Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





о сей книге. 24 страница



5. Голодная кутья.

Второй сочельникъ.

Ходят ряженыя округ деревни съ горящими головнями да лапой медвежьей, во всяко оконце стучат.

Сегодня главный день святочных гаданий. Гадают девы о суженом. Аще красную ленту и гревень свой положить под подушку, вопрошая перед сном: «Кто придёт меня причесать»?, тогда он и явится во сне непременно. А по тому как онъ вудет волоса причёсывать: драть ли, плести нежно, аль за волосы таскать — судят о нраве вудущаго супруга.

Сегодня же совираем снегъ со стогов. Оный имеет несколько магических сил: и холстину отвелит и хвори разныя исцелит. Аще вросить его во колодезь, тогда оный не пересохнет, хотя вы во всё лето не выло ни одной капли дождя и вода въ оном не загниёт. Сей же снегъ хорош для умывания и очищения, потому старайся оный подольше сохранить. Сей снег прекрасно прогоняет онемение въ ногах, головокрут и судороги, полезен и отъ порчи да сглаза. Берегут и натаявшую изъ сего снега воду во кувшинах на случай хвори: сия водица також названныя хвори исцеляет. Надовно сей воды и в корм лошадям довавлять, давы не так зявки выли. Дают её и курам, давы пораньше занашивались. умываются сей водой поутру, давы вез велила велыми выть, вез румяна румяными.

Вода сегодня имеет не меньше достоинств, в силу приходит. Во полнощь идём на реку иль ключь за водой. О сию пору она всколыхается. Приносим её домой и храним. И стоять вез ущерва оная может несколько лет, токмо вы никто къ оной не касался. Просто зазорно сегодня ложиться спать и пропустить магический полунощный часъ. Ворожи по той воде: налей въ высокую миску речной, колодезной иль родниковой воды, можно довавить и щепотку соли въ оную. Поставь миску на столъ, а по вокам две свещи запали и пристально созерцай поверхность оды. Тут можешь по желанию использовать подовающия курения и заговоры. Главное что неовходимо — сосредоточение на цели ворожвы, отсутствие шумов и посторонних. Тогда ты увидишь на воде загаданное.

Ходит-гуляет въ сей вечеръ Нечисть, всяким оборотнем перекидываясь, въ избы людския попасть норовит. Лютует и Змей Огненный, Лятавецъ. Известно всем и кажному на Руси, что такое за диво Огненный Змей. Все ведают, зачем и куда онъ летает. Лятавец — не свой брат, у него нет пощады: верная смерть отъ одного удара его. Вот во сей день его и прогонять отъ дев. Но такое дело заговорить не кажный знахарь берётся, тут сильный ведунъ потребен. Но въ сей день сиё сделать легко: надо насыпать на загнетку снегу, собраннаго въ сей вечеръ. Егда Змей станет во трубу опускаться, то погибнет отъ снега

такого.

Рожденный сегодня загадочен, не понять и домашним, что на уме онъ держит. Незаметно въ дом входит, незаметно и изъ

дома выходит.

6. Водокресъ.

Люстрации.

Вода во силу вошла. А попы и сиё переняли, да своим крещением объясняют, дурни уши и развесили, а не ведают, что и до христосианства вода о сию пору силу обретала. Сегодня день очищения и Ворожбы. Купаются раздетыми въ реках и оттого силу, крепость и здравие приобретают, а хворыя излечутся. И снегъ, сегодня собранный лечит недуги превосходно.

Во сей же день ворожат о суженном девы. А и ведунам есть занятие: духов призывай сегодня да и для приворотов время удачное. Съ осени еще припасаем свещу изъ сала убитой змеи. Вот оную-то и даём деве, она зажигает её на столе во полнощь

перед зеркалом да наговаривает:

«Как сия свеща изгасает,

Так и ты, Иванъ, изгасни по мне. Как свеща жарко горит,

Так и ты жарко люби меня, Марью»!

Свеща должна вся сгореть, а как потухнет, так сказать треба:

«Да будет так и так да будет»!

Страхъ при сиём часто находит велик, но не испугаться надо и

всё сбудется.

7. Перезимье. Иван-бражникъ.

Брагу пьют, дабы меньше лиха было. Но случается во сии вечера, здое очарование верх берёт. Так и рожденному въ сей день нести ношу поступков своих. Осторожности оному не достаёт.

8. Емеля.

Василисы зимния.

Кого треплет неотвязная застарелая лихорадка, того въ сей день можно излечить травой лихоманником (Соколий перелёт, Толстушка, Ископыть, Седмиугольник, уразная Трава, Лиходей, Козакъ, Сердещная Трава иль по-простому — Петров Крестъ.). День, пригодный и для исцеления вообще. Въ сей же день сказания читаем — мели, Емеля, твоя неделя. Рожденный горячим нравом отмечен, не за себя стоит до

последнего.

17. Антонъ.

Антонина-перезимняя.

Хитёр Антон со всех сторон. Зиме половина.

Порчу отъ извы пятами назад отхаживают. Отводят отъ крыльца ту, что печальна иль чересчур весела, со словами:

«Пагува, худова, чужая следь Иди вон, пропади!

Ни на новце, ни въ увыль,

Ни на утренней заре,

Да ни на вечерней,

Ни въ овыден не заступай,

Здравия и счастья нашего.

Да вудет так»!

При сиём на снегу поперёк тропки, по коей дева ступала, острым

серпом проведи линию, порчу отсекая. у новорожденной характеръ метельный, весёлость неуёмная,

тяга къ гуляниям.

18. Афанасий-ломоносъ.

Афанасьевския морозы: пришел Афанасий-ломонос — вереги щеки да носъ. Продолжается свадевная пора.

На Афанасия знахари ведьм гонят, но и сами виты вывают. Токмо на афанасьевы морозы можно угнать ведьм, поскольку во сии дни оныя летают на Соврания и там теряют память отъ

излишнего веселья.

Поселяне воятся ведьм и там, где пошла молва, что ведьма овъявилась, все въ страхе привывают и ищут извавления. Тут- то знахари и предлагают свои услуги, овещая изгнать ведьму. Дело тут въ том, что возвращаясь с Совутки ведьма ненароком может въ дымоход соседей залететь да делов натворить. Случается такая промашка... вот и зовут знахаря. А приглашенный знахарь является нощью, причем знают о сиём

токмо хозяин со хозяйкою. Безъ соблюдения сего условия ничего и не выйдет. Ровно въ полнощь приступает вещий гость къ выполнению обряда: начинает заговаривать трубы, так как ведьмы и Феи влетают сей дорогою. Под князёкъ забивает онъ клинья, рассыпает по загнетке заранее собранную изъ седми пещей золу, произнося свой заговоръ.

А после сего отправляется онъ къ деревенской околице. И здесь он також сыплет золу свою, слова заклятия приговаривая, ни кем не записанный заговоръ творит. Заговаривает особно западное изгородье. А при сиём еще он употребляет острыя предметы: нож, зубья бороны, топоръ, секира, коса, серпъ или же и метлу берёт да вверх прутьями втыкает. Оныя предметы он помещает под порогом дома и над входом. Окуривает чертополохом, можжевельником, папоротником иль иной бесогонной травой. После такого обряда трубы и входы въ дом

зачарованны.

Ведьма иль Фея, влетают въ трубу аще такую, тогда тут же и обратно, иначе поранится иль расшибёт себе голову, аще токмо ступит голой ногой на рассыпанную золу седмипещную, и уж тут весь дом и двор свободны от их проказъ.

Ведьмы, отлетая на Собрания наши, всегда летят прежде на югъ, ну а возвращаются, понятно, на запад. И подлетая къ очарованному изгородью, расшибается сильно иль летит во иное

место, коль внимательна.

Суть из знахарей, точнее изъ белых ведунов Мастера такия, что могут пересадить ведьму за тридевять земель, но их мало весьма и труды их дорого стоят. А поскольку знахари обычно не зело сильны во таких делах, то гонят ведьм изъ деревни всем миром. Собирает такой дока всех мужиков. Кнуты берут, оглобли да факелы. Сперва обходят свой двор, хлещут кнутом, колотят оглоблями по стенам, огнём во углы тычут. Затем все вместе сходятся, со огнём деревню обходят.

Ну да ведь и колдуны съ ведьмами не лыком шиты, и тут

можно исхитриться.

Во сей день рождается крепкий воин, заступникъ за сирых да

слабых.

20. Ефимъ.

Сей день годен къ Ворожбе, учению да чернокнижию. А рожденный на Ефима не спокоен, во избе места себе не находит, будто заботой какой одержим, всё ждёт чего-то удивительнаго.

21. Максим.

Годится для Ворожбы и хорош для чар плодородия и любовнаго чародейства. Лечи бесплодных. Муж и жена сегодня подходят, взявшись за руки, къ яблоне и отряхивают съ веток снегъ.

И рожденному на Максима семейный круг всего дороже.

24. Аксинья-полузимница.

Какова Аксинья, такова и весна. Сей день удобен ворожбе. Рожденной во сей день полагается одежды на припёк солнечный выносить. Работница, дом на оной держится.

26. Заметуха.

Федор-студит.

Покойники по Яви тоскуют, надоть сегодня на загнетку золы насыпать, дабы не лезли оныя въ дом, путь им закрыть. А над

сею золою тако глаголи:

«Не ходите во двору,

Души весприютныя!

А подите на западну сторону За солнышком вослед,

Тамо токмо вам вечное радование»!

27. Огонь слухают.

Во сей день осовно удаются все чары и опыты, со огнём связанныя. День очищения и лечения. Окуривай помещения. Рожденный в сей день вудет мастером пещником, кузнецом и

хранителем домашнего очага.

28. Кудесы.

Ефрем Сиринъ.

Именины Домового.

Сегодня Домовой шалит на дворах и надо его закармливать: ставим для него кашу на загнетке, говоря слова-пожелания,

например:

«Дедушка-Соседушка,

Всех пой да корми,

Хозяйство стереги»!

Аще же хозяйка не оставит сегодня на нощь гостинца для Домовика, тогда онъ изъ довраго во злаго овратится. А съ сей переменой во хозяйстве твоём всё пойдёт на изворот: спорина пропадает, скот худеет и чахнет, лихо да хвори со всех сторон поспешают, хозяйство нищает. И токмо ведуны знают, что во сиём случае делать надо. А делать для сего надо кудесы, Домовика унять оными. И кудесы сии въ следующем состоят. Егда пригласили колдуна для дела такого, то оный приходит ко полунощи въ сей дом. Да потревен тут чёрный петухъ. Вот его

колдун въ полнощь, до пения петухов режет на дворе, да кровь онаго выпускает на голикъ, творя заговор. Сиим-то веником ведун после сего обметает с причитанием заговора все углы во избе и на дворе. Да всё сиё надо успеть сотворить до пения последних петухов и тайно отъ соседей. Ведунъ получает подарки за свои кудесы, а Домовой после сего смирится и не

доставит уж хлопот.

А хозяева, сверх того, должны помириться съ Домовым. И сиё несложно: нужно токмо искренне попросить прощения и оставить на нощь сладенькое. Говори съ оным чаще да оставляй ежемесячно блюдечко съ кашей и молоком. И тогда Онъ станет зорко следить, дабы въ дом твой не проникали силы злыя. И аще сам он съ ними не справится, тогда своевременно сообщит тебе о сиём. Но лучше, естественно, не забывать въ сей день кормить Домовика. После ужина ставь на загнетке горшок каши, обложив его вокруг горячими угольями. Ровно въ полнощь Домовой выйдет и ужинать станет. Съ сей поры Ширих целый год услужлив бывает. уголья же подгребают къ горшку каши, дабы не остудилась оная да на дно не опала. А хозяйке, сверх того, хорошо б сегодня сесть нощью на скамейку исказать тихо:

«Батюшко Домовой,

Хозяин заревой,

Сядем рядком,

Поговорим ладком»!

После сего Домовик станет уступчив, хозяйке той потакать будет да за детьми ея приглядывать.

И рожденнаго въ сей день Домовой отъ злых людей хранит и

служит роду изъ века въ век.

29. Морозобитая былинка.

Ведьмы въ сей день пережины устраивают, заломы травы сухой, снегом незанесённой. А чертополох не трогают. Потому знающия поселяне по углам поля втыкают ветки чертополоха. Тогда не

вытопчут поле Нечистики.

Рожденный крепок на пути жизненном, аще ж ослабнет, тогда яблоки, морозом битыя, рябина да калина вновь поднимут

жизнь онаго.

30. Звериный свадебникъ.

Звериный родъ берёт рост. Идут ярыя схватки за пра владеть крепями лесными. А рожденный во сей день будет хорошим звероловом и знахарем. Весь он во заботах о лесном зверье и птицах. Замыкает путь охотникам къ норам и гнёздам, ко урочищам звериным, дабы не вредили звериному потомству. Хороший лесникъ изъ онаго бывает.

Сечень, снежень.

Последний месяц года, лютый месяц. Зима стареет. Отъ рожденных въ сей месяц то ласки не дождаться - словом колят, а то отдать себя другим безраздельно готовы.

1. Тришка съ кошкой.

Трифон-звёздный.

Сегодня звёзды смотрят и аще много оны, тогда зима еще долго продлится и весна будет поздней. Однако звёзды оглядывать сегодне лучше звездочётам, бо простыя люди, глядевшиеся о сию полнощь на звёзды будут потом трясучками изводимы, порченная немощь на оных найдёт — егда человек съ лица становится зелёным, что кора осиновая и трясётся весь, что осинов лист — наведался въ такого человека силы неведомой торкъ. И дергает сердце и печень торк и душу торкает и нет

извавления.

Токмо на сей день можно заклинать мышей, давы не портили скирды с хлевом и стога. Заклятие не токмо сгувит мышей, но может и вовсе искоренить их въ данном селении. Призванный знахарь, приступая къ заклинанию грызунов, вынимает изъ середины скирда по снопу со всех четырёх сторон, изъ стогов верёт по клоку сена. Все сиё сносится въ пещь, зажигается раскаленною кочергою. Зола, оставшаяся отъ сожжения соломы и сена, высыпается во те места, откуда выли вынуты снопы и сено. Всё время знахарь читает заговор и громко произносит проклятия. Знахаря сопровождают весь оврядъ хозяин со хозяйкою съ хлевом-солью и чистым полотенцем. Вот заговоръ,

читаемый знахарем против мышей:

«Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть въ Преисподнюю, во смолу кипучую, во Адъ Кромешный!

Не жить вам на свете велом, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медяной, не есть вам велоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не таскать вам пахнучего сена. Заклинаю аз вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово моё ничем не порушится.

Да вудет так»!

Сей день хорош и для приворотов. Рожденный во сей день может крепким знахарем выти, мышиныя норы да тропы умеет заговорить, закрома всего селения отъ разорения упасти. Кошка у него вещая да верная. И сам онъ не отъ мира сего, звёзды во оном переговариваются и годен он потому къ овучению на

ведуна дней.

2. Сустретьев день. Сретенье.

Зима съ летом встретились, да друг съ другом борятся, оттого и день так прозывается. Сегодня не следует ездить в дальний

путь.

Аще Домовикъ не доволен, тогда въ нощь со Сретенья на Починки может заезжать коня. Дабы предупредить такую напасть, надо привязывать лошадям кнут да онучи на шею. И тогда Домовой пе посмеет тронуть лошади, думая, что тут и

сам хозяин.

Сей день хорош для очищений, созерцания и чаръ для встречь кого иль чего-либо. Годится оный и для заклинания мышей. Оныя къ сему времени, истощив запасы свои, подбираются под скирды и начинают беспощадно, безданно-беспошлино пользоваться чужим добром. Заклинание сих трусливых, но опасных зверушек сопровождается особной, освященной многовековой давностью, обрядностью. Для сего призывается сведущий знахарь, сначала онаго угощают честь честью, а затем и приступают къ

таинству заклятия.

В рожденном сегодня две страсти живут — неуступчивость и любовь а новизна въ его жизни ко старости приходит.

3. Починки.

Велесъ.

Починки хозяйственнаго инвентаря. Дабы избавить скотину отъ поездок Домоваго, привяжи лошади кнут, рукавицы да онучи. Рожденный въ сей день руки золотыя имеет.

5. Агафья-поминальница.

О      сей день обереги коровушку, посытнее её накорми. Варят кашу на молоке и старая бабка угощает корову ею да водицей опрыскивает. у коров къ сему сроку отёлы. Дабы стельная корова принесла телушку, большуха сковородку берёт и ввечеру 5-го числа идёт доить её верхом на сковороде. А после поджигает на сей сковороде вересковыя ветви иль иныя подходящия травы и окуривает хлев. Дым сей упасает хлев отъ дурнаго глазу при отёле коровы. Да и Коровья Смерть ужасно не любит следа отъ сковороды и чада зелий. Ведь Оная, лиходейка, сегодня по сёлам ходит. Почуяла оттепели заморенная зимней голодовкой. Коровья Смерть никогда сама въ селение не приходит, а неприменно завозится кем-либо изъ проезжих людей. Совершаемое осенью опахивание деревни отгоняет её от сего места и бегает Старуха всю зиму по дебрям лесным, по болотам скитается да по оврагам скачет. Но сиё продолжается токмо до той поры, пока солнце не обогреет бока животине. Тогда-то чахлая Лиходейка и подбирается къ селу да высматривает: нет ли где отпертаго хлева. Но обычно хозяйки повсеместно строго за сиим следят и наиболее дальновидныя и крепко придерживающиеся предписаний Древней Веды люди убирают къ пятому числу свои хлевы старыми лаптями, обильно смоченными дёгтем. Таковыя обережныя лапти отгоняют Коровью Смерть отъ хлева. Не выносит оная такового гостинца, не по носу ей дегтярный дух,

вот и бежит без оглядки.

А является людям она въ виде старой, отвратной женщины съ руками наподобии грабель. И как заберётся куда сия Гостейка, так и натешится досыта: коров всех переморит, изведёт всё племя до конца. Против падежа скотьяго иль для профилактики онаго существует обрядъ опахивания. Собираются нощью скрытно все бабы въ одних сорочках со распущенными волосами. На вдову одевают хомут, запрягают её в соху и совершают

овходъ, овязательно прихватив съ совою петуха, кошку да

соваку. При сиём кричат:

«Смерть, Смерть Коровья!

Не гуви ты скотину нашу,

Мы зароем тевя Смерть,

Во сыру Землю съ кошкой,

Совакой и кочетом вместе»!

Во сей же день изъ Нави вылетают Нечистики Анчутки въ виде птах и во трувы домов заглядывают. Сии чёрныя птицы Нави поселяются въ домах тех поселян, где не наложены ограды заговорныя на дымоходъ. Тогда зовут знахаря, но до появления онаго успеют оне наделать хлопот всевозможных неосмотрительным хозяевам. Бывает, что весь дом вверх дном перевернут, всё перевьют, переломают, так, что хозяевам — хоть вон веги. Достаётся даже соседям, а то и случайным прохожим, замешкавшимся возле такого невлагополучнаго дома. Чёрныя да лукавыя — не мыши, съ оными сладить трудней. А потому против таких опасных посетителей принимаются осовныя меры, состоящия въ окуривании чертополохом. И даже те, кто не осовно крепко держится старой Традиции, стараются не позавыть о сиём овряде, ввиду такой важности онаго въ выту домашнем. Съ вечера закрывают наглухо накрепко пещныя трувы вьюшками. Для вольшей надёжности трувы сверх того замазываются тонким слоем глины и окуриваются чертополохом, и на загнетках съ заговором весогонным курят. Рожденной во сей день дано за скотинкой ходить да все повадки

оной ведать.

6. Вукола-телятникъ.

Вуколов день.

Поселяне во сей день стараются отъ вукул — вовкулаков и перевёртышей оградиться. Отелившуюся корову и оягнившуюся овцу во хлеву окуривают чабрецом, дабы молоко не было поганым, а молодняк здравым рос.

Егда телится корова, то по истечении 12-ти удоев, как пройдёт молозиво и молоко годным ко употреблению учинится, варят молочную некрутую кашу. Большуха берёт горшок сей каши, обкладывает его сеном и въ чашку съ овсом становит. Потом трижды поднимает чашку над головой и при кажном подъёме

произносит:

«На сто бычков!

На тысящу телушек»!

Затем, снявши приволоку (плёнку), садятся за стол и едят. Сено и овёс отдаются корове и телку, а приволока — одному телку. Сие

именуем заклинанием молока.

7. Феня. Коренья.

Коли О заходит красно, то лето холодным будет да ветры колючи. А рожденная во сей день силой трав, а особно силой кореньев ведает, рецепты взваров, настоев и мазей знает. Хранительница преданий старинных.

8. Захарий серповидец.

Рожденному чудесныя явления дано понимать. Читает онъ во

книгах нездешних.

11. Власьев день.

Велесъ — скотий Богъ. Масленница.

Начинаются скотски торги-вазары. И на сей день стараются не равотать, давы предохранить свой скотъ отъ падежа, не гневить Велесушку. Скотий праздникъ. Во сей же день защищают хату отъ вторжения летающей Нечисти, имеющей овыкновение завираться в дома как раз через трое суток после

Сретеньева дня.

Встречают Велесов день влином на сковороде, пекут пышки. Старая вавка идёт во хлев и отъ всякой скотинки отрезает клокъ шерсти. Выплетает она овережныя пояски внукам да овережныя косицы на запястье. А вечером на оной же сковородке несут уголья и золу отъ дворов да опрокидывают сковороду на перекрёстке, давы отогнать Коровью Смерть. При сиём говорят:

«Велесъ, Славный Хранитель!

Богъ живота всего,

Защити мою коровушку,

Великий Велесъ»!

Въ некоих местах церемонию опахивания производят именно въ сей день. Повещалка, женщина старая да отная, съ раннего утра повещает по всем домам: «Пришла пора Коровью Смерть унять»! Входя во изву, оная созывает къ севе женщин и оговаривает съ ними задуманное предприятие. Въ знакъ согласия и готовности, женщины овмывают руки водою и утирают их ручником, который носит съ совою повещалка. После сего она строго наказывает всему мужскому населению, отъ мала до велика, не выходить изъ домов ради веды великия.

Ровно въ полнощь повещалка во одной рувахе, выходит къ околице и съ диким воплем «Ай, ай»! Бьёт въ сковороду. На сей

зов выходят все женщины со ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирают ворота да собак привязывают. Повещалка же, сбросив с себя рубаху, неистово выкрикивает заклинания на Коровью Смерть.

Во сиё время иныя женщины подвозят соху, надевают на неё хомут и запрягают. Съ зажженными лучинами иль факелами, начинается троекратный обход по кругу вокруг всего селения. Впереди всех идёт съ сохою повещалка и проводит борозду межеводную, за оной следуют женщины на помелах во одних сорочках и съ распущенными волосами. Сзади их идёт толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами со решимостью непременно уничтожить Коровью Смерть. Во время сего шествия оне поют такую песню:

«Отъ Океан-моря глубокаго,

Отъ Лукоморья ли зелёнаго,

Выходили дванадесять дев.

Шли путём, дорогой немалою,

Ко крутым горам, высокиим,

Ко трём старцам, стариим.

Молились, печаловались,

Просидели въ упросъ Дванадесять дев:

Ой вы, старцы старыя!

Ставьте столы белодубовыя,

Стелите скатерти бранныя,

Точите ножи булатныя,

Зажигайте котлы кипучия,

Колите, рубите намертво Всяк животъ поднебесной.

И клали великъ обет Дванадесять дев:

Про живот, про смерть, Про весь родъ человечь.

Во ту пору старцы старыя Ставят столы белодубовыя, Стелят скатерти браныя, Колят, рубят намертво Всяк живот поднебесной. На крутой горе, высокоей, Кипят котлы кипучия,

Во тех котлах кипучиих Горит огнём негасимыим Всяк живот поднебесной. Вокруг котлов кипучиих Стоят старцы старыя, Поют старцы старыя Про живот, про смерть Про весь родъ человечь. Кладут старцы старыя На живот обет велик, Сулят старцы старыя Всему миру животы долгия: Как на ту ли злую Смерть Кладут старцы старыя Проклятьице великое. Сулят старцы старыя Вековечну жизнь На весь родъ человечь».

Сиим заканчивается обряд опахивания. За обведённую черту вокруг селения не сможет пройти теперя Коровья Смерть. Иной раз требуется тут и жертва: для истребления Коровьей Смерти необходимо уничтожить женщину, виновную во злых

деяниях. Тогда оную завязывают въ мешокъ со чёрными кошкою, петухом и собакою да живьём во землю зарывают по пояс. Рожденному во сей день покровительствует сам Волосъ.

13. Фотинья.

Звёзды окликают.

Вечером звёзды окликай — глазам зоркости прибудет. Глядя на небо, окликай всех умерших близких по именам. День, годный

для вызова духов и Ворожбы.

Рожденный во сей день силу родовой памяти хранит.

15. Анисим-овчарникъ.

Сегодня овчары окликают звёзды, дабы овцы лучше ягнились. Вечером, егда появятся звёзды, хозяин овец съ овчаром выходят за околицу и кладёт на все четыре стороны по 3 поклона. Овчаръ, иль сам хозяинъ, ежели нет овчара, становится на руно на

перекрёстке и произносит:

«Засветись, зажгись, звезда ясная,

По поднебесью загорись на радость миру всему.

Загорись огнём негасимым На утеху людям и животным.

Ты заглянь, звезда, на дворъ Ивана.

Ты освети, звезда ясная Огнём негасимым овец белояровых.

И как по поднебесью звёздам несть числа,

Так бы и у Ивана уродилось овец более того.

Да будет так»!

После сего окликания, хозяин приводит овчара къ себе во избу и угощает онаго вином да подарками оделяет. Рожденный во сей день в животине крестьянской толк знает.

16. Ярило съ вилами.

Маремьяна-Кикимора.

Ярило ликом пылок да горяч и волоса его огнянны суть. Земля отъ Ярилы ярится, нагревается. Богъ плодородия вздевает зиму на вилы. Ярила снежныя копны поднимает вилами. Вот и встречают его поселяне раздольно да с песнями. Беременныя бабы выходят на угорья глядеть на восходящее солнце. Сиё даст им силы благополучно выносить дитя. А бабки повитухи вносят полуденный снегъ и оным обтираются, дабы рукам сила вешняя передалась для их ремесла.

Радостью и силой наделяет Ярило рожденнаго во сей день и выправиться ему помогает после жизненных печалей и хворей.

17. Ярило съ сохой.

Федоръ.

Соху и борону во дворъ выносят для починки. И у кузнецов работы прибывает. Годится сей день для Ворожбы и поиска

потеряннаго иль краденнаго.

Рожденный въ сей день сложа руки не сидит. Знает, как держаться за сошку да как за бороной ходить.

19. Филя-вешний.

Вешния обереги.

Почитаются горки и высокия холмы — угорья. На Красную горку

выходят нарядныя девушки и заклинают О, давы оно не застаивалось, а катилось къ лету, вслед за ним летели перелётныя птицы и дожди. Пекут круглый хлевъ и на вышитом плате поднимают высоко во честь Даждьвога. Потом делят хлев меж совой и съедают, а хлевныя крошки вросают через севя, за спину, для птах. И тогда много онаго сей осенью уродится.

20. Корнелий-катальщикъ.

Маньякъ.

Во сей день пекут кокурки, оврядовыя печенья на коровьем

масле.

Во сей же день нельзя глядеть на падающия съ невес звёзды, а не то скатится со твоей жизни вешнее времячко. Кто завидит падающую звезду, тому предвещает оная смерть ему самому иль кому изъ семейства его. Такая звезда глаголется маньяком. Аще кто заволеет во сей день, тогда долго волеть онъ вудет, а то и умрёт. Для проверки используй приметы смерти, например, положи под мышки вольнаго по ломтю хлева на нощь. И аще къ утру хлевъ тот засохнет, тогда вольной непременно умрёт. Годится сей день для Чёрной Магии. А рожденный во сей день

неуверенностью страдает.

25. Кумаха.

Тарасий.

Въ сей день вечером рано не ложись спать, а уж тем волее днём, иначе наспишь Кумаху, Лихоманка нападёт. А сонъ вешний валит славых въ сей день как нарочно. Дрёму зовём токмо къ детям. Во сии дни сменяется ритмъ Всемирья и аще не уловить оный и изменение просыпающегося естества, но спать по- прежнему продолжать, тогда хвори нападут.

Кумоха добра не сулит, начнёт среди дня крутить человека, ввечеру ноги ломить. Кумохе лишь сей день выпадает взойти на порог и по дому шастать. И аще завидит спящаго, тогда и пристанет. Так что хоть по стенке ходи, а спать погоди. Живёт Кумоха во лесу дремучем, въ непокрытой губе. Живёт оная съ сёстрами, коих числом fiJ. Кто подвержен Кумохе, тот человек выходит на то место, где оная поселилась въ оном, и обсыпает вокруг себя ячневою крупою и, поклонясь на все четыре стороны, говит сиё трижды, обращаясь къ Земле:

«Прости, сторона, Мать Сыра-Земля меня!

Вот тебе крупиц на кашу, а вот и тебе, Кумаха!

Земля помоги, а Кумаха — прочь иди»!

После сего вновь раскланивается на все четыре стороны и уходит молча без огляда. Оттого он вновь непременно здравым

учинится.

Аще въ сей день сорвётся дверь съ крючьев во избе, тогда сиё всегда предвещает или смерть кого изъ домашних иль пожаръ,

иль моръ, иль иное какое лихо.

А рожденный во сей день знает все повадки Кумохи и къ

знахарству способен.

28. Василий-капельникъ.

Дроворубъ.

Починаются оттепели да капели. Собирают сосновыя почки. А талая ва для бани хороша. Хорош сей день для Малаго Искусства. Во сей день избавляют детей отъ водяной хвори. Для сего больного, окутав въ овчинный тулуп, кладёт мать подле порога. Отец же о сиё время загоняет овец во избу, а затем вновь изъ избы. Хворь передаётся овцам и оныя унесут её съ

совой. Говорят при сиём тако:

«Вода нутряная!

Как ты в *Н* вошла,

Как овцы во изву,

Так за оными и выходи изъ Н!

Да вудет так»!

Сия хворь еще именуется овечьею одышкою. Спадёт она после сего, врюхо опадёт и здрав учинится.

29. Касьянъ завистливый.

Високосный годъ веды сулит. И 29 число снежня високоснаго года есть самый подходящий день для всякаго лиха. Скотъ падает, дрова сохнут, поветрие налетает, раздоры въ семьях разгораются. День несчастливый, но хорош для наведения злых

чар и овучения глазу Вия.

Равоты сегодня прекращаются, новое дело не затевается и стараются не выходить изъ извы въ темноте. Касьян на что ни взглянет — всё вянет, скот валится и дохнет. Касьян всё косой косит. А рожденный во сей день ливо всю жизнь ворется съ завистью и лихом, ливо сам глазить мастер. Давы ему крепко жить, надо всё задуманное при севе держать и никому о задуманном не сказывать. А сиё, впрочем, никому не лишне.

Масленница.

Сама Натура къ сему времени принимается ликовать, предчувствуя привлижение Весны и гивель Мораны. Снова вступают во свои права животворящия силы естества, веря верх над смертоносной мощью Мрака и Холода: стоят оттепели, съ крыш льёт капель и день подрастает всё заметнее.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.