|
||||||||||||||
Лекция 9. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕСтр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 9. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ Наука – это творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Существует несколько подходов к пониманию науки: -наука как социальный институт -отрасль духовного производства -особый вид деятельности людей, направленный на производство знаний, цель которого – достижение истины -особая система знаний Особенности науки: Наука как особая система знаний в отличие от опыта и здравого смысла имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно отбираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Научные знания по своей природе являются систематизированными. Классификация науки
В систему научного знания входят не только научные факты, но также законы и теории, и методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств. Особенность науки проявляется и в том, что она стремиться объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия. Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами – от логичных доказательств до сложных экспериментов. Наука представляет собой особую сферу деятельности ученых, в которой принимают участие миллионы людей, например, в настоящее время в научных исследованиях занято более 5 млн. человек. Учеными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научных знаний. Нравственные принципы труда ученых: -осуждение плагиата – присвоения чужих идей -научная честность и объективность – в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с другими обстоятельствами. Он должен руководствоваться изречением Аристотеля «Платон мне друг – но истина дороже». -социальная ответственность за последствия научных открытий, использования их в антигуманных целях (например, создание водородной бомбы)
Функции науки: -мировоззренческая – создание научной картины мира -познавательная– выявление научных фактов, объяснение их, формулирование научных законов -образовательная – приобретение новых знаний -прогностическая – прогнозирование последствий изменения окружающей среды, общества, человека, выявление опасных тенденций и разработки рекомендаций по их преодолению -производственная– внедрение в производство нововведений, новых технологий и форм организации. -социальная– использование данных и методов науки для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития, участие науки в решении глобальных проблем современности -культурная функция – накопление знаний В современном обществе происходит возрастание роли современной науки. Наука становится непосредственной производительной силой.
|
||||||||||||||
|