Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция  9.  НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ



Лекция  9.  НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ

    Наука – это творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата:  получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

    Существует несколько подходов к пониманию науки:

-наука как социальный институт

-отрасль духовного производства

-особый вид деятельности людей, направленный на производство знаний, цель которого – достижение истины

-особая система знаний

Особенности науки:

    Наука как особая система знаний в отличие от опыта и здравого смысла имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно отбираются, описываются, перепроверяются и обобщаются.

    Научные знания по своей природе являются систематизированными.

Классификация науки

По предмету и методу познания

По степени удаленности от практики

естественные гуманитарные фундаментальные прикладные
биология физика химия   история философия социология выполняют познавательную функцию выполняют практически-действенную функции., т.е. участвуют в преобразующей деятельности человека

 

    В систему научного знания входят не только научные факты, но также законы и теории, и методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

    Особенность науки проявляется и в том, что она стремиться объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия. 

    Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами – от логичных доказательств до сложных экспериментов.

    Наука представляет собой особую сферу деятельности ученых, в которой принимают участие миллионы людей, например, в настоящее время в научных исследованиях занято более 5 млн. человек.

    Учеными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научных знаний.

Нравственные принципы труда ученых:

-осуждение плагиата – присвоения чужих идей

-научная честность и объективность – в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с другими обстоятельствами. Он должен руководствоваться изречением Аристотеля «Платон мне друг – но истина дороже».

-социальная ответственность за последствия научных открытий, использования их в антигуманных целях (например, создание водородной бомбы)

        

Функции науки:

-мировоззренческая – создание научной картины мира

-познавательная– выявление научных фактов, объяснение их, формулирование научных законов

-образовательная – приобретение новых знаний

-прогностическая – прогнозирование последствий изменения окружающей среды, общества, человека, выявление опасных тенденций и разработки рекомендаций по их преодолению

-производственная– внедрение в производство нововведений, новых технологий и форм организации.

-социальная– использование данных и методов науки для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития, участие науки в решении глобальных проблем современности

-культурная функция – накопление знаний

    В современном обществе происходит возрастание роли современной науки. Наука становится непосредственной производительной силой.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.