|
|||
План урокаПлан урока Организационный момент: приветствие учителя Задача – эмоциональный настрой учащихся. Вхождение в тему: объявление темы урока – Задачи: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Методы: беседа, наглядно-зрительный. Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.
Основная часть: сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала Задачи: обеспечение восприятия, осознания, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений к объекту изучения. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, репродуктивный. Критерии усвоения: показателями эффективности усвоения учащимися нового материала будут правильные ответы на конкретные вопросы, активность и увлечённость всего класса.
Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. Методы; беседа, объяснение, слуховые упражнения, выполнение задания за фортепиано. Критерии усвоения:1.Минимальное количество неверных ответов всех учащихся. 2. Отсутствие неопределённых высказываний («не знаю») при проведении рефлексии. 3. Самостоятельность выполнения заданий в знакомой и изменённой ситуации. 4. Учащиеся могут сами объяснить содержание домашнего задания.
Конспект: Преподаватель: - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую и очень важную для всех музыкантов тему — интервалы. Интервалы — это живые клеточки музыки, это кирпичики, из которых состоит вся музыка. Слово « интервал» можно встретить не только в музыке. На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: « Интервал движения автобуса 10 минут». Это означает, что от момента отправления одного автобуса до следующего за ним должно пройти 10 минут. Или в школе на уроках физкультуры, когда все спортивным шагом обходят физкультурный зал, учитель нередко поправляет: «Держите интервал!», то есть расстояние между учениками должно быть приблизительно одинаково, иначе можно сбиться в кучу. А какие примеры можете привести вы, ребята?
Учащиеся: - перемена в школе – это интервал между уроками, каникулы – интервалы между школьными занятиями, линеечки на нотном стане нарисованы с одинаковым интервалом, деления на математической линейке, секунды на циферблате часов.
Преподаватель: - Правильно, молодцы! Вот и в музыке интервал — это расстояние от одного звука до другого. Два соседних звука можно исполнить по очереди, это получится мелодический интервал, ведь мелодия вся состоит из интервалов. А если два звука прозвучат одновременно, то интервал назовём гармоническим. И я бы дала такое определение — интервал - это одновременное или последовательное сочетание двух звуков. Вот, кое-что об интервалах нам стало известно. Изучаем дальше. Есть узкие интервалы, это если звуки находятся близко друг к другу, есть широкие интервалы. Но на самом деле интервалов не так уж и много — всего лишь восемь простых интервалов в пределах одной октавы, нам вполне их хватит на ближайшие годы. Называются они сказочно-непонятно: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. В любой гамме восемь нот, восемь ступенек. Пробежимся для разминки по звуковой лесенке вверх- вниз.
Учащиеся: поют гамму До мажор с названием нот, а затем поют, называя ступени.
Преподаватель: Теперь, тоже для разминки, сосчитаем ступени до восьми, но не по-русски, а по-латыни: прима—первая, секунда—вторая и т.д. Ребята, перед вами лежат наглядные пособия. Картинка соответствует звучанию определённого интервала, есть его название и обозначение. И сейчас мы научимся петь интервалы. Но следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э».
Учащиеся: под аккомпанемент педагога поют интервалы по-порядку вверх и вниз.
Преподаватель: Теперь поговорим о том как научится определять интервалы на слух. А для этого я расскажу вам сказку про интервалы. Слушайте внимательно и запоминайте, ведь каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание.
Сказка про интервалы. ( см. Приложение 1.)
Во время рассказа осуществляется следующая работа по формированию умений и навыков учащихся: — развитие интонационной точности (спеть интервал чисто и выразительно); — воспитание слухового самоконтроля; — развитие устной речи, образного мышления учащихся, умения фантазировать (как, например, выглядит Фея-Квинта, где она живёт, с кем дружит и т.д.); — чередование заданий с эмоционально-двигательной разрядкой (показать как тянет свои руки-ветки большая Септима или как приветливо раскрывает нам навстречу свои лапки добрый Тритон (ув.4) и т. п.).
Преподаватель: Вот мы и познакомились со всеми простыми интервалами. Теперь будем определять интервалы на слух. И когда вы услышите интервал, то сначала спросите себя о том: — близкий интервал (верхняя половина наших наглядных пособий) или широкий (нижняя часть картинок); — как звучит интервал — приятно (прима, терция, кварта, квинта, октава) или неприятно, резко (секунда, септима); — какому герою нашей сказки подходит данный интервал по характеру звучания.
Учащиеся: — определяют интервалы устно коллективно и индивидуально; — записывают интервалы в тетрадь (5 тактов, только цифру); — проверяют и оценивают работу соседа по парте; — играют интервалы на фортепиано.
Преподаватель: - Замечательно! Молодцы! А теперь подведём итог. Понравился вам урок? Что понравилось больше всего? Всё ли было понятно?
- Послушайте домашнее задание: — раскрасить предложенные мной пособия или нарисовать свои; — играть интервалы вверх и вниз от ноты До и произносить вслух их названия. Наш урок закончен. Спасибо всем за работу.
Приложение 1.
|
|||
|