Височная доля – доминантное правое полушарие
Задание 1. Перечислите основные критерии нормы, используемые в психологии и дайте их характеристику.
Критерии и характеристики нормы в психологии
Критерий нормы
| Характеристика
| Статистическая норма
| Такой уровень психосоциального развития, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании определенной популяции людей одного возраста, пола и культуры.
| Функциональная норма
| Это неповторимость пути развития каждого человека, а также любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом каждого человека.
| Идеальная норма
| Оптимальное развитие личности в оптимальных для нее самой социальных условиях (а не предписываемых обществом), целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни, другими словами, индивидуальная норма.
|
Задание 2. Запишите основные функции, задачи, права и обязанности нейропсихолога.
Деятельность нейропсихолога
Функции
| Задачи
| Права
| Обязанности
| 1.Оказание
нейропсихологической
помощи населению.
| 1.Изучать, исследовать сильные и слабые «стороны» головного мозгаи приводить их к балансу.
| 1.Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции.
| 1.Разрабатывать и осуществлять индивидуальные программы нейрокоррекции.
| 2.Оказание
нейропсихологической
помощи пациентам
старше 18 лет с
органическим
поражением головного
мозга в составе
мультидисциплинарной
реабилитационной
бригады.
| 2.Проводить нейропсихологическую диагностику на выявление общего у различных патологий.
| 2.Обмениваться информацией со специалистами смежных профессий и представителями других ведомств в интересах клиента.
| 2.Вести контроль за качественным выполнением коррекционых мероприятий.
| 3.Оказание
нейропсихологической
помощи детям.
| 3.Своевременно диагностировать и корректировать поражения головного мозга.
| 3.Лично участвовать в проведении всевозможных экспертизах и исследованиях (медико-психологических, судебно-психологических, дефектологических).
4.Оказывать содействие в своевременном принятии позитивных решений в пользу клиента.
| 3.Принимать участие в научно-исследовательской деятельности в области нейропсихологии.
4.Проводить оценку тяжести имеющихся синдромов и выявлять ресурсные возможности сторон мозговой деятельности.
|
Задание 3.Дайте психологическую характеристику понятий: эмоции, воля, восприятие, мышление
Характеристика психических процессов
Понятие
| Характеристика
| Эмоции
| Это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Вероятность удовлетворения или неудовлетворения потребности на основе фило и онтогенетического опыта. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
| Воля
| Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанным с познавательными и эмоциональными процессами. В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм, включающий 2 компонента: опосредованность поведения внутренним интеллектуальным планом (ВИП), выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности и наличие ВИП, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.
| Восприятие
| Психический процесс, заключающийся в отражении целостных предметов или явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятию характерны свойства: предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность, избирательность, апперцепция.
| Мышление
| Это высший психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, в ходе которого устанавливаются связи и отношения между предметами и явлениями. Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс, неразрывно связан с другими познавательно-психическими процессами: восприятием, воображением, памятью, вниманием, речью. Основной механизм мышления – анализ через синтез.
| Задание 4.Заполните таблицу топической диагностики локальной функциональной недостаточности у детей.
Соотнесение нейропсихологического дефекта по топико-клинической характеристике и диагностического возраста
Зона функциональной недостаточности в мозге и
патологическая симптоматика
| Возраст, с которого диагностируется нарушение
| |
Височная доля – доминантное правое полушарие
|