Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





о сей книге. 21 страница



что говорят хозяин съ хозяйкою.

До восхода солнца, давы никто тевя не видел, рви черновыльник и найдёшь подъ корнем уголь чудесный, что от многих хворей овлегчение доставляет, от врюха да тошноты, например, вельми полезен. Аще ж увидят тевя за делом сиим, тогда уйдёт въ

землю уголь тот.

И много еще с травами в день сей кудесят, но о том во травнике

нашем сказ ищи.

Накануне Купалы девушки гадают по 12-ти травам:

1. Совирают 12 трав (чертополох и папоротник непременно,

остальныя — любыя) и на нощь кладут под подушку с

приговором:

«12 трав съ разных полей,

12 добрых молодцев!

Кто суженный-ряженный,

Приходи въ мой садъ погулять,

Мне покажися и меня погляди»!

Оный и привидется, коль суждено замуж.

2. Въ полнощь надо набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли там 12 разных трав. Аще набралось, тогда во сиём годе замуж выйти. Магическими

являются наборы не токмо 12 трав, но и 24, 33 и 40.

3. Гадание трипутником. Под голову на нощь клади подорожник

— трипутникъ со словами:

«Трипутникъ-попутникъ,

Живёшь при дороге,

Видишь малого и стараго,

Скажи моего суженаго»!

Рожденным в сей день заповедано знахарем быть, изгонять травами телес нечистоту, почитать братьев Ветров Ветровичей, кои въ сии дни помогают одолевать всякую напасть, освобождают от оков страха и насыльных болезней. Часто, рожденныя в сей день идут в лесныя чащобы и сокрываются там, подальше отъ глаз людских, на Поискъ Видений. А найти заповедный цветокъ иль корень волшебный — ихъ мечта

заветная.

24. Иванъ Купала.

Сей праздникъ справляется на Руси во время, егда солнце по достижению высшаго проявления своих творческих силъ делает

поворотъ на зиму.

Купало и Купальница суть древния Боги солнца и Зари. Солнце сбивается въ сии дни со пути-дороги и ясноокая Дева Зоря является на помощь светлому Даждьбогу. Она не токмо ведёт начинающаго стареть Бога по стезе небесной, но и кажное утро купает-умывает Его росою съ наполненных летними благоуханиями лугов, пестреющих къ сему времени всеми

цветами.

И люди в сей день купаются въ водах и росе и сиё купание весьма целебно. Однако следует и поостеречься, особно после захода. Сегодня Водяной именинникъ и онъ не любит, егда во его Царство лезут люди и может утопить неосторожных.

День Купалы вообще заполнен обрядами, связанными съ водой. И роса купальская весьма полезна. Ранним утром черпаем росу сию. Для сего возьми чистую скатерть и буракъ и съ оными отправляйся на лугъ. Тут скатерть ту таскай по мокрой траве, чтоб намокла, а затем выжимай въ бурак. Сей росой умывай лицо и руки, дабы прогнать всяку болесть и дабы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Оной же кропи кровати и стены дома, дабы не водились клопы и тараканы. Сия же роса используется и

для Колдовства.

До купальскаго дня женщинам беременным не следует есть никаких ягод, иначе сиё скажется на дите: родится болезненным,

а то и мёртвым.

На Иванову нощь звёздно — много грибов будет.

Аще на Иванов день перелезть 12 огородовъ, тогда желание твоё верно исполнится, токмо видеть никто сего не должон. Главная особенность купальской нощи и обрядности суть очищающия костры. Вокруг оных пляшут, через них прыгают: кто удачнее и выше — тот вудет счастливее прочих. Сии костры устраивают за селением, овычно на высоком месте, на росстанях иль на меже. В огонь подврасывают вересту. А еще соломой оввязывают старыя тележныя колёса, поджигают их и

съ пригорков спускают.

Огонь купальский хорошо очищает отъ всякия скверны плоти и духа. Через купальский огонь прогоняют и домашнюю скотину для защиты ея отъ мора и порчи. В купальских кострах сжигают снятыя съ хворых сорочки и одёжи, давы вместе съ оными сгорели и самыя хворовы. Молодёжь, напрыгавшись через костры, устраивает шумныя весёлыя игрища, потасовки и вегъ наперегонки. Нощное праздневство въ сию нощь известно во всём славянском, да и не токмо, мире. Отличительныя овряды сего праздника следующия суть: костры живаго огня, песни и игрища, перепрыгивание через огонь и крапивныя кучи, купание нощью в росе и водоемах, зарывание трав. Сии овряды передали нам предки наши. Весь людъ опоясывается перевезями изъ цветов, на головы одевают венки изъ трав, составляют хороводы и песни поют, например вот такую:

«Девки, вавы - На Купальню!

Ладу-ладу,

На Купальню!

Ой, кто не выйдет На Купальню,

Ладу-ладу На Купальню!

Ой, тот вудет Пень-колода,

Ладу-ладу

Пень-колода!

А кто пойдёт На Купальню,

Ладу-ладу На Купальню,

А тот будет Бел берёза!

Ладу-ладу Бел берёза»!

Старики добывают трением изъ дерев Живой огонь. После перепрыгивания через костры, купаются въ росе. Сиё очищает тело и избавляет от болезней и сглаза.

В купальскую нощь, самую короткую, оживает и становится особно резвой всякая Нечисть — ведьмы, оборотни, колдуны, Черти, Русалки, Лешия, Змеи Водяныя и т. д.

Ведьмы собираются на Лысой горе въ Киеве и других местах на свои Собрания и празднуют. Собрание белорусских ведьм происходит на горе Шатрии, где могила Альциса и где угощает

оных чародейка Дева Яусперита.

Въ сей же день вызываем Духов, проводим Посвящение и Поискъ Видений. Продолжается колдовское обучение. Ведьмы словам учатся. Через рябинину скачут и оборачиваются сорокой, кошкой и иными животными. Объезжают людей, отбирают у коров молоко, доят соседских коров через нож, хлеба портят. Во сию нощь колдуны перемещают урожай съ чужого поля на свое. Для сего они идут на избранное поле, заключают в охапку колосья, не вырывая их из земли, затем возвращаются на своё поле и сеют на нём невидимое жито. Во сей день мы творим и иныя обряды, например, получение денег мертвых иль неразменных. Водяныя топят людей, Леший пугает вошедших въ лесъ и

заводит их во чащобу.

Купала — травы хороши, для Колдовства пригожи. Часть тав и цветов собираем днём, часть нощью, а иныя — токмо по утренней росе. Егда рвёшь травы, то произноси тако:

«Земля Мати!

Благослови травы брати,

И трава мне мати»!

Аще же рвёшь траву, отъ порчи употребляемую, тогда произноси

таковыя слова:

«Отец-небо, Земля-Мати,

Поможите свою плоду рвати!

Сия плода ко всему пригодна:

Отъ скорбей, от болестей И отъ всех недугов - Денных и полуденных, нощных и полунощных,

Отъ колдуна и колдуницы, еретика и еретицы!

Поди же ты, колдун и колдуница,

Еретикъ и еретица, на сине море!

На синем море лежит бел-горюч камень.

Кто же сей камень споднимет,

Кто Океан-море выпьет И кто въ Океан-море весь песокъ пересчитает,

Тот может сделать Колдовство И художество злое над всяким человеком,

Старым и малым. Да будет так»!

Травы и цветы, собранныя въ Иванов день, кладём под росу иванову, высушиваем и сберегаем, и они суть более сильныя в лечебном значении, нежели собранныя во иное время. Ими окуривай больных, изгоняй зловредных духов болезней и

злыдней из дома, вросай въ затопленную пещь во время грозы, давы предохранить дом отъ удара молонии, употревляй их для приворота и отворота, ну и для напуска и порчи, коль есть нужда. Изъ магических трав, совираемых о сиё время стоит

упомянуть следующия:

1. Страшная трава иль папоротникъ (Блошникъ). Съ онаго довываем невидимый жар-цветъ, что расцветает на сию нощь. Бери съ совой скатерть и ступай на нощь на место, где растёт папороть. Расстели тут скатерть рядом съ оным и как токмо распустится цветок, в ту же минуту сорви его. Держа при севе цветок сей, станешь ты невидимым, как и въ шлеме ужаса. Но подровно о сих чарах мы скажем

позднее.

Кто его рвать пойти совирается, тому сначала удерж предписан такой: седмь утр отстоять кряду у пещи, 7 по 7 верёзовых полениев сожечи. Знай же, въ 7 раз сильнее огонь папоротника — и платье твоё на теве сгорит и волосы на голове твоей огненный серпъ снимет, а ноги твои въ огненное Пекло затянет, аще ты пойдёшь за цветком неподготовленным. Охраняется жар-цвет скопищем ведьм, упырей, Болотниц, Леших да Чертей. А потому, кто сорвёт цветок сей да по уму употревит, тот и вудет властителем над Страшной Силою, вудет править тропами въ лесах, кладами под землёй, стрелой-молонией под сгоревшим деревом. И знать тому человеку язык трав и зверей, камней и воды, птиц и ветров. Словом тот вудет владеть чародейным. Но смелость и сметливость нужны крепкия, давы пойти за таким

сокровищем.

2. Не токмо цветокъ папоротника овладает волшевством, но и расцветающая перелёт-трава, живыя лепестки коей съ места на место переносятся да серевристым светом мерцают. Сия трава

может переносить ведуна за тридевять земель.

3. Терлич-трава, ведьмина трава, употревляется для очарования

парней девушками: оне носят её у себя за пазухой да приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь»! Но достаётся сия трава токмо чародеям, а основное ея назначение — полёты.

4. Плакун-трава. Особная сила ея заключается въ корне и сей корень верно прогоняет нечистых духов и владелец такого корня

будет внушать къ себе страх.

5. А коли въ нощь купальску сорвёшь одолень-траву по всем правилам Искусства, то не страшны тебе будут враги любыя. И

аще ты заблудишься во лесных дебрях, то легко одолеешь лесныя заросли и выйдешь, приведёт тебя одолень невредимым къ дому родному изъ самых опасных походов.

6. Чернобыльникъ. Сия трава противна Русалкам и чарам, хранит оная от них и дом и дворъ. Её ж заплети во плети и положи под Иванову росу с приговором: «Мать-Земля, Отец-Небо, дайте нам отъ сей травы здравия»!

В садах, под корнем чернобыльника, отыскиваем Земляной уголь, исцеляющий чёрную немочь и падучую. И саму полынь носить подобает под мышками для предохранения от обаяния Нечистой

Силы.

7. Архилин-трава. Растёт оная при большой реке, срывать её должно через золотую иль серебряную гривну. А кто носит оную на себе, тот не убоится ни Чёрта, ни лиха человека. Смотри також о травах сиих и их иных названиях Травникъ. Еще собираем купаленку, медвежье ушко, мандрагору, белену, дурман, мак, коноплю, богатеньку, кою вешают на стену на имя человека и чей цвет завянет, тот и сильно заболеет иль умрёт

въ сей год.

Рожденный же въ сей день ищет тайное, неустанно исследует чудесное, настоящий чернокнижник изъ онаго выйдет.

25. Феврония-русальница.

С сего дня ожидается еще 40 жарких дней. Сегодня Русалки хороводы затевают, а поселяне купаются с опаской. А не то Русальница затеет игры, воду станет вить и въ водоворотъ

затянет.

А колдуны в сей день выжимают сокъ из терлич-травы. Цветок тирлича наводит злыя чары, съ лица смывает лета. Хорош сей

день для приворотов и вызовов.

Рождаются в сей день люди съ зеленоватым чарующим отблеском в глазах, к чарам способныя. И выпадает им держать ответ за все происшедшее в отсвете купальских огней.

26. Давид-земляничник.

Поспевает земляника. Кто хощет занять денег, тот должен положить травы земляники въ карман и смело идти къ родственнику — отказа не будет.

Идут за ягодой, пока еще роса не спала, ни свет ни заря. Собирают на чистую льняную тряпицу, разминают чуть и къ больному месту прикладывают оную. Меняй сию повязку, пока не затянется изъязвленное место. Ягоды ея от множества хворей помогают. Исцеляют при малокровии, лечат печень и боли в животе унимают, мочевой пузырь укрепляют.

28. Крапивное заговенье.

Крапивный холстъ иль выплетённое крапивное полотенце помогает от болей въ пояснице. Да непростое то дело — крапиву рвать голыми руками, ветки жгучия переплетать. Зато руки по нощам стонать не будут. Коли у кого боли въ суставах, то изойдут те боли. Крапива жгущая кровь молодит и чистит.

29. Петровки. Петров день.

утихает на Петровки соловей, а за оным смолкает и кукушка. Речное купание в сей день очищает от люводейных грехов. В сей же день рываки проводят свои овряды.

Сей день хорош для лювовной Магии, отворотов, заговоров от тоски. И девы сегодня делают оврядъ «Венчикъ врака» со 12 разными цветами. Девы приносят въ поле горшок смолы, солому, огонь и лавочки. Жгут костры и гуляют всю нощь. Совирают 12 цветов со 12 полей и под подушку на нощь кладут, произнося:

«12 цветов со 12 полей, 12 молодцев!

Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди»!

Во сне и привидится.

А кто в нощь на Петров день найдёт цветущий Петров крест, да корень вырвет, то корень сей и от напасти извавит, и приведёт къ заклятому кладу да покажет тот кладъ и из земли оный

достать поможет.

Рожденный въ сей день крепок как камень и твёрдо на земле

стоит.

Ярилина седмица.

Первая по пятидесятнице седмица, именуемая всесвятскою, является стародавними гульвищами въ честь Костромы и Ярилы (Яръ, Яровит иль Светлояръ) - покровителей земнаго плодородия во всех его многоразных проявлениях. Сию седмицу також нарецают Русалочьим заговеньем иль Ярилиной седмицей. Ярило, Богъ страсти-удали является молодым красавцем, красоты неписанной: во велой епанче сидит Онъ посадкою молодецкою на своём Белом Коне. На русых кудрях у Него красуется венокъ цветочный, во левой длани держит Онъ горсть

ржаных колосьев, а ноги Ярилы босы суть. Разъезжает Онъ по полям-нивам, рожь растит. Ярила — Представитель Силы могучей, удали богатырской, веселья молодецкаго да страсти молодой-разгарчивой. Всё, что передает животворному лету весна — всё сиё воплощено во Яриле. Взглянет Онъ на встречнаго

— тот без вина пьян, без хмеля хмелен. Встретится взором Ярило со девицею-красавицей — мигом ту въ жаръ бросит: так бы на шею кому и кинулась. А вокруг Него, по всему пути Онаго цветы цветут-зацветают, да что не шагъ — всё духовитей, всё ярче да цветистее. Вот и ждут Его дня как годоваго торжества.

Егда же приспеет, то убираються въ лучшее платье. Начинается праздник в среду и умножается чрез следующия дни, а воскресенье — самый пикъ, и уж в понедельник заканчивается.

Во святую нощь стучат бубны да барабаны, гудут трубы и гласъ сопелей слышен, а девам плясание, рукам плескание, ногам скакание, а опосля и свободныя похотныя утехи. Тут приветствуется самое свободное и разнузданное обращение полов. И естеству всему от того польза.

На Ярилиной седмице потому еще особно неотразимую силу имеют всевозможныя любовныя чары, заклинания да напитки — присухи на зазнобу да для разгару. А лихия люди, умышляющия злобу наворогов своих, вынимают во сии дни следы оных и порчу наводят. Потому как всё сиё во сии дни особно действенно.

Сенозарникъ. Грозникъ.

Рожденныя въ сей месяцъ жизненной крепостью отличаются.

2. Берегиня.

Въ сей день Берегиня оглядывает сенокосныя угодья по берегам рекъ, полнит травы целебными силами. Берегиня хранит родъ крестьянский, живущий по берегам рек от всех напастей, отъ недородов. Оная же бережет скотъ и рыбакам пособляет, оттого и чтят её оныя. Верной женой будет рожденная въ сей день.

6. Сысой.

Сысой — ходи по земле босой. Роса уздравляет и птицу, и зверя, и человека. Рожденному в сей день даётся мастерство кузнеца.

8. Зажинки. Прокопий-жатвенникъ.

На сей день является сама собой Камаха, краска червец. Камаха заносится ветрами на наши поля съ теплых стран, свивается в клубок и первому счастливцу, кий ей встренится, под ноги подкатывается. Находка Камахи предвещает счастливцу благополучие на целый годъ, во всём ему удача будет. Но достаётся оная тем токмо, кому на роду написано счастье.

10. Рясочникъ.

Ряска речная для русалок годна, оне облюбовывают её на платье себе. Зелёный цвет рожденному в сей день поможет пережить 7 бед. Но одному к заводи ему ходить опасно. Русалки въ сей день маются, любви просят, печали на людей навевают.

12. Прокл-великия росы.

На Прокла поле от росы промокло. И роса сия хороша для здравия. Знахари собирают её для врачевания. И сиё зело хорошее средствие от сглаза да порчи. Её припасай да со пришепты принимай. Проклова роса — сеногнойная и вредная въ обиходе. Рожденному в сей день обеспечена прочная да складная

жизнь на год, аще по росной траве он восыми ногами въ сей

день пройдёт.

15. Кирик и улита.

Не жни на Кирика и улиту — видения да мороки подведут. Полудницы над полем, кое жнут, летают, да мороками день путают. В сторону глянешь — и враз косой по ноге полоснёшь. От серпа подымешь голову — вроде что-то повлазнило рядом — резанёшь серпом по руке. В сей день повольше отдохни и посвяти

его созерцанию.

16. Афиноген.

Птицы задумываются, замолкают. И нам есть о чем покумекать. Жатва продолжается и первый сжатый снопъ нарицается именинником. С онаго и начинают осенью молотьву, а соломою из онаго корми вольную скотину, зерна его являются також целевными для людей и птиц. Первый сноп зажинает старшая въ семье женщина. Он украшается цветами, его вносят в дом с песнями и ставят во красный уголъ под навожницу. Несёт его в дом хозяин. Старухи перед жатвою завивают вороду Волосу и до сей вороды велесовой во всё жнитво не касается рука

жниц.

19. Мокрида.

В сей день делают мокрины: вавы дождь вызывают. Рожденную въ сей день именуют Мокриной, и оная въ засуху лювую легко дожди вызовет и водъ не воится. Аще же въ сей день ненастье вудет, тогда Мокрина из дома не выходит, не то и дождь за ней выйдет, и тогда уж вудет ни проехать, ни пройти. Зальёт поля и

огороды, начнутся недороды, холод да свирения будут глумиться над колосьями хлебными, от дома къ дому ходить.

Зато уж аще сегодня жара стоит, съ утра Мокрина одевает лучшее платье. И несут ей все со своих полей-огородов колос, дабы отнесла она его к воде. Мокрина колосок къ колоску складывает на белое полотно и последним кладёт колосок со своего надела, завязывает въ кошу-узелокъ.

А к полудню къ дому Мокрины сходятся бабы и девки, все празднично одетыя. Приходит и баба-ведунья, деревенская колдунья. И вот выходит Мокрина и къ реке идёт, бабы-ведуньи шаг повторяя. Оглянется Мокрина и та девка, на кою ея взгляд падёт, назначается сторожихой. А Мокрина въ красных бусах и платье синем к реке подходит. В правой руке несёт узел со ржаными и пшеничными колосками. Вот ведунья у воды останавливается. Мокрина развязывает узел и бросает в реку колоски. После сего Мокрина, оставив на берегу туфли и бусы,

входит въ воду речную да говорит:

«Расступись и сойдись вода,

Отступи, сухая беда,

От поля, отъ земельки вспаханной,

Отъ подворья, отъ хлебнаго корня».

По грудь Мокрина в воду окунается, выпрямляется. В воду она глядит: растёт ли в ней рожь, колосится ли пшеница? Аще вода подобна жар-птице, тогда бьёт по ней Мокрина, ловит её, топит. Се засуха красуется, не даёт урожаю жити. А егда не под силу Мокрине одной справиться съ жаром небесным, то входят в оду и все бабы с девками. Все в белых рубахах, одна Мокрина в платье синем. Бьют, хватают и ловят оне золотыя очертания в воде. Никто из мужиков и парней не должен в сиё время выходить к реке, глядеть на купание сиё. Вот сторожиха и

осматривается и коли усмотрит кого, то крикнет делающим мокрины. А уж те не упустят: изобьют ветвями ивы и в воду загонят любопытнаго мужика да утопят там. Таков законъ.

20. Перунъ.

Пришли громовыя дни. Перун грозен, Онъ суровый и карающий Богъ, но в то же время щедрый и наделяющий. Онъ могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил естества. Въ его распоряжении дожди, громъ, молонии, бури, и Онъ же

посылает на землю плодородие.

И въ сей день Нечистая Сила, опасаясь гнева Онаго, обращается во разных зверей — зайцев, лисиц, чёрных кошек и псов, волков и т. д. А посему въ сей день въ дома не пускают собак и кошек, дабы не навести на избу молонию. Сверх того, отъ сих Нечистиков въ домах вешают чертополох да полынь, через кою во дом приходит целебная мана. Заготавливают травы сии, как помнишь, во дни купальныя. Ими же и окуривай домъ. Кроши их на чистую безъ жира специальную сковородку и на огонь ставь, а как дымъ повалит, сними оную да все коморы окури въ доме.

В сей день ждут дождя и грома, аще ж вёдро будет, тогда пожары ожидай. Дождём же перуновым умывайся отъ всяких

вражьих чар, хвори навлекающих.

Просим Перуна не токмо о ниспослании дождей, но и о прекращении ливней. Къ нему же обращаемся съ прошением об охране воинов отъ ружейных ран, об удаче на охоте и при исцелении сибирской язвы, порчи, сглаза и иных хворей нечистых. А посему въ сей день все означенныя чародейства совершаются особно удачно. И не стоит сим пренебрегать: готовь сегодня обереги, наузы, амулеты, снадобья охотникам, ратному люду. Приготовь да убери в место укромное до нужды. В сей же день не работают в поле и скот не выгоняют. А тех, кто нарушает запрет равотать в сей день и скот пасти, разгневанный Перун может и покарать. Посвяти день хозяйству и созерцанию. Аще в сей день гроза, тогда изоврази на глине, дереве, воске иль картоне знакъ Перкуна и используй сию тамгу для вызова Бога. Годится оная и для лечения. Но такой вызов практикуют токмо зело сильныя колдуны, да при том желательно сиё делать не въ доме.

В сей праздникъ отверзаются волчьи норы и норы иных тварей, и все оныя вродят по лесам и лугам. Так что скотина, выпущенная на луга, вывает растерзана зверями и ужалена змеями. Нечистики поселяются и прячутся от Перуна в сих вестиях, но Громовикъ и тут их может узреть да поразить молонией, вместе с тем животным.

От удара Его огненных стрел иногда овразуются гремячия источники, овладающия волшевной силой и не замерзающия даже в студёную зимнюю пору. Праведныя люди старательно углувляют истоки таковых родников, завираючи прочным срувом и всячески оверегая их от засорения. Находимыя повлизости от оных громовыя стрелки являются целевными от разных волезней и порчи. Ими Перунъ Нечистиков повивает. Смотри о громовых

стрелках в Лапидарии.

Аще въ перунов день молония зажжёт изву, то туши оную не

водою, а молоком да сывороткой.

С сего дня вывают воровьиныя нощи, егда всю нощь ярко сверкают молонии да зарницы. Сегодня знахари и колдуны совирают змей и вытапливают их сало, кое весьма пригодно для чародейства, в частности для изготовления свещи колдовской.

Такия змеиныя свещи производят непостижимыя чудеса. Рожденный в сей день знает, как уверечься от грозовой стрелы. Ему открыты подземныя клады и знахарить спосовен.

22. Марья-искусница.

Сегодня по росе босым не ходи. В сей день роса тяжелая. Марья сама собирает росу да льны в ней вымачивает. Из таких льнов ведуньи прядут нити и ткут холст на рубахи Русалкам. Рожденная в сей день искусна и ведает как чудесное полотно

изготовить.

23. Трофим-бессонникъ.

В поля выходят Полудницы и вереницы оных водят хороводы с

сего дня до Силина дня.

26. Ермолай.

Осенния марева по травам идут, целебную мощь травам дают. утром прохлада росяная листья наполняет, пыль смывает, а въ полдень зелейники идут и обряды свои творят. И рождается в

травах и остаётся могучая тайна.

Рожденная в сей день по характеру суровая да молчаливая — ей

неразрешимое открывается.

27. Палей.

За травами ходят травники к заповедным лощинам, угорьям, полям да на болота. Рвут траву, говоря с нею и думая о цели сбора. Над одной травой причитают, над другой помалкивают, а третью съ приговором рвут. Корни растений набирают сегодня ману. Кто родился в сей день, знает тот тайны трав, открыта ему подземная водица от всяких недугов. Из него хороший

травник и знахарь получится.

30. Силин день.

В сей день ворожеи и знахари в большом почете. Сходятся къ оным сегодня поселяне. Хорош сей день для Ворожбы. услужливыя знахари снабжают посетителей разными снадобиями, спасающими коров отъ нападения ведьм. Но сии снадобья не всегда помогают: хитрыя ведьмы умеют их

отхаживать назад пятами.

В сей же день совершают чары, дабы во солдаты не забрили.

В сей же день ведьмы обмирают и ни чем оных не разбудить — ведогонь их далече отъ телес бродит. Дабы их пробудить, соломой пятки жгут обмершим. Ведь се есть день героев сказов ветхих, кои странствовали въ Подземныя Царствия. Ведьмы в сиё время молоком соседских коров опиваются. Ведьмы ведь суть известныя мастерицы задаивать соседских коров до смерти и делают оне сиё в эти дни.

Егда же ведьма обомрёт, то бывает, под ней аж земля трясётся, а во поле и округе все звери воют и от ворон на дворе отбою нет. Скот не идёт на дворъ и в избах всё не на месте стоит. Тогда-то и собираются поселяне, идут и находят обмершую, а нашедши жгут ей соломой пятки, дабы сиим пробудить её да съ лихом таким покончить. Иначе и не разбудишь ведьму. После такой процедуры ведьма никогда уже до коров соседских не дотрагиваются и молока оных не берёт.

Древними тайнами сокрыты знания ведунов, их поклонения травам и деревам, хоть Веда упорно и искореняется. Обряды, как поклониться траве, знания о том, по какой поре и в каковом одеянии пойти в чисто поле, какия слова сказать и ныне хранятся мудрыми в молчании.

На Силу — лопух берёт от земли силу и отдаёт её знающему человеку. Как токмо обсушит солнце листья, так и время лопуху

поклониться.

Рожденный в сей день наделён талантом къ делу ратному, легко

ему даётся воинское искусство.

Серпень.

2. Степан-сеновал.

На Степана поят лошадей через серевро — положив что-то серевряное въ воду. Искупавши лошадь ведут её къ студенцу, вросают въ воду мелкую серевряную монету и потом поят лошадь изъ шапки, где також монета лежит. Отъ сего лошадь довреет и не воится лиха глаза и приходит въ милость у Домового. Серевряную же монету верут из шапки да кладут скрытно ото всех, в конюшню подъ яслями. Такая монета часто переходит от отца к сыну. Бросая ж сию монету в студенец как

подношение говорят:

«Прими, Сила живая, водяная, моё подношение,

Давы теве зимушку спалось,

Давы не сохнуть теве и земной чистоты Во векъ не извывать. Так тому и вывать»!

Сегодня последний покосъ. Плетут венокъ изъ трав и цветов. Из 12 трав плетут тот венок: мята, пижма, ромонова трава, клевер, полынь и т. д. А плетут его всем семейством — вудет зиму висеть венок во красном куту да спасать от хворей домочадцев.

3. Антонина-вихриевка.

Антон-вихревей.

Допрос вихрей.

Совирают малину. На Антонину вихри — къ крутой зиме.

В сей день выходим на перекрёстокъ дорог допрашивать вихри о зиме. А для сего берём с собою нож да петуха чернаго. Выйдя на перекрёсток, сторожим вихрь и как токмо начинает виться на перекрёстке пыльная воронка, ворожей вонзает нож въ середину ея, держа за голову кричащаго петела. После сего и производится сам допрос летучаго духа полуденнаго и Вихорь отвечает на задаваемыя ему вопросы и всё предсказанное оным всегда съ точностью сбывается. А петелъ отдаётся ему въ даръ.

5. Евстигней-житникъ.

Заклинание жнив.

По завету прадедов заклинаем въ сей день Мать-Сыру-Землю отъ всякаго лиха да Нечисти. Заклинают жнивы, дабы там Нечистики не поселились. А сиё делают съ маслом конопляным, обращаясь къ Четырём. Для заклинания жнив выходи на утренней заре до солнца съ маслом. Обращаясь лицом на восток,

говори:

«Мать Сыра Земля! уйми ты всяку гадину нечистую отъ приворота, оборота и лихаго дела»!

А сказавши, полей немного масла на землю. Потом оборотись на

запад и говори:

«Мать Сыра Земля! Поглоти ты Нечистую Силу въ Бездны

кипучия, во смолу горючую»!

Снова полей землю маслом, и оборотись ликом на полдень да

говори тако:

«Мать Сыра Земля! утоли ты все ветры полуденныя со ненастьями, уйми пески сыпучия со метелями»!

Опять окропи маслом землю да повернись ликом на полнощь и

глаголи тако:

«Мать Сыра Земля! уйми ты ветры полунощныя со тучами,

содержи морозы со вьюгами»!

Вылей всё остальное масло. Делай сиё в центре жнивы. Сиё необходимо должно всяко лето исполнять.

Во время жатвы жнецы ищут Житную Матку — на одном стебле 12 колосьев. Оная еще глаголится спорыньёй. Нашедший сии колосья хранит их как зеницу ока весь годъ до посева. Их рассеивают первыми — получишь отъ них обильный урожай.

Рожденный же въ сей день суров да неразговорчив.

11. Козьи обереги.

В сей день козы часто изъ загона рвутся. Леший наведывается на козе прокатиться, вот и мечутся. Потому и ставят их въ хлеву да поют водой заговоренной отъ козьев переполохов. И рожденный в сей день нарекается заступником коз да овец,

врачевателем скотинки.

Сегодня по воздыхалищам ходят разныя призраки да диво дивное творится: слышен свист, вой и песни дивныя да Конь белый бегает. От тех свисту и песен люди глохнут. А Конь тот белый все могилки обегает, ко земле прислушивается, землю роет и воздыхает над покойниками. Нощью же над могилами и огни блудящия являются и на болото отправляются. Тут и некромантам работа. Хорош день для кладбищенских работ магических, да токмо для сильных некромагов.

13. Тихон. День Дзиванны.

Заговаривают от недобраго слова въ сенях, дабы зимния хранилища не гнили. Делай обереги по хозяйству, обходи дворъ и дом отъ пожаров. Посвяти день Ворожбе.

Рожденный будет хорошим хозяином.

Съ сего дня начинается молодое бабье лето и продолжается до Ивана постнаго. Праздник урожая. Поселяне варят пиво, колят барана, пекут пироги и собираются пиръ пировать. По завершении работ, жнеи катаются по ниве со словами:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.