|
|||
ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДА. РЕЗУЛЬТАТЫ1. ВВЕДЕНИЕ Многие люди во всем мире страдают от заболеваний полости рта из-за боли и дискомфорта, потери функций и снижения качества жизни. 1 - 4 Болезни полости рта поражают людей всех возрастов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что заболевания полости рта, такие как кариес, пародонтоз, потеря зубов, рак полости рта, поражения полости рта при ВИЧ / СПИДе и травмы полости рта, являются серьезными проблемами общественного здравоохранения. 1 , 4 , 5 Как и в случае с другими неинфекционными хроническими заболеваниями (НИЗ), плохое питание с высоким содержанием сахара, употребление табака и чрезмерное употребление алкоголя являются важными факторами риска. 3 , 6 , 7Социальные детерминанты имеют важное значение, поскольку плохое состояние здоровья полости рта чрезвычайно высоко среди обездоленных групп населения 8 ; более того, различия в состоянии полости рта сохраняются на протяжении всей жизни. Системы здравоохранения необходимы для улучшения и поддержания здоровья среди групп населения. Они являются результатом совместных усилий государственных органов, учреждений и ресурсов с целью улучшения здоровья своего народа. Правильно спроектированные системы здравоохранения должны включать сильный компонент укрепления здоровья и профилактики заболеваний, обеспечивать раннее обнаружение болезней и информирование о здоровье и способствовать надлежащему вмешательству. 9Система здравоохранения требует персонала, средств, информации, материалов, транспорта, сетей связи, а также общего руководства и руководства. Ему также необходимо предоставлять оперативные и справедливые с финансовой точки зрения услуги. Между тем структура и эффективность систем гигиены полости рта различаются. Страны с низким и средним уровнем дохода испытывают острую нехватку специалистов по стоматологическому здоровью, а системы в значительной степени ориентированы на симптомы. В странах с высоким уровнем доходов доступны специалисты по гигиене полости рта, а передовые системы предоставляют лечебные и профилактические услуги людям всех возрастов. 9 , 10 Тем не менее, во всем мире малообеспеченные люди не получают должного ухода за полостью рта, а лечение болезней является дорогостоящим и несправедливым. 11 Хорошая новость заключается в том, что основные заболевания полости рта можно предотвратить. Начиная с 1980-х годов или около того, значение профилактики заболеваний возросло в ряде стран, и был получен значительный опыт в результате реализации общественных действий, внедрения профилактических мероприятий, направленных на группы населения, и индивидуальной профилактической помощи. 12 - 14 Кроме того, страны продемонстрировали эффект профилактики заболеваний полости рта с помощью здоровой окружающей среды. Программы фторирования доказали свою эффективность в предотвращении кариеса зубов. 15 , 16 Школы, способствующие укреплению здоровья 17 , 18успешны в поощрении здорового образа жизни и здоровья полости рта среди детей и молодежи. Доказано, что финансируемая государством помощь пожилым людям улучшает здоровье полости рта и качество жизни 19, а меры по борьбе с курением и алкоголем через общественные мероприятия или стоматологические учреждения 20 , 21 являются ключевыми действиями для сокращения рака полости рта и заболеваний пародонта. Более того, здоровое питание и сокращение потребления свободных сахаров важны для предотвращения кариеса зубов. 22 1.1 Политика ВОЗ В течение последних десятилетий большое внимание уделяется вмешательству общественного здравоохранения в отношении заболеваний полости рта для всех возрастных групп. ВОЗ уделяет особое внимание включению гигиены полости рта в общее состояние здоровья в национальные программы профилактики НИЗ и поощряет применение подхода общих факторов риска. 6 В 2007 году Всемирная ассамблея здравоохранения ВОЗ призвала страны обеспечить систематическую политику в области гигиены полости рта и разработку эффективных программ гигиены полости рта, ориентированных на население. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла Резолюцию (WHA60.17) « Здоровье полости рта: план действий по укреплению и комплексной профилактике заболеваний» , в которой подчеркивается ответственность стран за разработку соответствующих мер общественного здравоохранения по профилактике заболеваний полости рта и укреплению здоровья. 23Аналогичным образом ВОЗ указала на уникальную роль исследовательского сообщества 24 и специалистов в области гигиены полости рта 25 в наращивании потенциала страны в области гигиены полости рта. 1.2 Цели Спустя десять лет после утверждения резолюции WHA60.17 о здоровье полости рта необходимо выяснить, как в настоящее время применяются политические рекомендации по усилению ориентированной на население профилактики заболеваний полости рта и укрепления здоровья. Таким образом, цель этого исследования состояла в том, чтобы определить характер и степень соответствующих мероприятий по гигиене полости рта для детей, молодежи, взрослых и пожилых людей в странах с низким, средним и высоким уровнем доходов. 2 МЕТОДА Опрос проводился в 2017‐2018 гг. Главные стоматологи (CDO) министерств здравоохранения считались соответствующими информаторами для исследования, поскольку они несут ответственность за стоматологическое здоровье и надзор за оказанием стоматологической помощи в своей стране. Они были определены в сотрудничестве с Глобальным форумом главных стоматологов, Региональными советами главных стоматологов, Центрами сотрудничества ВОЗ и ВОЗ в области гигиены полости рта и Всемирной стоматологической федерацией (FDI). В некоторых странах не было отдельного офиса по гигиене полости рта, и тогда эту работу взяли на себя специалисты по НИЗ. В качестве альтернативы в нескольких странах были отобраны эксперты общественного здравоохранения с опытом работы в области гигиены полости рта. Из 194 государств-членов ВОЗ не удалось найти сотрудника, занимающегося вопросами гигиены полости рта в 23 небольших странах. Глобальное исследование охватило 101 страну (Рисунок S1 ). Страны были классифицированы по уровням национального дохода в соответствии с методом Атласа Всемирного банка: «страны с низким уровнем дохода» (21 страна), «страны со средним уровнем дохода» (39 стран) и «страны с высоким уровнем дохода» (41 страна). Доля ответов по странам в целом составила 58,4%; коэффициент участия стран с низким доходом составил 51,2%; 50,3% для стран со средним уровнем дохода и 74,6% для стран с высоким уровнем дохода. Структурированная анкета была разработана для сбора информации о существующих национальных системах гигиены полости рта и фактических профилактических мероприятиях. Были включены следующие переменные: структурные факторы (данные о населении, национальный доход в виде валового национального продукта (ВНП в долларах США), процент ВНП, потраченный на здравоохранение и уход за полостью рта), трудовые ресурсы страны, финансовые модели, организация работы гигиена полости рта, школьные программы здравоохранения, общественные подходы к гигиене полости рта, введение фтора, а также национальные цели и эпиднадзор за здоровьем полости рта. Анкета была предварительно протестирована группой руководителей общественного здравоохранения из стран с низким, средним и высоким уровнем доходов. На протяжении многих лет национальные и международные органы здравоохранения, такие как ВОЗ, поощряли страны к регулярному накоплению качественных данных о здоровье полости рта для проведения эпиднадзора за здоровьем полости рта, содействия разработке политики в области здравоохранения и содействия созданию соответствующих систем гигиены полости рта. 23 В этом опросе участников попросили сообщить о наличии последней национальной информации о состоянии здоровья полости рта в ключевых группах населения; эти данные использовались для описания уровня здоровья полости рта в стране. Респондентам было предложено также предоставить информацию об имеющихся эпидемиологических отчетах / справочных материалах, имеющих отношение к установлению показателей здоровья полости рта в их стране. В рамках анализа данных ответы сравнивались с данными, полученными из Глобального банка данных ВОЗ по гигиене полости рта.26 Последний также позволил включить эпидемиологические данные по некоторым странам, не участвовавшим в анкетном опросе. В заключение, страны, показывающие показатели здоровья полости рта с 2000 г. и далее, были сочтены соответствующими для анализа эпидемиологических данных и создания глобальных карт здоровья полости рта. Анализ данных, собранных в ходе опроса, включал одномерные, двумерные и многомерные частотные распределения, а статистические тесты проводились с помощью критерия хи-квадрат, t- критерия Стьюдента и ANOVA. Уровни статистической значимости результатов представлены в таблицах. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ 3.1 Ресурсы для здоровья полости рта В таблице S1 представлен средний уровень ВНП, расходуемый на здоровье и гигиену полости рта в год. В целом страны потратили почти 8% ВНП на здравоохранение, в то время как около 1% ВНП было выделено на гигиену полости рта. Как по общему здоровью, так и по гигиене полости рта, доля ВНП в странах с низким уровнем дохода была относительно ниже, чем в странах с высоким уровнем доходов. Информация о кадрах стоматологического здоровья, имеющихся в странах, представлена в таблице S1.. В странах с низким уровнем доходов среднее количество зарегистрированных стоматологов было низким, тогда как в странах со средним и высоким уровнем доходов этот показатель был значительно выше. Половина стоматологов в странах с низким уровнем дохода работали в системе общественного здравоохранения против одной пятой стоматологов в странах с высоким уровнем доходов. Семь из десяти стоматологов в странах с высоким уровнем дохода работали в частной стоматологической практике. Население на одного стоматолога варьировалось от 152 721: 1 в странах с низким доходом до 1708: 1 в странах с высоким доходом. Кроме того, наличие вспомогательного стоматологического персонала было заметно в странах с высоким уровнем доходов, где среднее количество помощников врача на одного стоматолога составляло 1,5: 1; этот показатель был низким в странах с низким уровнем дохода. Гигиенисты полости рта были в основном найдены в странах с высоким уровнем дохода. 3.2 Финансовые модели В таблице S2 представлен процент стран, в которых группы населения получают стоматологическую помощь за счет государства, частичную поддержку со стороны правительства или помощь, предоставляемую без государственного вклада. Результаты представлены для каждой из ключевых групп населения. Например, 9,5% стран с низким уровнем дохода сообщили, что дети дошкольного возраста получали государственную помощь, 4,8% стран заявили, что они предлагали детям некоторую поддержку из государственных источников, а 85,7% указали, что такой поддержки не было. Напротив, 31,7% стран с высоким уровнем дохода сообщили, что дети дошкольного возраста охвачены государственной помощью, тогда как 51,2% стран заявили, что маленькие дети не получали такой поддержки. В странах с высоким уровнем доходов поддержка гигиены полости рта со стороны правительства была довольно низкой для взрослых и пожилых людей. Участие частного медицинского страхования в уходе за полостью рта для групп населения показано в таблице S3 . Что касается школьников, например, 38,1% стран с низким уровнем дохода сообщили, что дети получали поддержку за счет частного страхования, в то время как 61,9% стран сообщили, что школьники не получали такой поддержки. Параллельно страховую защиту школьников указали 26,8% стран с высоким уровнем дохода. Треть стран сообщила, что частное страхование участвует в уходе за полостью рта взрослых и пожилых людей. В таблице S4 представлены данные о прямой оплате ухода за полостью рта. Что касается детского населения и подростков, то примерно четыре из десяти стран имеют системы прямых платежей. Примерно в половине стран взрослые люди должны были платить за себя напрямую, и эта доля, как правило, была немного выше в странах с высоким уровнем доходов, чем в странах с низким уровнем доходов. 3.3 Оказание профилактической помощи В таблице S5 представлены данные о предоставлении первичной стоматологической помощи. Около половины стран с низким уровнем дохода сообщили, что дети дошкольного возраста охвачены первичной стоматологической помощью, по сравнению с почти тремя четвертями стран с высоким уровнем доходов. Картина ответа была аналогичной для других групп населения; Стоит отметить, что разница в охвате первичной стоматологической помощью в зависимости от национального дохода была значительной для пожилых людей. Почти все страны с высоким уровнем доходов предлагают доступ к неотложной помощи для детей и подростков, тогда как в странах с низким уровнем доходов этот показатель ниже. В таблице S6 указана доля стран, сообщивших о том, что они осуществляют конкретные программные мероприятия по профилактике заболеваний полости рта. Стоматологические осмотры школьников и подростков проводились реже в странах с низким уровнем доходов, чем в странах с высоким уровнем доходов. В целом около половины стран сообщили об использовании местных аппликаций фтора для детей дошкольного возраста; такое приложение использовали школьники 7 из 10 стран и 4 из 10 стран для подростков. Программы местного фторирования были менее распространены в странах с низким уровнем дохода. Программы гигиены полости рта и санитарного просвещения для детей и подростков были обычным явлением, но в меньшей степени для детей в странах с низким и средним уровнем доходов. Таблица S7 подчеркивает наличие профилактических мероприятий для взрослых и пожилых людей. Около 40% стран сообщили, что взрослым и пожилым людям предлагаются стоматологические осмотры; около одной пятой всех стран заявили, что у них есть программы, предлагающие местное нанесение фтора, в то время как половина стран указали, что они проводят санитарное просвещение для взрослых и пожилых людей. Профилактическая помощь взрослым и пожилым людям была менее распространена в странах с низким уровнем доходов. 3.4 Профилактика заболеваний полости рта и укрепление здоровья в школах В трех из четырех стран были школьные программы по гигиене полости рта, хотя в странах с низким доходом они были менее частыми (Таблица S8 ). Треть стран предложила полоскание рта фтором в школах для детей в возрасте 5-7 и 12 лет. Кроме того, герметизация ямок и фиссур использовалась для профилактики кариеса зубов, особенно среди детей в возрасте 5-7 лет в 70,4% стран и в 59,2% стран для детей 12 лет. Некоторые страны сообщили, что детям предлагались лечебные услуги в школах; в частности, это было показано детям в возрасте 5-7 лет (60,6%) и 12 лет (64,8%), но реже в странах с низким уровнем дохода. В таблице S9 показана доля стран, обеспечивающих детям образование в области гигиены полости рта в школах. Около двух третей стран проводят санитарное просвещение для детей в возрасте от 5 до 7 лет и 12 лет, в котором особое внимание уделяется правильному питанию, здоровому питанию и вопросам, связанным с потреблением сахара. Примерно половина стран сообщили, что проводят мероприятия, ориентированные на табак, для детей в возрасте 12-15 лет, что несколько чаще встречается в странах с высоким уровнем доходов. Примерно в 4 из 10 стран были программы профилактики в отношении алкоголя. 3.5 Ориентированные на сообщества программы по гигиене полости рта В таблице S10 представлена доля стран, участвующих в различных общественных мероприятиях в области гигиены полости рта. Около 40% сообщили, что массовые коммуникации часто или очень часто использовались для пропаганды здоровья полости рта, и около половины стран сообщили, что общественные кампании или мероприятия по здоровью полости рта организовывались регулярно. Медицинские учреждения для беременных и детей выбрали в качестве платформы для общения по вопросам гигиены полости рта 44,9%; однако эта деятельность была менее распространена в странах с низким уровнем доходов. Треть стран указала, что они часто общаются с уязвимыми семьями для улучшения здоровья полости рта. Около 20% сообщили о наличии программ по гигиене полости рта для пожилых людей, но в странах с низким доходом они были менее распространены (4,8%). Таблица S11 показывает долю стран, которые начали применять широкий подход к профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Половина стран указали, что их национальная программа по НИЗ уделяет внимание здоровью полости рта в борьбе с диабетом, а около 40% отметили важность сердечно-сосудистых заболеваний. Здоровье полости рта также учитывалось в программах профилактики табака двумя третями стран, хотя в странах с низким уровнем доходов эта проблема была менее распространена. В целом, немногим более половины стран уделяли внимание влиянию нездорового питания и сахаров, и аналогичная доля стран имела национальную политику или официальные рекомендации по сокращению потребления свободных сахаров. Между тем национальная политика по сокращению потребления свободных сахаров была менее распространена в странах с низким уровнем доходов. 3.6 Фторид для здоровья полости рта Ответы на вопросы об использовании фторида для профилактики кариеса зубов обобщены в Таблице S12 , в которой показан средний процент населения страны, пользующегося фторидными программами. Соответственно, страны с низким уровнем доходов сообщили, что ни одна группа населения не подвергалась воздействию достаточного количества фторида с питьевой водой (природной или искусственной). Сообщалось, что в среднем 7,6% людей в странах со средним уровнем дохода получали фторид в питьевой воде, тогда как в странах с высоким уровнем дохода этот показатель составлял 20,9%. В среднем 30,8% людей в странах с низким уровнем дохода получали фторид в зубной пасте, 52,1% людей в странах со средним уровнем дохода по сравнению с 81,5% людей в странах с высоким уровнем дохода. Фторированная соль или молоко были относительно редко во всех странах. Четверть респондентов сообщили, что политический интерес к фторированию воды был хорошим или очень хорошим; однако интерес к фторированию солей или фторированию молока был несколько ниже. Респондентов спрашивали, встречаются ли в их стране необходимые условия для популяционных методов фторирования (вода, соль или молоко). Почти половина респондентов указали на высокое бремя кариеса зубов, около четверти сообщили, что имеются технические требования и возможности, в то время как почти треть респондентов заявили, что в их стране имеется необходимый опыт. Наконец, респондентов спросили, есть ли в их стране планы по внедрению программ фторирования популяционных методов. Планы по фторированию воды подтвердили 16,3% стран, 12,4% по фторированию солей и 6 стран. 2% стран упомянули фторирование молока. Фторирование соли особенно рассматривалось в странах с низким уровнем дохода. В таблице S13 представлено процентное соотношение стран с конкретными рекомендациями по концентрации фтора в зубной пасте для детей и взрослых. Зубная паста с низким уровнем фтора (400-600 ppm F) была предложена для использования у детей дошкольного возраста примерно в 40% стран. В странах с высоким уровнем доходов зубная паста с фтором на уровне 1000-1500 ppm F была рекомендована для детей дошкольного возраста почти на 50%. Большинство стран с высоким уровнем дохода рекомендовали этот тип фторсодержащей зубной пасты для использования школьниками и взрослыми, в то время как такая рекомендация была значительно ниже для стран со средним и низким уровнем доходов. Несколько стран с низким уровнем дохода (45%) сообщили, что рекомендаций по качеству зубной пасты не существует. 3.7 Цели и информационные системы для здоровья полости рта Половина стран сообщили о наличии целевых показателей здоровья полости рта для детей в возрасте 5-6 и 12 лет; в то же время цели по здоровью полости рта у 12-летних относительно реже встречались в странах с низким уровнем доходов (Таблица S14 ). Цели в отношении здоровья полости рта подростков и взрослых возрастных групп были заявлены более низкими процентами; в четверти стран поставлены цели по здоровью полости рта для взрослых в возрасте от 35 до 44 лет, а в одной пятой стран поставлены цели в отношении здоровья полости рта для пожилых людей. Элементы целей в области гигиены полости рта, сформулированные странами, оценивались с помощью открытого вопроса. Основными компонентами целевых показателей здоровья полости рта для детей были распространенность кариеса зубов (первичные и постоянные зубные ряды); снижение показателей заболеваемости; снижение неудовлетворенной потребности в стоматологической помощи (компоненты индекса d / D); распространенность эрозии зубов; факторы риска, такие как сахара; Стоматологическая уход; лечебные услуги; и школьные программы гигиены полости рта. Кроме того, цели в отношении здоровья полости рта взрослых были сосредоточены на снижении бремени заболеваний пародонта; скрининг рака полости рта; табак; качество ухода; здоровье полости рта беременных; осведомленность населения в области гигиены полости рта; и улучшение здорового образа жизни. Цели в отношении здоровья полости рта пожилых людей также включали меры по сохранению функциональных зубов у взрослых; снижение распространенности потери зубов; предотвращение корневого кариеса и контроль потребности в протезировании зубов. Часто упоминались показатели ВОЗ; Политика ВОЗ в отношении гигиены полости рта и профилактики НИЗ; программы укрепления здоровья; социальные детерминанты здоровья полости рта; и первичная стоматологическая помощь. Респондентов спрашивали о существовании национальной информационной системы для наблюдения за состоянием полости рта. Достаточно часто сообщалось о системах для детей (58,2%) и молодежи (50,0%), а о системах для взрослых (38,8%) и пожилых людей (35,7%) - реже. Информационные системы для детей и молодежи обычно указывались странами с высоким уровнем доходов. 3.8 Состояние здоровья полости рта Респондентов спросили о последних данных по стране о состоянии здоровья полости рта в ключевых группах населения ВОЗ: дети в возрасте 5 или 6 лет, 12 лет, 18 лет, взрослые в возрасте 35-44 лет и люди в возрасте 65-74 лет. / 65+. Помимо 101 страны-участницы, данные о кариесе зубов у детей в возрасте 12 лет были дополнительно получены из 17 стран, как это зарегистрировано в Банке данных ВОЗ по здоровью полости рта. 26 Как показано в Таблице S15 , в странах с низким уровнем дохода 36,3% детей в возрасте 5–6 лет не имели кариеса, тогда как в странах с высоким уровнем доходов этот показатель был относительно выше (50,2%). Уровень развития кариеса зубов (DMFT) среди 12-летних детей был особенно высоким в странах со средним уровнем дохода. Опыт кариеса зубов показал относительно высокие уровни среди молодых людей и пожилых людей в странах с высоким уровнем дохода. Информация о стоматологическом статусе и состоянии пародонта редко регистрировалась в странах с низким уровнем дохода (Таблица S16 ). Стоит отметить, что данные о пожилых людях с 20 и более зубами в странах со средним уровнем дохода ниже, чем в странах с высоким уровнем доходов. В среднем у половины людей были зубы с кровоточивостью десен среди людей в возрасте 15-19 и 35-44 лет, и, по оценкам, 9,1% людей в возрасте 35-44 лет и 17,4% пожилых людей имели глубокие пародонтальные карманы. Относительно небольшие различия в состоянии здоровья пародонта у взрослых были зарегистрированы по национальному доходу. 3.9 Глобальные карты здоровья полости рта Было подготовлено шесть глобальных карт для обеспечения географического обзора состояния здоровья полости рта в ключевых возрастных группах населения. Намерение состояло в том, чтобы изобразить состояние здоровья полости рта в странах по распространенности или степени тяжести заболевания. На рисунках S2-S7 указаны эпидемиологические меры и категории. Страновые данные по кариесу зубов среди детей и взрослых в возрасте от 35 до 44 лет были доступны. В Восточной Европе, а также в некоторых частях Африки и Латинской Америки в большинстве стран менее 50% детей в возрасте 5-6 лет не страдали кариесом зубов. Для детей в возрасте 12 лет значения DMFT обычно были либо низкими, либо очень низкими. Данных о кариесе у пожилых людей было мало, и лишь в ограниченном числе стран были данные о зубном статусе.
|
|||
|