Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П. П. ЛАЗАРЕВ



П. П. ЛАЗАРЕВ

...Во время одного из посещений руководимого мною Института биоло­гической физики, когда Горький расспрашивал меня о ходе наших работ, я ему рассказал о всех тех трудностях, которые встречаются на пути ис­следования Курской магнитной аномалии; Горький внимательно выслу-

скому о работе Нижегородской радиолаборатории, поддерживает хода­тайство Нижегородского Совета перед ВЦИК о награждении радиолабора­тории орденом Трудового Красного Знамени и о занесении ее руководи­телей профессора М. А. Бонч-Бруевича и В. П. Вологдина на Доску почета.

1922, 19 мая.Ленин пишет два письма И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП(б) о развитии радиотехники.

1922, позднее 10 сентября.Ознакомившись с книгой О. А. Ерманского «Научная организация труда и производства и система Тейлора», Ленин пишет на нее рецензию, где выдвигает задачу «перенять все действительно ценное из европейской и американской науки».

1922, 13 октября.Ленин поручает Н. П. Горбунову обеспечить информирование специалистов Наркомпочтеля о технических новинках американского ра­диотелефонного строительства.



ЛЕНИН И НАУКА


шал меня и сказал: «Самое лучшее, если вы об этом напишите Владимиру Ильичу».

Я тогда высказал предположение, что письма, которые будут направле­ны к Ленину, могут не дойти до него или дойдут с большим опозданием, на что Горький мне сказал: «Я сам передам эти письма Ленину». Одна такая записка по поводу трудностей при исследованиях Курской магнит­ной аномалии была составлена мною и была затем передана А. М. Горь­ким Ленину. Действие получилось для меня совершенно неожиданное, так как ряд препятствий принципиального характера после этого письма исчез и некоторое время работа шла быстро и без шероховатостей.

Далее в вопросе о Курской магнитной аномалии решающим обстоя­тельством послужило посещение Лениным руководимого мною института. Когда ему пришлось делать рентгеновский снимок в области шеи и груди по поводу операции удаления пули, В. И. Ленин был вместе с Н. А. Се­машко, и после рентгенографии и рентгеноскопии он провел довольно дол­гое время, беседуя со мной о наших работах, главным образом по поводу Курской магнитной аномалии. При этих разговорах присутствовал и Н. А. Семашко. Когда я изложил Ленину свою точку зрения на Курскую аномалию и указал, что хотя нельзя гарантировать больших практических достижений, в которые я все же верил, что во всяком случае научная сто­рона вопроса настолько важна и интересна, что несомненно это исследова­ние представляет крупнейшее предприятие по геофизике в последнее вре­мя. Эта беседа была еще до того момента, когда бурение открыло руду. Ленин внимательно выслушал мои соображения и указал, что судить по существу об аномалии он не может, как неспециалист, и что он желал вы­слушать меня как человека, близко знакомого с этим делом, при этом Ленин предложил мне передавать ему в случае затруднений краткие за­писки через Н. А. Семашко для того, чтобы сдвинуть дело в те моменты, когда какие-нибудь обстоятельства тормозили работу. Я воспользовался несколько раз этим предложением (помнится, 3—4 раза) и через Н. А. Се­машко давал соответствующие сведения и каждый раз получалось совер­шенно магическое действие; после указаний Ленина получался сразу правильный подход к делу, получалась сразу возможность вести работу так, как это было нужно.

1922, 16 октября.В письме председателю ВСНХ П. А. Богданову Ленин предла­гает принять меры для оказания помощи и поощрения группы инженеров во главе с И. М. Губкиным, добившихся успехов в изучении и практи­ческом использовании горючих сланцев.

1922, 23 октября.В беседе с Н. П.. Горбуновым Ленин отмечает огромное госу­дарственное значение селекционной работы «Госселькультуры» (Шатиловского овсяного треста Тульской губ.).

1922, 30 ноября.Ленин беседует с В. В. Адоратским и просматривает подго­товленный им к выпуску сборник «Избранных писем К. Маркса и Ф. Эн­гельса».

1922, 5 декабря.Ленин поручает Н. П. Горбунову запросить у наркома земледе­лия В. Г. Яковенко справку о том, что сделано для питомника И. В. Ми­чурина.


ЛЕНИН И НАУКА



В последнее время, когда работы уже открыли магнитную руду в обла­сти Курской магнитной аномалии, Ленин очень интересовался дальней­шим развитием работ и, будучи больным, постоянно просил сообщать ему об этих работах через своих ближайших сотрудников, между прочим через Г. М. Кржижановского. Мне приходилось часто по делам Курской магнит­ной аномалии встречаться с Глебом Максимилиановичем, который посто­янно помогал развитию этих работ, и каждый раз Кржижановский, рас­спрашивая подробно о ходе работ, указывал, что обо всем этом будет ска­зано Ленину.

Мы можем с полным правом утверждать, что без Ленина не было бы предпринято это грандиозное комплексное исследование, получающее в настоящее время такое большое практическое значение. Несомненно, что идейная помощь Ленина, его ясное понимание задач, которые стояли пе­ред исследованием, сыграли колоссальную роль в тех успехах, которые были получены в этой области, и затруднения, которые встречались на пу­ти исследования, были бы непреодолимыми, если бы Ленин своими авто­ритетными указаниями не исправлял всех неправильностей, которые воз­можны во всяком деле и которые в таком большом деле, как Курская аномалия, должны встречаться весьма часто.

Из сборника документов «Ленин и Академия наук» (М., «Наука», 1969).

1923, 4 марта.В «Правде» (№ 49) опубликована последняя статья Ленина «Лучше меньше, да лучше» с ее замечательным заветом: «Нам надо..., чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой..., чтобы наука дей­ствительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент бы­та вполне и настоящим образом».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.