людей не знают о том, что существует множество исследований счастья, и, услышав об этом, далеко не всегда бывают впечатлены. Они говорят: «Это же и так понятно». Следует заметить, что данные кажутся очевиднее, если они получены в результате исследовательской работы, а не до того — если, разумеется, это не было очевидно для тех, кто изучал данный феномен. Когда я читаю на эту тему лекции, для того чтобы избежать подобной реакции, перечисляю некоторые до сих пор не решенные проблемы. Многие «очевидные» теории оказываются ошибочными. По общему признанию, некоторые из выводов являются довольно очевидными — например, тот факт, что безработица или развод делают человека несчастным. Вместе с тем без экспериментальных исследований этих вопросов остаются неизвестными подробности: скажем, каких именно людей эти потрясения повергают в несчастье, а каких — нет, ведь на самом деле одни счастливее других. Существуют, однако, и другие данные, которые менее очевидны для большинства из нас. Например: • Деньги в целом не приносят счастья. • Выигрыш в лотерее делает людей менее счастливыми. • В определенном смысле счастье является врожденным. • Счастливые люди живут дольше. • Дольше живут и те, кто ходит в церковь. • Наличие детей не влияет в целом на ощущение счастья (все зависит от стадии жизненного цикла семьи). • Пожилые люди счастливее молодых. • Просмотр «мыльных опер» оказывает на людей благотворное воздействие (несмотря на доказательства того, что телезрители при этом активны лишь часть времени). Существуют исследования, цель которых — выяснить, что, по мнению людей, делает их счастливыми или несчастными. Нередко люди в этом ошибаются. Например, американские студенты думают, что были бы счастливее, если бы жили в Калифорнии, а не на Среднем Западе. На самом же деле никакой разницы нет. Преподаватели считают, что станут счастливее, если займут штатную должность, — но в реальности это не играет никакой роли. Солдаты, совершая трудный прыжок с парашютом, предполагают, что будет страшнее, а пациенты зубного врача уверены, что окажется больнее, чем это происходит в действительности. Люди говорят, что деньги не особенно важны для счастья, и они правы; тем не менее их поведение свидетельствует о том, что они придают им большое значение (Loewenstein & Schkade, 1999). 14 Глава 1. Введение Я упомянул несколько до сих пор не проясненных моментов. Среди них есть исключительно эмпирические проблемы: например, счастливее ли жители одних стран, чем других; как влияют на обретение счастья деньги. Есть и теоретические проблемы: например, какие физиологические процессы порождают радость; почему счастливы экстраверты. Присутствуют и вопросы прикладного характера, например: какие тренинговые программы в наибольшей степени способны сделать людей счастливее. Вдохновляющие и отвлеченные теории Некоторые люди полагают, что знают о счастье все и в дополнительных исследованиях нет необходимости. Есть, например, верующие, которые считают, что секрет жизни находится в их священной книге. Мусульмане, рассуждая подобным образом, убеждены, что психологические исследования бесполезны, ибо все уже написано в Коране. Если бы все обстояло именно так, верующие оказались бы счастливее прочих. Но, как мы увидим ниже, не меньшее значение имеют и другие факторы. Еще одну группу представляют собой авторы книг типа «Помоги себе сам», продолжающие традицию работы «Сила позитивного мышления» Норманна Винсента Пила (The Power of Positivite Thinking, Peale, 1953). Существует множество книг под общим названием «Как стать счастливым». Однако в них нисколько не учтены упомянутые выше исследовательские направления. Они основаны на вдохновляющем здравом смысле. В них читателям советуют самоутвердиться, жить в согласии с собой и мыслить позитивно, иногда включают некоторые религиозные моменты: например, любить людей и прощать их. Одними из последних по времени примерами книг подобного рода являются «Счастье сегодня» Холдена (Happiness Now, Holden, 1998) и «Эмоциональная уверенность» Линденфельда (Emotional Confidence, Lin-denfeld, 1997). Такие книги убеждают в том, что их содержание соответствует действительности или что их прочтение полезно. Мы уже видели: здравый смысл — неважный помощник в этом. Подчас кажущееся очевидным на деле предстает неверным, а множество проблем и по сей день остаются неразрешенными. Главный компонент названного подхода — позитивное мышление — на самом деле является составной частью счастья. Только вот утверждения о том, что его можно достичь простым усилием воли, весьма сомнительны. Указанные книги, помимо прочего, полны странных, бездоказательных утверждений, например: «Вы истинно счастливы каждую минуту Вашей жизни; единственная Ваша проблема в том, что Вы не всегда это сознаете» или «Мощным лекарством является беззаветное стремление к счастью» (Holden, 1998, р. 160, 70). Вероятно, ошибкой было бы считать такие заявления обоснованными с эмпирической точки зрения. Они имеют целью изменить читательское восприятие жизни. Однако в этом случае невозможно решить, какая из многочисленных книг типа «Помоги себе сам» полезнее или лучше. История исследований счастья История экспериментальных исследований счастья пока непродолжительна, поскольку данная область возникла сравнительно недавно. В 1960-е гг. американские исследовательские организации стали задавать людям вопросы о счастье и удов- История исследований счастья летворенности. Это привело к появлению ранних классических работ. Среди них: «Модель человеческих тревог» Кентрила {The Pattern of Human Concerns, Cantril, 1965) — международное обследование 23 875 респондентов; «Структура психологического благополучия» Бредберна {The Structure of Psychological Weil-Being. Bradburn, 1969), в которой использовались результаты исследования, проведенного Национальным центром изучения общественного мнения (NORC); «Качество американской жизни» Кэмпбелла, Конверса и Роджерса (The Quality of American Life, Campbell, Converse, & Rogers, 1976) — работа в рамках изысканий Исследовательского центра Мичиганского университета. В 1967 г. Уилсон опубликовал обзор литературы по вопросам счастья в «Психологическом бюллетене» (Psychological Bulletin). В 1984-м Дилер повторил эту работу, обновив обозрение в 1999 г. (Diener et al). Gallup* и другие организации, изучающие общественное мнение, проводили дальнейшие исследования, и не только в Америке: так, в Европе в рамках программы «Евробарометр» были обследованы страны Общего рынка. В 1974 г. основан журнал «Исследования социальных показателей» (Social Indicators Research), в котором появилось много материалов по интересующим нас аспектам. В издании «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences) стали публиковаться статьи на тему индивидуальных различий в восприятии счастья. Журнал «Психология личности и социальная психология» (The Journal of Personality and Social Psychology) также стал размещать на своих страницах статьи о счастье. В 1999 г. был создан журнал «Исследования счастья» (Journal of Happiness Research), редактор которого — Венховен. В 1994 г. этот исследователь выпустил свой объемный трехтомник «Корреляты счастья» (Correlates of Happiness), где заново проанализированы 630 крупнейших исследований со всего мира. Канман, Динер и Шварц подготовили другой объемный труд «Основы гедонистической психологии» (Foundations ofHedonic Psychology, Kahneman, Diener, & Schwarz, 1999) (в котором одна глава написана мной), базирующийся на результатах состоявшейся в Принстоне конференции и содержащий главы по большинству областей в исследовании счастья. В первом издании настоящей книги я написал о многом, но с тех пор появилось еще больше заслуживающей внимания информации. Эта научная область поразительно разрослась, теперь накоплен большой объем исследований и знаний. Устраиваются конференции, соответствующие аспекты обсуждаются также на собраниях психологов разных направлений. Однако рассматриваемая область не оказала существенного влияния на общую психологию; например, в психологических учебниках ей пока что не отводятся специальные главы. Практическая сторона исследований счастья Чего можно достичь с помощью знаний о психологических аспектах переживания счастья, в чем бессильны другие подходы? 1. Сделать людей счастливее. Тщательно исследовалось воздействие на счастье некоторых видов терапии и изменений в стиле жизни. Подобные работы 1 Gallup Institute — Американский институт общественного мнения. — Примем ред. ■J6 Глава 1. Введение очень важны, поскольку многие виды психотерапии, как выяснилось, никак не влияют на ощущение счастья. Исследования доказали эффективность использования для этих целей методов «приятных занятий» и некоторых вариантов когнитивной терапии. Тренинг социальных навыков имеет другую цель, но успешно применяется для борьбы с депрессией; его проведение среди не страдающих депрессией людей приводит к сходным результатам: улучшает социальные взаимоотношения. Было установлено, что изменение форм досуга, например более активное занятие спортом, действенно как для страдающих депрессией, так и для других людей. Досуг — это та сфера, которая находится в нашей власти, а следовательно, ею можно управлять, чтобы усилить чувство удовлетворенности. 2. Сделать счастливее общество. Счастье — это не только личное дело, оно также является достоянием социума. Особенно это касается коллективистских обществ, благополучие которых частично зависит от условий совместной деятельности, например досуга, и социальной сплоченности. Если речь идет о рабочем коллективе, то важен его масштаб (лучше, когда он меньше) и структура (лучше, если она менее иерархична), а также степень участия сотрудников в принятии решений. Когда мы точно выясним, каково воздействие денег на счастье, появится возможность давать советы властям и в экономической сфере. 3. Международные организации. Эти организации занимаются проблемами качества жизни в разных странах. Сначала они рассматривали только экономические мероприятия, затем включили в свои программы вопросы здравоохранения и образования. Кроме того, они обсуждают также и ряд других объективных мер. Однако большое значение для счастья имеет субъективное благополучие, которое не всегда тесно связано с этими объективными показателями. Поэтому его следует также принимать во внимание. Данный аспект — важный пункт деятельности этих организаций в странах с крайне низкими показателями счастья. Однако проводить международные сравнения непросто; счастье может принимать различные формы в разных культурах; могут существовать и отличающиеся способы ответа на одни и те же вопросы. ГЛАВА 2 Как измерять и изучать счастье Что такое счастье? Как мы уже увидели, люди, по-видимому, прекрасно понимают, что значит счастье. Они имеют довольно четкое представление о его связи с позитивными эмоциями и удовлетворенностью жизнью. Во многих обследованиях респондентам задавали вопрос о том, насколько они счастливы. Нас и интересуют измерения «субъективного благополучия» (subjective well-being — SWB), субъективная сторона благополучия, а не объективные критерии дохода, здоровья и т. д., которые мы будем называть «социальными показателями». Множество данных, касающихся счастья, получено в результате социальных обследований, которые охватывали большое число респондентов. Подробные опросы весьма дорогостоящие, поэтому зачастую задавался всего один вопрос, например: «Насколько вы счастливы?» или «Насколько вы удовлетворены своей жизнью в целом?» Эндрюс и Уйти (Andrews & Withey, 1976) предложили другую формулировку вопроса, позволяющую измерить два аспекта — эмоции и удовлетворенность: «Каковы ваши ощущения от жизни в целом?» При этом использовалась 7-балльная шкала с градациями от «восхитительно» до «ужасно». Кэмпбелл и соавторы (Campbell et al., 1976) в своем известном исследовании «Качество американской жизни» задавали этот вопрос в ином варианте: «Насколько удовлетворяет вас в настоящее время ваша жизнь в целом?» Измерить удовлетворенность другим способом позволяет Шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction With Life Scale — SWLS), показанная в табл. 4.2. Исследования, в которых применялась такая шкала, показывают, что, по словам большинства людей, их удовлетворенность значительно выше средней. Они также выявили, что большинство респондентов указывает на свою удовлетворенность. Как продемонстрировали ученые (Diener & Diener, 1996), подобный вывод делается во множестве исследований счастья, удовлетворенности и других критериев субъективного благополучия. Выше среднего оказываются в среднем показатели у 75-80% опрошенных. Брендстеттер (Brandstatter, 1991), применяя метод «замера переживаний» (который будет вскоре описан), обнаружил, что 68% времени люди пребывают в позитивном эмоциональном состоянии. Фордис (Fordyce, 1988) разработал Шкалу счастья (Happiness Measure — НМ), содержащую 2 вопроса: ■\Q Глава 2. Как измерять и изучать счастье 1. «В целом насколько счастливым или несчастным вы себя обычно чувствуете?» Предлагаются варианты ответа от «чрезвычайно счастливым» (в восторге, ощущаю радость, чувствую себя превосходно), за что начисляется 10 баллов, до «совершенно несчастным» (крайне подавленным, в абсолютном унынии), что дает 0 баллов. 2. «В среднем какую часть времени в процентах вы чувствуете себя счастливым (или несчастным, или в нейтральном состоянии)?» Обе итоговые цифры суммируются. Среднее значение первого показателя составило 6,9 («умеренно счастливым»), а второго — 54%. Вполне удачным оказывается и применение критериев, основанных на одном параметре. Так, можно измерить удовлетворенность работой, задав респонденту следующий вопрос: «Приняв во внимание все обстоятельства, скажите, насколько вам нравится ваша работа?» При этом корреляция таких измерений с более детальными шкалами составляет 0,67 (Wanous, Reichers, & Hudy, 1997). Шкала Фордиса в значительной степени коррелирует с гораздо более подробными измерениями счастья. Однако применение простых шкал, содержащих один вопрос, сопряжено с определенными проблемами. Первая заключается в очевидности задания, и поэтому на ответы респондентов могут повлиять некоторые предубеждения. Психологи ведь не станут пытаться оценить расовые установки, спрашивая, например: «Нравятся ли вам чернокожие?» Для этого используются менее прямолинейные вопросы. Ниже мы увидим, что обследования, проводившиеся среди респондентов разных стран и опиравшиеся на один-единственный критерий счастья, давали весьма странные результаты. Второе возражение связано с желанием психологов знать, что переменная обладает внутренней валидностыо, т. е. содержит ряд взаимосвязанных компонентов. Это означает необходимость рассмотреть более широкий набор вопросов или критериев, параметров, которые можно замерить (наподобие вопросов в тесте на уровень интеллекта). В нескольких исследованиях субъективное благополучие измерялось при помощи целого ряда критериев, и было установлено, что все они коррелируют друг с другом и формируют единый фактор. Например, Комптон и соавторы (Compton et al., 1996) использовали несколько опросников, направленных на оценку счастья и психич
|
|||
|