Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К. К. ГЕДРОИЦ



К. К. ГЕДРОИЦ

В чем же заключаются теоретические взгляды Ленина и его деятель­ность как политика, приведшие к созданию первой в мире социалистиче­ской пролетарской республики? Получив в наследие от русского револю­ционного движения горячее чувство любви ко всем трудящимся, Влади­мир Ильич всю свою жизнь боролся за их лучшее будущее, за их освобож­дение. «Это чувство заставило его страстно, горячо искать ответа на вопрос: каковы должны быть пути освобождения трудящихся?» Еще юношей при получении известия о казни старшего брата, стремившегося поднять зна-

1919, 22 апреля.Ленин знакомится с представленным по его просьбе докладом А. В. Винтера о строительстве Волховской, Свирской, Каширской и Ша­турской электростанций.

1919, 17 мая.Ленин подписывает проект положения о Государственном изда­тельстве.

1919, 27 июня.Ленин беседует с В. В. Адоратским о необходимости сбора и изу­чения материалов по истории Великой Октябрьской социалистической ре­волюции, а 6 апреля 1920 г. запрашивает его о возможности сбора мате­риалов для истории гражданской войны и Советской республики.

1919, 10 июля.Ленин беседует с приехавшим по его просьбе из Петрограда А. М. Горьким по вопросу об организации и работе Центральной комиссии помощи ученым и дает распоряжение В. Д. Бонч-Бруевичу, тогда управ­ляющему делами Совнаркома, сообщить в Петроградский Совет и в Нар-компрод о необходимости всяческого содействия Горькому в его работе по оказанию помощи литераторам и ученым.


ЛЕНИН И НАУКА



мя народовольцев и продолжить их героическую борьбу с царизмом, он сказал: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти». Этот путь молодой Ленин нашел, изучая учение Маркса, и с ответами на настоятельные мучительные вопросы пошел к рабочим. Светлое будущее угнетенных масс представлялось ему как коммунизм. Если старое классо­вое капиталистическое общество создавало возможность эксплуатации, на­кладывало ярмо рабства, то новое, являющееся ему на смену, представля­ется таким, где должны быть уничтожены классы, а следовательно, и вся­кое насилие человека над человеком. Это новое общество всецело овладе­ет всеми богатствами, какие только создаются руками человека, всеми успехами, всеми достижениями в области науки и техники и отдаст все эти богатства и достижения на службу всего человечества. В таком бес­классовом обществе впервые будет осуществлено действительное равенст­во, свобода и сотрудничество людей. В этом обществе осуществится идеал великих социалистов: от всех по способности, каждому по потребности. Из истории человечества мы знаем, что мечта о таком обществе возни­кала много раз. И в античной древности, и в эпоху расцвета феодального строя, и позже различные писатели и мыслители рисовали идеальный об­щественный строй воображаемого государства, где находила себе приют их коммунистическая мысль. Народные движения различных времен и раз­личных народов также стремились осуществить коммунистические чаяния, и мы встречаемся на страницах истории с целым рядом восстаний угнетен­ных классов: рабов, крестьян и рабочих, стремившихся сбросить давивший их вековой гнет. Чем больше было угнетение, чем сильнее было неравен­ство, чем меньше было свободы, чем невыносимей насилия, тем большее значение получали мечты об идеальном обществе. Но вот вопрос: не фан­тазия ли это, не прекрасная ли сказка, за которой напрасно гонится пора­бощенное человечество? Как вам известно, Владимир Ильич не был меч­тателем, он был реальным политиком и материалистом; он говорил: «Да, это будущее возможно, если мы, борясь за него, будем опираться на развитие производительных сил, т. е. на имеющиеся налицо силы приро­ды и уменье человечества ими коллективно овладеть». Это будущее осу­ществится тогда, когда порабощенные массы познают и овладеют основ-

1919, 11 июля к 29 августа.В Коммунистическом университете им. Я. М. Сверд­лова состоялись лекции Ленина о государстве.

1919, 31 июля.Ленин выступает с речью на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры.

1919, 4 сентября.Лениным подписан декрет Совнаркома о передаче книг из бывших частных библиотек в Румянцевский музей.

1919, непозднее 20 декабря.В связи с разработкой в Народном комиссариате просвещения вопроса об улучшении быта ученых Ленин предлагает ввести особый «академический» паек для научных работников.

1919, 23 декабря.Ленин председательствует на заседании Совнаркома, на кото­ром обсуждается вопрос об улучшении положения ученых.



ЛЕНИН И НАУКА


ным законом человеческой истории — законом классовой борьбы. Отсюда необходимость, неизбежность пролетарской революции. К. Маркс, вели­кий учитель пролетариата, учил тому же. Он говорил, что коммунистиче­ское общество придет неизбежно благодаря классовой борьбе пролетариа­та и его победе, т. е. указывал и предсказывал грядущую пролетарскую революцию. Маркс наблюдал революционное движение, охватившее мно­гие государства Европы (Францию, Италию, Германию, Австрию, Венг­рию и др.) в бурном 1848 г., он принимал личное участие в революции 1848 г. в Германии, но не мог играть в ней руководящей роли, т. к. это была еще только буржуазная, а не пролетарская революция. Пролетариат времени Маркса не был готов еще к своей роли, коммунистические идеи Маркса не были еще им усвоены в революционную эпоху 1848 г.

Ленин пришел позже, когда пролетариат осознал уже свое классовое единство, когда брошенный Марксом и Энгельсом призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» привел к настоящему объединению междуна­родного рабочего движения в I Интернационале, просуществовавшем с 1864 по 1873 г. Продолжая и развивая учение Маркса, Ленин внес в него много нового, своего. Он учил, что борьба за власть необходима и неиз­бежна, что нужно подготовлять вооруженное восстание пролетариата для захвата им власти. Только пролетариат как особый класс, экономические условия существования которого подготовляют его к свержению власти буржуазии, имеет возможность и силу совершить его.

Но один пролетариат победить не в силах, ему нужны союзники. Если соединить рабочую революцию с крестьянской войной, то у пролетариата окажется сильный союзник. Но известно, что в силу многих условий сво­его существования, благодаря своей неразвитости, нестойкости, непони­манию стремлений буржуазии, масса крестьянства колеблется между буржуазией и пролетариатом. Нужно завоевать ее как союзника, нужно отвлечь ее от буржуазии. Пролетарская война ведь и отличается от дру­гих войн тем, что черпает свой главный резерв из лагеря союзников сво­его врага. Мы знаем, кто враг в этой войне и кто в ней главный боец, знаем, что спор между ними может быть решен только войной, что война эта называется революцией. Война эта будет тем победоноснее, чем боль-

1920, 18 января.Ленин пишет А. В. Луначарскому о необходимости издания сло­варя современного классического русского языка, 5 мая 1920 г. в письме к заместителю наркома просвещения М. Н. Покровскому просит проверить и сообщить ему, делается ли что-нибудь для подготовки к изданию сло­варя, а 19 мая 1921 г. в записке члену коллегии Наркомпроса Е. А. Литкенсу предлагает принять меры для ускорения его подготовки.

1920, 23 января.Прочитав рукопись статьи Г. М. Кржижановского «Задачи элек­трификации промышленности», подготовленной для «Правды», Ленин в письме к нему одобряет статью и советует развить государственный план электрификации России. В конце января Ленин просматривает рукопись брошюры Г. М. Кржижановского «Основные задачи электрификации Рос­сии», направляет ее в типографию для спешного издания к первой сессии ВЦИК VII созыва.

1920, 9 марта.В телеграмме члену президиума ВСНХ Г. И. Ломову в Архангельск Ленин поручает разыскать печатные материалы и отчеты о нефтеносном районе р. Ухты.


ЛЕНИН И  НАУКА



шие массы примут в ней участие. Если пролетариат победит в этой борь­бе, то во что выльется его победа? Ответ у Ленина ясен: победа в этой войне — это диктатура пролетариата. Почему нельзя перейти к действи­тельному равенству, к действительной свободе без диктатуры одного класса? Потому что в капиталистическом обществе решающее значение может иметь или буржуазия или пролетариат, потому что из общества, в котором один класс угнетает другой, нельзя выйти иначе как диктатурой угнетенного класса. Победить и свергнуть буржуазию может один только пролетариат, который объединен и может увлечь за собой колеблющиеся массы трудящихся. Диктатура и должна быть направлена на то, чтобы уничтожить сопротивление эксплуататоров и привлечь большинство крестьянства. Ленин стремился сплотить рабочий класс, как одного чело­века, и вести его за собой, он сумел найти для него союзников, которые дали ему полную и прочную победу. Кроме крестьянства этими союзника­ми являются угнетенные и эксплуатируемые народы колоний и зависи­мых стран.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.