|
|||
К. К. ГЕДРОИЦК. К. ГЕДРОИЦ В чем же заключаются теоретические взгляды Ленина и его деятельность как политика, приведшие к созданию первой в мире социалистической пролетарской республики? Получив в наследие от русского революционного движения горячее чувство любви ко всем трудящимся, Владимир Ильич всю свою жизнь боролся за их лучшее будущее, за их освобождение. «Это чувство заставило его страстно, горячо искать ответа на вопрос: каковы должны быть пути освобождения трудящихся?» Еще юношей при получении известия о казни старшего брата, стремившегося поднять зна- 1919, 22 апреля.Ленин знакомится с представленным по его просьбе докладом А. В. Винтера о строительстве Волховской, Свирской, Каширской и Шатурской электростанций. 1919, 17 мая.Ленин подписывает проект положения о Государственном издательстве. 1919, 27 июня.Ленин беседует с В. В. Адоратским о необходимости сбора и изучения материалов по истории Великой Октябрьской социалистической революции, а 6 апреля 1920 г. запрашивает его о возможности сбора материалов для истории гражданской войны и Советской республики. 1919, 10 июля.Ленин беседует с приехавшим по его просьбе из Петрограда А. М. Горьким по вопросу об организации и работе Центральной комиссии помощи ученым и дает распоряжение В. Д. Бонч-Бруевичу, тогда управляющему делами Совнаркома, сообщить в Петроградский Совет и в Нар-компрод о необходимости всяческого содействия Горькому в его работе по оказанию помощи литераторам и ученым. ЛЕНИН И НАУКА мя народовольцев и продолжить их героическую борьбу с царизмом, он сказал: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти». Этот путь молодой Ленин нашел, изучая учение Маркса, и с ответами на настоятельные мучительные вопросы пошел к рабочим. Светлое будущее угнетенных масс представлялось ему как коммунизм. Если старое классовое капиталистическое общество создавало возможность эксплуатации, накладывало ярмо рабства, то новое, являющееся ему на смену, представляется таким, где должны быть уничтожены классы, а следовательно, и всякое насилие человека над человеком. Это новое общество всецело овладеет всеми богатствами, какие только создаются руками человека, всеми успехами, всеми достижениями в области науки и техники и отдаст все эти богатства и достижения на службу всего человечества. В таком бесклассовом обществе впервые будет осуществлено действительное равенство, свобода и сотрудничество людей. В этом обществе осуществится идеал великих социалистов: от всех по способности, каждому по потребности. Из истории человечества мы знаем, что мечта о таком обществе возникала много раз. И в античной древности, и в эпоху расцвета феодального строя, и позже различные писатели и мыслители рисовали идеальный общественный строй воображаемого государства, где находила себе приют их коммунистическая мысль. Народные движения различных времен и различных народов также стремились осуществить коммунистические чаяния, и мы встречаемся на страницах истории с целым рядом восстаний угнетенных классов: рабов, крестьян и рабочих, стремившихся сбросить давивший их вековой гнет. Чем больше было угнетение, чем сильнее было неравенство, чем меньше было свободы, чем невыносимей насилия, тем большее значение получали мечты об идеальном обществе. Но вот вопрос: не фантазия ли это, не прекрасная ли сказка, за которой напрасно гонится порабощенное человечество? Как вам известно, Владимир Ильич не был мечтателем, он был реальным политиком и материалистом; он говорил: «Да, это будущее возможно, если мы, борясь за него, будем опираться на развитие производительных сил, т. е. на имеющиеся налицо силы природы и уменье человечества ими коллективно овладеть». Это будущее осуществится тогда, когда порабощенные массы познают и овладеют основ- 1919, 11 июля к 29 августа.В Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова состоялись лекции Ленина о государстве. 1919, 31 июля.Ленин выступает с речью на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры. 1919, 4 сентября.Лениным подписан декрет Совнаркома о передаче книг из бывших частных библиотек в Румянцевский музей. 1919, непозднее 20 декабря.В связи с разработкой в Народном комиссариате просвещения вопроса об улучшении быта ученых Ленин предлагает ввести особый «академический» паек для научных работников. 1919, 23 декабря.Ленин председательствует на заседании Совнаркома, на котором обсуждается вопрос об улучшении положения ученых. ЛЕНИН И НАУКА ным законом человеческой истории — законом классовой борьбы. Отсюда необходимость, неизбежность пролетарской революции. К. Маркс, великий учитель пролетариата, учил тому же. Он говорил, что коммунистическое общество придет неизбежно благодаря классовой борьбе пролетариата и его победе, т. е. указывал и предсказывал грядущую пролетарскую революцию. Маркс наблюдал революционное движение, охватившее многие государства Европы (Францию, Италию, Германию, Австрию, Венгрию и др.) в бурном 1848 г., он принимал личное участие в революции 1848 г. в Германии, но не мог играть в ней руководящей роли, т. к. это была еще только буржуазная, а не пролетарская революция. Пролетариат времени Маркса не был готов еще к своей роли, коммунистические идеи Маркса не были еще им усвоены в революционную эпоху 1848 г. Ленин пришел позже, когда пролетариат осознал уже свое классовое единство, когда брошенный Марксом и Энгельсом призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» привел к настоящему объединению международного рабочего движения в I Интернационале, просуществовавшем с 1864 по 1873 г. Продолжая и развивая учение Маркса, Ленин внес в него много нового, своего. Он учил, что борьба за власть необходима и неизбежна, что нужно подготовлять вооруженное восстание пролетариата для захвата им власти. Только пролетариат как особый класс, экономические условия существования которого подготовляют его к свержению власти буржуазии, имеет возможность и силу совершить его. Но один пролетариат победить не в силах, ему нужны союзники. Если соединить рабочую революцию с крестьянской войной, то у пролетариата окажется сильный союзник. Но известно, что в силу многих условий своего существования, благодаря своей неразвитости, нестойкости, непониманию стремлений буржуазии, масса крестьянства колеблется между буржуазией и пролетариатом. Нужно завоевать ее как союзника, нужно отвлечь ее от буржуазии. Пролетарская война ведь и отличается от других войн тем, что черпает свой главный резерв из лагеря союзников своего врага. Мы знаем, кто враг в этой войне и кто в ней главный боец, знаем, что спор между ними может быть решен только войной, что война эта называется революцией. Война эта будет тем победоноснее, чем боль- 1920, 18 января.Ленин пишет А. В. Луначарскому о необходимости издания словаря современного классического русского языка, 5 мая 1920 г. в письме к заместителю наркома просвещения М. Н. Покровскому просит проверить и сообщить ему, делается ли что-нибудь для подготовки к изданию словаря, а 19 мая 1921 г. в записке члену коллегии Наркомпроса Е. А. Литкенсу предлагает принять меры для ускорения его подготовки. 1920, 23 января.Прочитав рукопись статьи Г. М. Кржижановского «Задачи электрификации промышленности», подготовленной для «Правды», Ленин в письме к нему одобряет статью и советует развить государственный план электрификации России. В конце января Ленин просматривает рукопись брошюры Г. М. Кржижановского «Основные задачи электрификации России», направляет ее в типографию для спешного издания к первой сессии ВЦИК VII созыва. 1920, 9 марта.В телеграмме члену президиума ВСНХ Г. И. Ломову в Архангельск Ленин поручает разыскать печатные материалы и отчеты о нефтеносном районе р. Ухты. ЛЕНИН И НАУКА шие массы примут в ней участие. Если пролетариат победит в этой борьбе, то во что выльется его победа? Ответ у Ленина ясен: победа в этой войне — это диктатура пролетариата. Почему нельзя перейти к действительному равенству, к действительной свободе без диктатуры одного класса? Потому что в капиталистическом обществе решающее значение может иметь или буржуазия или пролетариат, потому что из общества, в котором один класс угнетает другой, нельзя выйти иначе как диктатурой угнетенного класса. Победить и свергнуть буржуазию может один только пролетариат, который объединен и может увлечь за собой колеблющиеся массы трудящихся. Диктатура и должна быть направлена на то, чтобы уничтожить сопротивление эксплуататоров и привлечь большинство крестьянства. Ленин стремился сплотить рабочий класс, как одного человека, и вести его за собой, он сумел найти для него союзников, которые дали ему полную и прочную победу. Кроме крестьянства этими союзниками являются угнетенные и эксплуатируемые народы колоний и зависимых стран.
|
|||
|