Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретическое осмысление опыта экономического обеспечения в годы Великой отечественной войны в 50-60-х годах.



9. Теоретическое осмысление опыта экономического обеспечения в годы Великой отечественной войны в 50-60-х годах.

Первое и самое общее содержание победы в Великой Отечественной войне состоит в том, что:

· она является полной, так как противник капитулировал безоговорочно;

· всесторонней, потому, что охватывает все области жизнедеятельности и противоборства в войне: военную, экономическую, политическую, духовную;

· единой, так как выражает общий главный интерес всех общественных сил страны;

· имеющей всемирно-историческое значение.

Однако военно-экономическая наука должна ответить на вопросы:

· что означает военно-экономическая победа?

· каков вклад военной экономики в достижение победы над врагом?

· какова цена победы, то есть, каковы материальные издержки войны?

Существует точка зрения о победе, как следствии неких специфических свойств экономики данной страны, дающих ей непреодолимое преимущество перед противником в условиях определенного способа ведения воины. К таким свойствам накануне 2 мировой войны некоторые зарубежные авторы относили аграрный характер и отсталость российской экономики, рассредоточенность ее на огромных просторах, низкий уровень жизни населения, его долготерпение.

Наконец, существует мнение, что суть военно-экономической победы в количестве и качестве поставленных вооружений в войска. Это может достигаться за счет более полного подчинения экономики удовлетворению военных потребностей и более эффективного использования военно-экономических ресурсов.

Существуют показатели, которые убедительно свидетельствуют о том, что, опираясь на меньшую экономическую мощьбазовых отраслей экономики, СССР произвел в годы войны в целом значительно больше основных средств вооруженной борьбы,чем Германия вместе с оккупированными ею странами. Это превосходство было реализовано нашей армией, вынудившей Германию капитулировать.

Ныне в экономической науке утвердилось понятие неприемлемого ущерба. Оно включает в себя, по различным оценкам, потери от 40% населения и от 60% промышленного производства.

Очевидно, рациональное понятие цены победы сводится к издержкам, связанным с ведением войны.

Людские потери Германии составили около 13.600 тыс. человек, в том числе 5,5 млн. человек-военнослужащих. Вместе со странами-сателлитами это составило 6,7 млн. человек.

Соотношение потерь на советско-германском фронте 1.3:1. Потери Великобритании составили 1.246 тыс. человек, а США - 1.069 тыс. человек. Война, кроме того, вызвала еще и косвенные потери. Для Советского Союза они составили более 46 млн. человек.

· другим результатом вооруженного воздействия является материальный ущерб. Он оценивается в 316 млрд. долл., что в 11,3 раза превосходит показатель 1-й мировой войны. Из этой суммы 40,5% - 128 млрд. долл. приходится на СССР.

Материальный ущерб Германии составляет 48 млрд.долл. - 12,8%, а на долю США приходится 0,4% потерь материальных ценностей. Чтобы помочь американцам понять масштаб причиненного СССР ущерба, Д.Кеннеди назвал в виде эквивалента "опустошение всей страны (США) на восток от Чикаго".

· Что касается издержек, связанных с созданием и обеспечением функционирования Вооруженных Сил, то они также колоссальны. Обычно суммируют военные расходы за годы войны и оперируют этим показателем.

Военные расходы СССР за 1941-1945гг. составили 282.4 млрд. руб., что составляет 50,8% всех расходов государственного бюджета за эти годы. В 1942 и 1943гг. военные расходы поглощали почти 60% расходов бюджета. Но это далеко не все.

Сюда еще необходимо приплюсовать и те издержки, которые легли на плечи послевоенных поколений в многообразных формах отрицательных последствий перенапряжения послевоенных лет.

 

12. Военная экономическая наука. Предмет и объект исследования. Понятие «военная экономика» используется в двух значениях: как сложившаяся система знаний, т.е. наука и как специфическая часть национальной экономики, имеющая особое функциональное предназначение. Взаимосвязи войны и экономики носят конкретно-исторический характер, имеют свои специфические особенности на каждом этапе развития общества: во-первых, эти связи носят двусторонний характер. во-вторых, взаимовлияние экономики и войны реализуется через проводимую политику. в-третьих, взаимоотношения войны и экономики выступают в ярко выраженной овеществленной форме. в-четвёртых, взаимосвязь экономики и войны носит постоянно возрастающий характер. Взаимосвязь экономики и войны проявляется в экономическом обеспечении национальной безопасности государства. объективные взаимосвязи войны и экономики на совре­менном этапе претерпевают качественные изменения. в качестве предмета военно-экономической науки,можно выделить систему отношений по поводу формирования и обеспечения эффективного функционирования экономики национальной безопасности.Главным объектом исследования экономики военной безопасности выступает экономический механизм военной организации государства.Его составными элементами являются военный сектор национальной экономики, экономика Вооруженных сил и других воинских формирований, а также система управления ими. Военно-экономические отношения представляют собой самостоятельную систему, которая обусловлена такими их специфическими свойствами, как особое предназначение и производный характер. Классификация военно-экономических отношений. функциональном разрезе четко выступают следующие элементы: - отношения военного производства; - отношения распределения; - отношения обмена (обращения); - отношения потребления. В системном плане также различают четыре группы взаимоотношений: - отношения внутри военного сектора национальной экономики; - отношения между военным и гражданским секторами национальной экономики; - отношения между военным сектором национальной экономики и Вооруженными силами, а также другими воинскими формированиями; - отношения между вооруженными силами, другими воинскими формированиями и обществом. Различают также военно-экономические отношения по их государственно-территориальной принадлежности: - внутригосударственные военно-экономические отношения; - межгосударственные военно-экономические отношения; - региональные военно-экономические отношения; - глобальные военно-экономические отношения государств.  

 

14. Военная экономика страны как часть народного хозяйственного комплекса. Структура военной экономики.

По своему содержанию «военная экономика» отражает взаимоотношения войны и экономики.

Вооруженный конфликт представляет собой сложное социальное явление, связанное со всеми сторонами общественной жизни: политикой, идеологией, правом, моралью, экономикой. Материальным фактором, определяющим ход и исход вооруженной борьбы в целом, является экономика. Следует назвать имена видных учёных и военачальников, которые непосредственно занимались вопросами военной экономики: К. Клаузевиц, А. Жомини, Ф. Энгельс, П. Струве, А. Скобелев, С. Витте, И. Посошков, Ф. Макшеев.

Взаимосвязи войны и экономики носят конкретно-исторический характер, имеют свои специфические особенности на каждом этапе развития общества:

 во-первых, эти связи носят двусторонний характер

 во-вторых, взаимовлияние экономики и войны реализуется через проводимую политику,

 в-третьих, взаимоотношения войны

 в-четвёртых, взаимосвязь экономики и войны носит постоянно возрастающий характер.

Рассмотрение вопросов взаимосвязи войны и экономики основывается на выделении форм влияния экономики на военное дело и наоборот:

· Влияние экономики на военное дело осуществляется через экономическое и политическое устройство государства, уровень развития и состояния экономики страны, количество и качество используемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов и реализуется в:

1) количестве и качестве поставляемых вооружений и боевой техники;

2) размере и структуре вооруженных сил;

3) системе управления вооруженными силами;

4) формах и методах ведения вооружённой борьбы;

5) состоянии и развитии военного искусства.

С другой стороны влияние военного дела на экономику осуществляется через разрабатываемые военные доктрины и стратегические концепции и проявляется в том, что:

6) экономика в современных боевых действиях стала одним из главных объектов непосредственного вооружённого воздействия;

7) безопасность страны отвлекает все большие ресурсы на удовлетворение военно-экономических потребностей;

8) военное дело воздействует на всю систему экономических отношений,

9) государство вынуждено уделять постоянное внимание вопросам экономической безопасности и экономической мобилизации,

 Сложившийся на сегодняшний день стереотипы

1. война есть продолжение политики насильственными средствами, политика же – концентрированное выражение экономики. В этой цепи взаимосвязей: экономика – политика – война, претерпело существенные изменения звено политика – война.

Материальной основой военной силы является экономическая мощь, а ее превращение в военную силу опосредствуется рядом промежуточных звеньев, важнейшим из которых является военная экономика. Изменение характера взаимосвязи военной и экономической мощи наступает с момента достижения первой критического значения. Если государство обладает экономической мощью, позволяющей создать и поддерживать критическую военную силу

2. Качественные изменения происходят и в обратном влиянии войн и военного дела на экономику.

16.Основные направления реформирования военного производства Необходимо создать новую, более рациональную систему формирования военного спроса. безотлагательная разработка новой военной политики военной доктрины с учётом принципиально изменившейся военно-политической ситуации в мире. создание новой системы управления эконом обеспеч воен строительства. должна включ админ-прав и фин-экон методы и средства регулирования воен рынка,пересмотра существующих и принятия новых методов оценки, планирования и финансирования военных потребностей, требуется развернуть подготовку и переподготовку специалистов по военной экономике и военным закупкам. Необходимо создать нормально функционирующий механизм военного предложения.важно найти (а) оптимальное решение о размерах и структуре оборонного сектора в будущем; оборонные предприятия должны выступать как независимо действующие, самостоятельные хозяйствующие субъекты. Необходимо установить принципиально новые формы и методы взаимоотношений между заказчиками и производителями военной продукции, и создать инфраструктуру, обеспечивающую эффективное взаимодействие военного спроса и военного предложения.должны использ преимущественно фин-экон рычаги, военный рынок не может функционировать без широкой информационной базы. Сек­ретность должна строиться на новых подходах. Необходимо формировать новые подходы к внешним военно-экономическим связям. Необходимы новые подходы к организации контроля над военно-экономической деятельностью.  

20.Особенности маркетинга военных товаров и услуг

Сущ специфический рынок воен товаров. Это рынок ВВТ. В то время как на гражданском рынке на каждый товар имеется множество или по крайней мере, несколько покупателей, на рынке вооружений господствует монопсония - в качестве единственного покупателя и потребителя выступает государство (если не считать экспортные заказы от зарубежных правительств) Таким образом, динамика развития военного рынка определяется главным образом динамикой государственного военного спроса.Основныеособенности военного рынка:

1.На рынке ВВТ покупатель поддерживает постоянный контакт с продавцами (производителями) Монопольное положение покупателя и продавцов военной продукции и другие особенности военной экономики способствуют установлению тесных и много плановых взаимоотношений между государством и поставщиками военной продукции.2.В воен сфере для выполнения конкретной боевой задачи производиться из-за высокой стоимости в 1ую очередь и по др причинам чаще всего 1 образец ВВТ,изредка - несколько.3.Базовая конструкция изделий, продающихся на гражданском рынке, изменяется медленно, и требования к конкретным моделям относительно устойчивы. Что же касается товаров сугубо военного назначения, то они могут морально устареть ещё не до того, как их производство закончено.4. На рынке ВВТ требования к товару определяет покупатель (заказчик), и лишь после этого производитель приступает к разработке и выпуску заказанной продукции.5.на рынке ВВТ приобретается чаще всего не готовый товар, а лишь способность производителя выпускать определённый товар с заданными характеристиками, кот будет поставлен через нек. время (часто чрз неск. лет).

 

23. Прямые и косвенные методы государственного регулирования военного производства.

  Для регулирования военного рынка и военного производства в западных странах широко используется целый арсенал специфических методов и средств, которые могут быть подразделены на административно-правовые(1) и финансово-экономические(2).

1)система государственных заказов. Эта система обеспечивает устойчивые связи между государством и поставщиками военной продукции, Устанавливая объём и структуру военных заказов и определяя их географическое размещение, государство оказывает решающее влияние на развитие военного производства.

2)система финансово-экономических взаимоотношений между государством и частными поставщиками военной продукции.

Одним из наиболее действенных рычагов государственного регулирования военного производства в странах с рыночной экономикой является система ценообразования на военную продукцию. Цены на неё устанавливаются, как правило, в ходе прямых переговоров между государственными военно-закупочными органами и поставщиками военной продукции. На практике, механизм военного ценообразования представляет собой совокупность организационно-управленческих процедур регулирования ценовых аспектов взаимоотношений государственных заказчиков и корпораций при подготовке, согласовании, размещении и выполнении военных контрактов.

Степень участия отраслей в военном производстве весьма различна. Центральное место в нём занимает обрабатывающая промышленность.

  Ядро военной промышленности стран НАТО составляют авиа-ракетно-космическая промышленность, военное судостроение, промышленность артиллерийско-стрелкового вооружения и бронетанковой техники, производство взрывчатых веществ, военное приборостроение и производство военной электроники.

  Западная военная промышленность представляет собой группы ориентированных на удовлетворение военных нужд отраслей. Организационно-структурная форма построения таких военных фирм - многоотраслевые корпорации. Чтобы достигнуть удовлетворительной управляемости в такой многоотраслевой системе, необходим финансовый стержень. Эту роль и берёт на себя холдинг, то есть держательская компания. Таких компаний у концерна может быть несколько.

  С окончанием “холодной войны”, изменением мировой военно-политиче­ской ситуации в военной экономике западных стран сейчас складывается новая ситуация. Сокращение военного спроса ведёт к сокращению военного производства. Однако происходит сокращение не только военных заказов, но изменяются также их характер, структура, сами приоритеты военно-экономической деятельности.

 

17. Экономические основы оборонной мощи гос-ва.

Чтобы поддерживать обороноспособность страны на должном уровне, необходима военная экономика (ВЭ). Ее количественные параметры определяют военно-экономическую мощь государства, т.е. ту часть ЭМ, которая используется для удовлетворения военных потребностей в данный момент. Она может быть более или менее значительной в зависимости от изменения международной обстановки и намерений государства, т.е. на базе данной ЭМ можно поддерживать большую или меньшую военную мощь, изменяя соответственно ВЭМ, степень военно-экономического напряжения

Военная мощь – существующая в данный момент способность государ­ства обеспечивать военную безопасность как составную часть национальной безопасности. В зависимости от конкретных условий государство может сокра­щать или наращивать свою военную мощь в интересах оптимизации структуры национального могущества.

С достижением критического значения ВМ возникает необходимость разли­чать в ней две части – ракетно-ядерную и обычную, роль которых раз­лична. Первая призвана поддерживать военно-стратегический паритет, осуществ­лять ядерное сдерживание вероятных противников под угрозой нанесе­ния им неприемлемого ущерба и не используется в обычных военных конфликтах и войнах; вторая, претерпев качественные преобразования в ходе военной реформы, должна обладать высокой мобильностью, гибко реагировать на всевозможные внешние угрозы, предотвращать, локализовывать и ликвидиро­вать возможные вооруженные конфликты в оборонном пространстве СНГ, выполнять миротворческие функции.

21. Военная продукция как товар и её особенности.

Вся военная продукция в своей натуральной форме состоит из средств производства и товаров конечного назначения, поступающих в войска.

К средствам производства для производства оружия и боевой техники относятся средства труда - оборудование, станки, контрольно-измерительные приборы, а также предметы труда - сырьё, топливо, узлы и детали для комплектования военной техники. Эта продукция (средства производства или инвестиционные товары) не может быть потреблена непосредственно в войсках и входит в процесс производства самостоятельных военных товаров.

Конечная военная продукция (КНП) воплощается в средствах ведения и обеспечения вооружённой борьбы и средствах обеспечения жизнедеятельности личного состава Вооружённых Сил. Она включает оружие и боевую технику, продовольствие и обмундирование для войск, и другие предметы непосредственного военного назначения, включающие множество их наименований. Эти товары не входят в дальнейший процесс производства и поступают в сферу непосредственного потребления вооружённых сил.

Военные товары, как и все другие товары, обладают двумя свойствами: полезностью и стоимостью(ценой)

Военные товары,с точки зрения полезности, можно также разделить на две группы в соответствии с тем, какую потребность они удовлетворяют. К первой группе относятся специфические средства производства, используемые для производства военной продукции: сырьё, топливо, оборудование для военных заводов. Вторую группу составляет конечная военная продукция, поступающая в войска и предназначенная для ведения войны. В свою очередь конечная военная продукция подразделяется на оружие, средства его доставки и обеспечения и на продукцию, используемую для удовлетворения личных потребностей военнослужащих (предметы вещевого и продовольственного снабжения и т.п.).

Величина стоимости (цены) военных товаров постоянно изменяется. На эти изменения влияет ряд факторов.

Научно-технический прогресс ведёт к повышению производительности труда вообще, в частности в сфере военного производства, а пропорционально росту производительности труда снижается (при прочих равных условиях) стоимость единицы военных товаров.

Военно-технический прогресс повышает эффективность и разрушительную силу оружия и боевой техники. В результате чего их стоимость в расчёте на единицу боевого эффекта понижается.

В то же время действуют противоположные факторы, повышающие стоимость средств ведения войны. Главным из них является усложнение боевой техники.

Повышению стоимости военной продукции способствуют относительно небольшие масштабы производства отдельных её образцов.

На величину стоимости военной продукции влияет также ограничение свободной конкуренции.

Основные особенности военного рынка:

а)На рынке вооружений покупатель (заказчик) поддерживает постоянный контакт с продавцами (производителями).

б)в военной сфере для выполнения какой либо конкретной боевой задачи производиться из-за высокой стоимости в первую очередь и по многим другим причинам чаще всего один образец вооружения и изредка - несколько.

в)Товары военного назначения, быстро устаревают

г)Требования к товару определяет покупатель (заказчик)

д)на рынке вооружений приобретается чаще всего не готовый товар

 

25.Сущность, основные причины, принципы и формы конверсии современного военного производства

- В широком смысле это изменение пропорции распределения финансовых, людских и материальных ресурсов между гражданской и военной сферами, переключение в ходе разоружения военного производства и иных форм и видов военной деятельности на мирные рельсы.

В узком понимании конверсия представляет собой перевод военных и военно-ориентированных производств на выпуск мирной продукции.

 Реконверсия представляет собой процесс возвращения отраслей и предприятий, приспособленных в военное время для производства вооружений к их первоначальному профилю – разработке и производству гражданской продукции.

Диверсификация – термин, означающий увеличение доли гражданских товаров в общем, объеме производимой продукции.

  Объектом конверсии является военное производство, включающее в себя собственно военное производство, а также предприятия и отрасли экономики, обеспечивающие всю оборонную промышленность специфическими средствами производства.

принципы конверсии:

1. Неразрывная органическая взаимосвязь конверсии и сокращения вооруженных сил.

2. Для конверсии должны выбираться предприятия, выпускающие либо устаревшую военную технику, либо запрещенную договорами о сокращении вооружений.

3. активное участие государства в разработке и осуществлении планов и программ перевода военной экономики на мирные рельсы.

4. конверсия должна охватывать не только хозяйственную, но и социально-культурную область – людей, технику, природу.

5. оборонные предприятия целесообразно переводить на выпуск только «родственной продукции», или на утилизацию военной техники.

6. конверсия должна носить постепенный характер, темпы её проведения должны обеспечивать решение комплекса возникающих задач. Мировой опыт свидетельствует, что оптимальный темп конверсии – это снижение объема военных заказов на 5-7% в ГОД.

Формы конверсии военного производства

1. Использование для производства мирной продукции ныне действующих военных предприятий.

2. Замена непригодного для гражданского производства военного оборудования на новое, которое бы более соответствовало избранному варианту выбранной мирной продукции.

3. Строительство новых предприятий для производства продукции гражданского назначения и одновременный перевод военных заводов и цехов на консервацию.

4. Аренда или выкуп военно-промышленными фирмами у других фирм или у государства действующих предприятий по выпуску гражданской продукции. В этом случае свои военные предприятия консервируются.

 

 

18.Сущность, структура и основные направления укрепления воен-эконом потенциала страны.

Воен-эконом потенциал(ВПэто сложное явление экономики, которое неоднозначно реагирует на изменения военно-политической обстановки. Его изменения, связ с превращением в воен-экономмощь относятся к важнейшим функциям гос-ва и требуют подготовки и четкости действий различных гос структур.

Воен-экон потенциал выражает объективные экон возможности, кот могут быть использованы для решения оборон задач, это часть ЭМ, кот данное гос-во (коалиция государств) может использ в воен целях при макс воен-эконом напряжении.

Значение военно-экономического потенциала можно выразить следующей формулой:

ВЭП = ЭМ — ГЭМmin,

где ГЭМmin – минимум гражданского потребления.

Однако такая военно-экономическая политика все чаще давала осечку с ростом численности армий и совершенствованием вооружения. В первой мировой войне сформировался новый способ экономического обеспечения военных потребностей, одной из главных черт которого стала экономическая мобилизация, означавшая коренное изменение всех воспроизводственных пропорций в целях многократного увеличения производства оружия и других предметов военного назначения. При этом взаимосвязь рассматриваемых категорий могла быть представлена в следующем виде:

ВЭПр = ВЭМ + ВЭМмоб.

В последующий период задачи и содержание реализации ВЭП усложнялись, требуя специальных заблаговременных военно-экономических приготовлений, в связи с чем появились понятия военно-экономической готовности и военно-экономической мобильности, отвечающие на вопрос о том, в какие сроки и какая часть ЭМ может быть превращена в ВЭМ, какова способность военной экономики переключаться на выпуск и поставку войскам новых видов продукции военного назначения в соответствии с изменением военных потребностей.

15. Военное производство как особая сфера экономики. Совокупный военный спрос и совокупное военное предложение.

Военное производство представляет собой использование части производительных сил общества для выпуска средств вооружённой борьбы. Оно возникло в результате стремления и практических действий государств по разрешению противоречий между ними с помощью военной силы.

Материальной основой военного производства являются средства производства и люди, приводящие их в действие.

Вся военная продукция в своей натуральной форме состоит из средств производства и товаров конечного назначения, поступающих в войска.

К средствам производства для производства оружия и боевой техники относятся средства труда - оборудование, станки, контрольно-измерительные приборы, а также предметы труда - сырьё, топливо, узлы и детали для комплектования военной техники.

Конечная военная продукция (КНП) воплощается в средствах ведения и обеспечения вооружённой борьбы и средствах обеспечения жизнедеятельности личного состава Вооружённых Сил. оружие и боевую технику, продовольствие и обмундирование и др.

Производство, распределение, обмен и потребление КВП порождают как особенности военного производства, так и присущие им военно-экономические, отношения.

роль государства в функционировании военного производства ещё в большей степени выражена чем в гражданском секторе экономики.Государство определяет объёмы, качественные характеристики и сроки, способствует использованию в нём самых высококачественных сырьевых ресурсов и наиболее квалифицированной рабочей силы.

военное производство носит в основном секретный характер, что вызывает специфику в формировании военно-экономических отношений.

Совокупный военный спрос - это совокупность военных потребностей государства, обеспеченная соответствующими финансовыми ресурсами. Формирование совокупного военного спроса - главное в содержании военно-экономической политики государства. Совокупном военном спросе государства находят своё отражение политика государства, исторический опыт и национальные традиции, военная доктрина и конкретные планы военного строительства.

Результатом взаимодействия совокупного военного спроса и совокупного военного предложения является создание и поддержание военной мощи с определёнными количественными и качественными параметрами.

19.Товарн. орган-я воен производства и особенности функцион-я воен рынка.

Военн.производство представляет собой использ части произво­дит. сил общества для выпуска средств вооруж. Борьбы. Воен продукция удовлетв-яет потреб­ность людей в вооруж защите от врага или,наоборот,в нападении на него. Производ, как правило, по заказу государства в заранее определённом количестве, военная продукция имеет свои особенности.Военные товары, как и все другие товары, обладают двумя свойствами: полезностью и стоимостью (ценой) Воен продукция удовлт потребность людей в вооруж защите от врага или, наоборот, в нападении на него. В этом состоит её специф полезность.Воен тов, и с точки зрения полезности, можно также разделить на две группы в соответствии с тем, какую потребность они удовлетворяют. к 1ой группе относятся специфические средства производства, используемые для производства военной продукции: сырьё, топливо, оборудование для военных заводов. 2ую группу составляет конечная военная продукция, поступающая в войска и предназначенная для ведения войны. конечная военная продукция подразделяется ВВТ и на продукцию, использ для удовлетвличных потребностей в\с (предметы вещ и прод обеспеч.) Величина стоимости (цены) военных товаров постоянно изменяется. На эти изменения влияет ряд факторов. Воен-техн прогресс повышает эффект и разрушит силу ВВТ. Отчего стоимость в расчёте на единицу боевого эффекта понижается. В то же время действуют противоположные факторы, повышающие стоимость средств ведения войны. Главным из них явл усложнение ВВТ. разработка производство требуют высококвалифицир и более высоко оплачиваемого труда. пвышению стоим воен продукции способ.относительно небольшие масштабы производ отдельных образцов. Быстрое совершенствование боевой техники, освоение всё новых и новых систем оружия на определённый период исключают её крупносерийное производство.

 

22. Гособорон заказ и его структура государственный оборонный заказ - правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации. государственный заказчик оборонного заказа - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий заказы на разработку, производство, поставки продукции (работ, услуг) по оборонному заказу. Общие положения: 1.Основные показатели оборонного заказа утверждает Президент Российской Федерации. 2.Поставки продукции по оборонному заказу являются одним из видов поставок продукции для федеральных государственных нужд. 3. Оборонный заказ должен содержать: перечень и количество подлежащей поставкам продукции и сроки ее поставок; прогнозируемую стоимость оборонного заказа в целом, а также по его разделам и отдельным этапам реализации; перечень государственных заказчиков; перечень предполагаемых головных исполнителей. 4. Работы по созданию и производству комплектующих изделий и материалов для обеспечения выполнения оборонного заказа относятся к работам по оборонному заказу. 5.Финансирование оборонного заказа осуществляется за счет федерального бюджета посредством выделения ассигнований государственному заказчику.    

 

26. Экономический механизм и эффективность конверсии военного производства

Механизм конверсии военного производства представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования процесса перепрофилирования военного производства на гражданское.

Он включает систему конкретных хозяйственных форм: программ, планов, государственных заказов, лимитов, цен и тарифов, налогов, военных ассигнований, организационных структур.

Общая концепция, определяющая цели, задачи и принципы управления, позволяет сгруппировать всю совокупность проблем управления в три блока:

- организационно-экономический;

- социально-кадровый;

- информационно-технический.

управление конверсией должно осуществляться путем организации соответствующих демократических процедур и привлечения независимых аналитических служб для выявления и оценки возможных альтернативных вариантов при выборе предпочтений и принятий решений.

одним из центральных звеньев экономического механизма конверсии будет научно обоснованный план, который в первую очередь должен отражать воспроизводственный аспект конверсии.

Основные моменты плана конверсии:

- ресурсное обеспечение

- влияние конверсии на структурные сдвиги в народном хозяйстве

- воздействие на ускорение НТП

- воздействие на достижение социально-экономических целей и приоритетов, сбалансированности и пропорциональности экономики.

- обеспечение исключения негативных социальных последствий конверсии.

К числу основных проблем, решаемых конверсируемыми предприятиями можно отнести следующие:

- изыскание дополнительных ресурсов для проведения конверсии, отсутствие реальной возможности за счет средств, освобождаемых в процессе конверсии, радикально и в короткое время обеспечить необходимые темпы экономического роста;

- снижение негативных последствий, вызванных нарушением сложившихся связей, процессов производства, что приводит к ухудшению технико-экономических показателей и в конечном итоге к снижению рентабельности как гражданской, так и военной продукции;

- необходимость новой производственной кооперации восстановление старых и поиск новых связей с предприятиями-смежниками. На территории России осталось 67% оборонных промышленных предприятий, 73% научных организаций оборонного комплекса СССР. При этом годовой объем производства России составил по военной продукции 80%, по НИОКР по оборонной тематике 89%;

- решение вопросов занятости и сохранения профессионального потенциала работников

- ∆ К Гр П

ЭК = ---------------------------- , где

                   Т + М + Ф

К Гр П – прирост конечной гражданской продукции оборонного сектора, достигнутый за счет конверсии.

Т– затраты живого труда на получение К Гр П с учетом отчислений на социальное страхование.

М – затраты производственных фондов, участвующих в ходе конверсии, но не задействованных на выпуск гражданской продукции (т.е. материальные затраты на получение К Гр П с учетом потерь).

Ф– капиталовложения в производственные фонды на получение К Гр П

ЭК – коэффициент приведения к единой размерности, позволяющий стимулировать затраты и вложения.

По оценкам специалистов ЭК = 1,03 рубля (на 1 рубль затрат)

28. социально-экономические последствия конв. военн.пр-ва. Рассматривая механизм, эффективность проведения конверсии военного производства было бы не совсем правильно оставить без внимания социально-экономические и технико-экономические последствия. Важнейшие из них следующие: - конверсия приводит к сокращению военных расходов, создает условия для уменьшения дефицита гос. бюджета. Это способствует оздоровлению фи­нансов государства, то есть нормализует его социально-экономическ


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.