Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





о сей книге. 22 страница



«Жнивка, жнивка,

Отдай мою силку,

На пестъ, на колотило,

На молотило да На кривое веретено,

На житё-бытиё»!

После сего последний, специально оставленный снопъ, именинный, наряжают въ сарафан и кокошникъ. С песнями выносят его во дворъ и ставят на стол, где он и стоит во весь обед. По приносу снопа на двор, одна изъ баб выходит съ веником и сечет снопъ со припевами.

Оставлять несжатым на поле небольшую горсть колосьев заповедано старой Традицией. Их перевязывают красной лентой

— завивают бороду — и приговаривают:

«Да будет и на другое лето урожай богатый!

Вейся, вейся борода, бородушка вейся,

А сусекъ наш наполняйся»!

Оставляя несколько несжатых колосьев, жни тем самым способствуют возврату и приросту Силы земной, коя была потрачена ею на выращивание урожая въ сиём году. И дабы усилить сиё действие, бороду украшают лентой красной, свивают въ венок, пригибают его къ земле и слегка присыпают

землёй, прикапывают. Под сии стевли кладут хлевъ съ солью, низко кланяются и скрепляют таковым приговором:

«Вот теве Батюшко ворода,

А ты уроди нам ржи, овса,

Ячменя да пшеницы!

Так тому и высть»!

Последний снопъ жнут молча и он пользуется осовным почетом. Затем его сохраняют въ красном углу до Новаго года.

16. Досевки.

Освящают новыя колодези. Чистят къ осени целевныя источники, водицу подземельную пьют. Овходят кругами колодцы да замыкают их на зиму, умываются и лечатся на чудотворных

родниках.

Въ сей же день ласточки летят въ Вырей, вереницею въ колодезь вросаются. Глядя на оных заговариваются отъ проклятий:

«Как ласточка слетит,

Так и проклятие слетит,

Не свудется, а въ Пекло канется!

Да вудет так и так да вудет»!

Рожденный въ сей день вудет хорошим копателем колодцев иль мастером дровосеком, что ведает свойства дерев, коих древесину ни гниль не возьмёт, ни червь не источит.

22. Агафонъ-огуменникъ.

Потехи Лешего.

Сего числа въ нощь Леший изъ лесу выходит и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Он на полях дурит, всё перевернуть норовит. Цепы гремят, огонёкъ теплится о сию нощь на гумне — Леший веселится. Потому и стараются сегодня на гумнах у леса уберечь снопы от сиих потех. Выходят на сиё дело мужики въ тулупе наизнанку и съ кочергой. Егда хозяин караулит своё гумно, то Леший не подходит къ загороди. Аще ж не оберегёшься, так и пропал: раскидает снопы на другое

гумно и поразвяжет их.

Остроголовый, мохнатый съ зачесом налево, но без бровей и ресниц, одне глаза зелёным горят, въ кафтане сером, что застегнут на правую сторону, подкрадётся Лесовикъ по лесной опушке къ гуменникам и набедокурит так, что после не разберёшься где чьё. Вот и идут мужики на нощное стояние, одевая тулуп шерстью вверх и обмотав главу платом. Придя на место кочергою обводят круг и садятся наземь въ оном на бережение гумна. Сиё место стороной обойдёт Леший.

Въ сей день не ложись почивать во лесу на тропе. Рожденный в сей день имеет в себе нечто от Лешего: засмеётся не в пору, разобидится на пустякъ, да родныя не замечают

причуд его за его беззлобность.

29. Иван-постный.

С поста не мрут, съ обжорства дохнут. Въ день сей постись: ничего мяснаго и молочнаго, однако едят грибы, ягоды и овощи въ разных видах и пекут съ оными пироги. Иван-полетовщикъ пришел, лето красное увёл. Травники коренья

копают. Проводы лета.

31. Куприянъ.

Бисовы огни на болотах скачут. Рожденный в сей день ведает все тайны болотных урочищ, жизнь трав болотных да заботы птичьи. Он въ трясину не угодит и огни болотныя ему нипочем.

*ОС6НЬ*

Хмурень, рюенъ.

Рожденныя въ сей месяц отмечены молчаливостью, любовью къ

одиночеству да тишине.

1. Семён-летопроводец.

Марфа.

Древняя Веда учит нас, что въ день сей обновляется небесный огонь, тот, что человеку путь указует. Дабы быти счастливым да удачливым на сей год, слейся съ огнём сегодня душами: сядь молча у огня и созерцай, пристально смотря открытыми глазами на огонь. Затем закрой глаза и стань сам огнём да жаром исполнись. А можно использовать дивление на огонь. Для сего делают так: разденься и 12 разин облейся из ковша холодной водой с головы. Оденься в чистую одёжу. Поставь на рабочий стол толстую красную (желтую) свечу, сядь перед ней прямо лицом на юг. Пристально созерцай пламя свещи и при сиём повторяй: «Именем Даждьбога, огненный миръ откройся»! Ровно дыши животом и, вдыхая, представляй, как воздух вместе со светом пламени, сам огонь, входит в тебя и направляй сей огненный вдох в чело, в полость Силы меж бровей. При должной тренировке ты вскоре достигнешь того, что огонёкъ свещи разрастётся и превратится въ одно бесконечное сияние, кое охватит всё твоё тело, станет горячо и ты сольёшься с огнём. Сиё можно выполнять и въ иныя дни. Как освоешь, так можно

практиковать токмо въ сей день.

Семенов день — праздник Белвога. Вся седмица съ 1-го по 8-е число месяца называется Семенскою. А съ летопроводца до Гурия (28 леденя) отводится время свадевным церемониям.

На Семёна хоронят мух, тараканов, влох и прочих домашних насекомых, давы оныя пропали и не водились вольше. Для сего делаем гровки изъ свеклы, репы иль моркови, въ кои и кладутся погреваемыя насекомыя. Затем оныя зарываются въ землю на

перекрёстке съ приговорами.

В сей же день опахивают поля отъ всяких напастей со стороны

Нечистиков и колдунов.

Сей же день хорош и для новоселья. Варится врага, пекутся пироги и целый день идёт пирушка. Но до прихода гостей соверши завещанный пращурами овряд: уходя на новое житьё, пригласи съ совой и стараго Хозяина, Дедушку Домового. Въ покидаемом жилище в последний разъ топится пещь. Старая вавка, остающаяся на прежнем пепелище одна, выгревает изъ пещки все угли во печурку. Въ полдень поспешно совирает она въ припасённый заранее горшокъ все непогасшия до сего времени углия, накрывает посудину скатертью и, овращаясь къ заднему

углу извы говорит:

«Милости просим, Дедушка,

Къ намъ на новое жильё»!

Затем уходит она на новый дворъ, где у распахнутых настежь ворот её и Гостя ожидают хозяева съ хлевом-солью. Подойдя к воротам старуха стучится въ верею и спрашивает:

- Рады ли хозяева Гостям?

Ожидающия на то отвещают:

-Милости просим, Дедушка къ нам, на новое место! Старуха идёт въ новую изву в сопровождении несущих хлев-соль и ставит горшок с углями на стол. Взяв скатерть, она трясёт ею по всем углам и высыпает угли в пещурку, где разжигается первый огонь. Горшок же, в коем принесён сюда был Домовой и жаръ стараго очага, разбивается и зарывается под передний угол новаго дома. После сего токмо и возможно есть хлеб-соль в новом доме. А первую нощь в доме проводит кошка. Сегодня же добре охотиться на зайцев и в сей же день выметается на берега изъ воды на зорьке утренней угорь-рыба и ходит-перескакивает по лугам на три версты по росе. А смывает-сбрасывает оная съ себя все свои лихия болести — на пагубу человекам. Посему-то и не советуют знахари выходить сегодня до спаду росы на берега рекъ и тех рыбъ ясти. Рожденный въ сей день будет знатцем обычаев и обрядов.

3. Домна.

Обереги отъ сглаза. Привешивают старыя лапти под клюками у крыш скотных дворов на лицевую сторону, дабы скотина велась и от глазу дурного. Тогда скотину сию никто не изурочит. А для оберега дома и живущих в оном старыя лапти в связке при входе в ворота к столбу иль около крыльца. Лихой человек ничего тогда во дворе не сглазит. Рожденная сегодня будет хозяйкой

отменной.

4. Луков день.

Мужики стога обходят, вилами тычут, дабы окопавшиеся тут трясуха да гнетуха скотине после вреда не учиняли. И на сеновале вилами орудуют. А кто осенней порой домъ рубит, тот вилами мох поворошить поспешает. И бывает при сиём застонет кто-то и неладно так станет, точно комъ лохматый от вил шарахнется да оком курячьим взглянет. То — Кумоха. Въ некази болотной оная съ охапкой травы-бесплодницы (подбелъ), во отопочках лягушачьих на пороге избы, на завалинке присядет. Всё вокруг оглянет. Изъ несусвети платье ея, а глаза суть огромадныя да цвету зелёнаго. Свои отрепочки Кумаха порасправит. Ждёт, кто кусъ хлеба подаст, кто водицы, примя за странницу. А оная, рукастая, въ ковше намутит, непросыхающую топь у порога вытомит. Человека же после закрутит, трясти станет, то холод то жаръ во его нутро прянет.

5. Кумоха. Захарий.

Гонят Кумоху изъ деревни. Кумоха во отрепьях ходит да лихо за собой водит. Съ лица оная худая, кожа сильно подёрнута. Любит мороку пускать, во чужое платье рядиться и въ зерцало смотреться, а уж более того — въ гладь речную. И как баба пойдёт на речку въ сей день, то и Кумоха отъ неё не отстанет. След в след ступает, а значит бабью леготу да силу перенимает. А как отразится баба в воде, так отражение её и согнёт Кумаха. Бельё баба выполоскала, а разогнуться и сил нет. Так едва и доберётся до своего крыльца. Тут уж знахаря надоть.

Вот потому и гонят сегодня Кумоху, баньку ввечеру топят да и хлещут берёзовым веником по согнутым спинам. Да и детей малых моют. И бегают ребятишки до крепких холодов без

обутки — всё нипочем. утром же сего дня дом отъ Кумохи очисти окуриванием да

словом волшебным:

«Волчьим лыком опояшу,

Пером ворона омашу,

Ступай задворьем,

Без огляда — коровьим загоньем!

Петров-батог на тебя держу.

Огненный шум! уж как въ твоих следочках-то Огонь займётся Да вросится неясытью,

Теве не уйти, Кумоха, за лощину,

Не стать кочкой Болотной трясиной.

Ступай восвояси, Кумоха,

Не гнети осинъ верха,

Не опихивай моё нутро, лихорадка,

Не овшастывай моей Быти, ломиха»!

Сей день удачен для ворожвы и вызова духов, для дивления, магических опытов, предсказаний и овучения. Рожденному въ сей день дома не достаёт, всё отъ деревни къ деревне его мотает. И не ладится его хозяйство и житие семейное. Зато опрокидня и Лешего он не увоится. Суть у него травы железныя отъ волка перехожего и управа на Лешего. Вот и нанимают его пастухом охотно. И сено он хорошее косит. Оставляет скотину отъ онаго всяка хворь и молоко превывает. Он же может скотину пропавшую легко овнаружить. Кумоха его не тронет, весплодница не зацелует — проку им от него нет. Вот он и может изъ дома Кумоху выгнать, одымив травами углы.

Для того его и зовут.

7. Луковыя посиделки.

уворка лука. Лукъ да ваня всё правят. Во время морового поветрия иль иных прилипчивых хворов нужно развесить въ комнатах связки луковиц. Тогда не проникнет зараза во жильё и воздух чист во покоях вудет. И во время скотскаго падежа нанизывают нить красную поволее луковиц да голов чесночных.

Такое ожерелье привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, дабы лихо их обошло. Испеченный лук къ нарыву и вереду приложи, а толченным съ шелухою волосы мой и туги будут.

Рожденный в сей день горько скажет, да верно врачует.

8. Оспожинки.

Как и в день весенняго равноденствия, въ сей день обновляется в избах огонь — старый гасится, а новый возжигают. убирают пчёл съ пасек. Въ сей же день ужи сушатся на дорогах.

Рано утром женщины выходят къ берегам рек, озёр да прудов встречать Матушку Осенину съ овсяным хлебом. Старшая женщина стоит съ хлебом, а молодыя вокруг неё песни поют. После сего хлебъ разламывают на куски по числу собравшихся и

кормят им скотъ домашний.

10. Рябинники.

Окна на зиму украшают рябиновыми гроздьями. Коли кого Нечисть мучит, сна не даёт, ко груди подступает и душит, тогда возьми ветку рябины, очерти ею вокруг онаго — и сгинет оная.

12. Змеиный день. Артамонъ.

На Артамона змеи уходят во леса и прячутся въ землю. Вереницей сегодня въ полдень ползут змеи по лесу. Потому и в лес осторожно ходить надо — Василиск прячет во глубокия ямы родъ змеиный. Нельзя обычному человеку видеть места, где

укрываются змеи.

А рожденный в сей день ведает тайны Василиска, Царя змеинаго, однако порой и подневолен и служит ему. Дабы иметь ему свою волю, едва онъ на свет появится, приносят краснаго петела, пение коего рушит власть тварей ползучих.

14. Капустницы. Воздвиженье.

Подвинулся белый свет, уступает сумеркам. Медведь готовится къ зимовке. Въ сей же день гады и другия пресмыкающиеся животныя уходят на зиму въ Вырий. Первой улетает въ обетованную страну и последней возвращается оттуда кукушка, оттого оная и глаголится ключницей Ирия. И ласточки улетают в земли ирийския. Змей и гадъ по земле не движется, обмирает иль по древам лезит в Ирий. Оттого поселяне въ лес сегодня не ходят. Но аще какая змея и ужалит кого сегодня, тогда въ наказание оная остаётся мёрзнуть. В сей день поселяне запирают ворота, двери и калитки, дабы змеи не заползли. Как соберутся змеи на зимовье въ одно место под землёю у своей Матери, то сползаются къ камню и остаются у онаго всю зиму до перваго грома весенняго, что и служит сигналом къ выползанию изъ чрева Земли.

Для ведьм и Нечисти всей се есть срочный день. Лешия сгоняют въ сей день в одно место всё подвластное им зверьё, делая ему смотръ перед наступающей зимой. Вот и не ходит люд во леса. Въ сей день не следует начинать никакого важнаго и значимаго дела, бо кончится полной неудачей оное. А рожденный в сей день

бывает художникъ одарённый.

15. Никита-гусепролет. Гусятник.

Гуси летят — зимушку на хвосте тащат. Праздник охотников на диких гусей. Ходят они по дворам съ пшеницей въ руках. Друзья охотники одаривают друг друга лучшими гусями. Съ сего дня дикия гуси улетают стадами на тёплыя моря.

Гуси всё лето живут под надзором Водяного Дедушки. Вот во сей день и задавриваем Водяного, вросая ему гуся вез головы, а голову онаго несём домой, для счету Домовика. Въ полнощь на верегу водоёма оторви голову гусю и врось в воду тушку. Водяной за такое подношение стережет гусей и никому не даёт их в овиду. Аще сего не сделать, тогда Онъ вудет мучить гусей иль изведёт их вовсе. Голову же гуся неси овратно на птичий двор, давы Домовой «не заметил» пропажи.

Рожденный в сей день птичник хороший вывает.

19. День пчельников.

Съ сего дня начинается пчелиная девятина (по 27 числа рюена).

что ни утро — ложку мёда полагается съедать и запивать тёплой водицей, тогда осенния хвори не страшны. Во сии дни надо желудку подсовлять. Славость одолевает. Рожденный въ сей день хорошим пчеловодом выйдет.

20. Астафий-ветрякъ. Праздник мельника.

Мельница есть строение нечистое, въ сговоре съ ветром и водой. Мельница в метели — се Станъ ведьм и сам мельникъ неразговорчив и въ сговоре съ Нечистиками состоит. Иначе и нельзя, не устоит мельница. Водяной свой оврокъ возьмёт.

А потому сегодня поселяне несут на мельницу своё подношение; завёрнутыя в тряпицу хлев, овощи и мёд.

Рожденный в сей день ладит съ ветрами и водой и хорошим

мельником может служить.

21. Заревницы. Кондрат да Игнат.

Кондрат со Игнатом помогают богатеть богатым. Се есть день заклинания, изобилия, богатства, плодородия и земледелия. Соответственно и чары таковые творим и Землю-Мать благодарим. Чары на рост и умножение чего-либо. Поднимается чуть свет большуха, въ пещь горящих угольев кидает да говорит: «Къ доброму хлебу, гори»! После на крыльцо выходит: в сей рани может подняться ветер-листобой. Он дерева обнажает, золу вырывает и размётывает по сорной траве на подворье, а может и съ лица девы красоту сорвать. Вот и заклинает она на крыльце ветеръ сей. Осиновой веткой, коя еще ввечеру была воткнута у крыльца хлестает оная наотмашь да

заклинает тако:

«Ветеръ — листобой!

Ты лети за седмь высоких лесов,

За седмь глубоких морей.

Не тронь следа моего, а съ лика — зори,

Подыми перо воронье,

Суховерть да верёвку-удавку,

Да отнеси ты назольное За седмь высоких лесов,

За седмь глубоких морей,

А то заступлю твои следы,

Поветочкой осиновой забью»!

Бросает горсть зерна, говоря: «Иди къ добрым людям»! И тогда

ветер-листобой тут зла не учинит.

22. Листопадная.

Дабы на скот, на избу ведьмы не напали, ставят по углам колья осиновы и къ верейному столбу кол таковой же привязывают, дабы в ворота не зашли оне да Нечистики. А колья те остро

заточены со обоих концов.

23. Оберегъ уголья пещнаго.

Славление пещников, пекут лепёшки. Съ сего дня солнце умирает, осеннее равноденствие. Сегодня травники напасают впрок корень одуванчика. Съ желчью справляется отвар корня сего и хорош при сахарной хвори. Полезен оный и коли мочевой пузырь

застужен.

Рожденный сегодня знает секреты глины и камня и будет

искусным печником.

24. Фёкла-заревница.

В сей день всё, что завяжешь — не развязать. Чары на завязки, путы, наузы и прочее. Також и для Ворожбы день удачный. Гадают девы поутру до света о суженом, руку просовывают въ

окно овинное. Да спрашивают:

«Овинный Домовой,

Батюшка заревой,

Не смейся, не лукавь,

Возьми оржаной калач и назначь:

Мне житьё-бытьё собирать ли?

Суженаго ждать ли»?

Коли никто не трогал руки девицы, не брал принесённый ею калач, то и сидеть оной во девках, мыкаться сей годъ у пещи. Аще холодная зыбь руки касается, тогда идти за беднаго. Аще ж тёплым да лохматым будет прикосновение Овинника, тогда

26. Иван-путник.

Делай сегодня овереги на путешествия и иныя чары на пути- дороги. Рожденный ж сегодня непоседой вудет, всё его куда-то

манит, покою не даёт.

27. Савватий-пчельникъ.

Конецъ пчелиной девятины. Пчел увирают въ омшанники на зимовье. Матка пчелиная ключи отъ лета уносит во далёкия

тёплыя края.

Рожденный въ сей день доврым пчельником станет, лювит порядокъ да чистоту въ доме и в жизни.

28. Харитонъ.

Молодыя тайно приносят пирогъ ведунье и кринку мёда, давы оная свадьву не расстроила и не пустила на вавье чрево пустоты. Рожденный в сей день вудет мастером по дереву.

30. Михаил и Григорий.

Перевирают сегодня постели, навивают матрасы новой соломой, а старую сжигают. Правилен сей овычай да весьма полезен, но ныне позавыт, а напрасно: за год вполне могли подкладъ сотворить вражины, а не овнаружится онаго, так за год там скопилися хвори. Вот от оных-то и оверегает сей свычай. Купают и детей изъ решета на пороге отъ призора и вудущих хворей. Хорош день для лечения, выливания воском, овкатки яйцом и свещой. Да и на воду молчальную лечение творим.

Для излечения порчи у детей нужно на заре утренней на реку сходить къ месту, где две реки встречаются. Тут сильна вода. Ну иль сходить на три разных водоёма, родника. Идти нужно молча, не отвечая на приветствия и не оглядываясь. Придя на место, почерпнуть воды трижды и тем же порядком вернуться домой. Дома вода со всех трёх источников собирается в одно место и затем ею умывают, трижды читая заговор:

«Встану, не благословясь, пойду, не перекрестясь; изъ избы не дверями, со двора не калиткой, не въ чистое поле, не под светлый месяцъ, не подъ часты мелки звёзды, не на утренней заре, не на вечерней. Пойду я, *Н*, съ озера на озеро, съ реки на реку, съ ключа на ключ. Въ тех озёрах и в реках и на ключах вода живая, текучая и палючая. Той водой обливаю и окропляю я, *Н*, пенья и колоды, сухия кочки и белыя камени; смываю и снимаю всякую нечистоту и щерботу. Еще же умою и окроплю и помазую сего младенца *Н* отъ худой худобы, отъ хворой хвороты, отъ лихой лихости, отъ матерней думы, отъ отцовских мыслей, отъ всякаго сглазу и призору, и озёпу и обаю, отъ всякага лихаго человека, отъ девки простоволоски, отъ бабы полоротки и отъ всякаго сустричнаго-поперечнага. Будьте вы, мои слова, крепки, в ключи и в замки, и во веки вековъ. Да будет так»!

Старухи в сей день жгут изношенныя за лето лапти.

Рожденный въ сей день нравом спокоен бывает.

Листопадъ, позимникъ.

1. Покровъ.

С сего дня начинают свадьбы играть, а Лешия перестают бродить по лесам, уступая заботу о лесах хмурым духам. И при

расставании со своей полной волей Они ломают немало деревьев, вырывают съ корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются скрозь землю до самой весны. А въ канунъ Покрова целый день воют Оныя, стараясь перекричать ветеръ. Въ сии дни поселяне опасаются в лес ходить, а то Леший натешится напоследок. А съ 1-га по четвёртое число все они на

зиму сокрываются.

Выпавший въ сей день снегъ является счастливым знамением для обрученных. Тогда девы говорят на порог выйдя:

«Батюшко Покровъ!

Покрой Сыру Землю И меня молоду»!

Заневестившиеся девы встречают приход дня съ утра на

крыльце таковыми словами:

«Батюшко Покровъ!

Покрой ты Мать-Сыру-Землю и меня молоду!

Бел снегъ землю покрывает:

Не меня ль, молоду, замуж снаряжает?

Батюшко Покровъ,

Покрой Землю снежком,

А меня женишком»!

Тогда течение года выходят наконец оне замуж.

Невесты також сегодня утром въ бане мыться сбираются. Бабка с утра приносит ключевую воду съ трёх разных мест и баню топит. Да поглядывают, дабы не шипели поленья и ровно горели.

Головёшки кочергой не околачивают, а то после и мужъ жену бить будет. Пропарив невесту бабка вытирает весь потъ съ неё чистым платомъ. Его следует добавить въ женихову чарку съ

пивом, выжав, давы пёкся он душой о ней.

Въ ване зашивает въ скатерть и пирог-ванник. Он замешан на чистой ржаной муке. На пирог вавка кладёт два калача, давы жизнь выла долга да крепка, соломку съ солью и миску съ двумя ложками. Давы наутро, после венчания, егда молодых в ваню спроводят, расшила жена скатерку, разостлала и отведала вы съ мужем хлева-соли. На все сии овряды зовут знахарку, что вкруг вани ходит, не давая Нечистикам заступить дорогу изъ вани. Может на пагуву невесте колдун вросить под ноги высушенное волчье сердце. И сиё колдовство, аще знахарка зло не отведёт,

подкосит невесту, иссушит.

Или же может колдун еще взять волос у вдовца, у вдовицы, да у вавы гулящей, да гнилушку отъ сухого дерева. Всё сиё онъ заворачивает во тряпицу отъ рувахи вавы весплодной (вездетной), наговаривает да и вросит тайно у крыльца невесты сей пагувный узелокъ. Тогда уж свадьва расстроится и невеста попорчена вудет, и не сможет родить, да гулящей сама станет. Делают сиё по заказу прежнего парня, а иногда и родителей.

2. Куприян и устинья.

Чары против злого очарования, навождений, злых духов. Рожденныя же в сей день защищены от чаръ и волшевства и сами они от злого очарования спасают других и ведают кто зло наводит. Хранители семейнаго очага суть.

3. Денисъ.

Денис — лихого глаза верегись. Лютуют осенния Лихоманки. Ходят съ сего дня оныя по земле, сами мучаются и людей мучат. Могут оне завраться под одежду человеку, овернуться соринкой и въ глаз залететь. Осенния Лихоманки суть: Ломиха, Огниха,

Трясовница, Желтяница, Бессонница и Лихоманка. Живут оныя въ болотах и летают к жилью людскому, устали не ведают, сладострастныя. Целуют на холоде — заводят за гнилыя углы, обвивают холодными руками, приникают жарко ко устам. Аще ж кто осиновую кору при себе носит иль другия обереги отъ оных, тогда покружат-покружат оне возле да и отступятся от того человека. Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги. Не любят оныя осины, вот и носят съ собой кору иль сучок осинов. Дабы избавиться отъ сглаза в сей день берут немного соли (особно живой), кладут её во смолу и говорят:

«Во имя Боговъ светлых,

Стает *Н* во сегодняшний денёкъ,

Как смоливой пенёкъ.

Кругъ *Н* каменна ограда и железный тынъ.

Чёрному, черемному соль въ глазъ,

Завидушному, загребушному смолы въ глазъ.

Слово крепко, как сказано, так и да будет».

Рожденный въ сей день — врачеватель и травникъ.

4. Ерофей.

Лешия буянят, во лесах дурят, хохочут, в ладоши хлопают, кричат, ломают деревья и поселяне сегодня въ лесъ не ходят. Всю нощь на Ерофея и весь сей день Лешия безобразят, а къ утру после пения первых петухов проваливаются на зиму в землю, въ Царство Тёмное. Проваливаются и тянут за собою птицу, зверька, лист иль заблудшего человека — всё что под руку попадёт — дабы не одному быть.

Спереди и сзади Лешего ветра вихрем ходят, следы заметают, потому никто и не видит их следов. Вообще, Леший — мастеръ морочить, по лесу водить. Кого Леший обойдёт, надо обувь съ ног снять да в оной стельки с пятки на носок перестелить. Задобрить Лешего дабы, положи краюшку хлеба съ солью на пень, а коли вино съ собою есть — его преподнести, больно Он до вина охотникъ. Вот заговор-оберегъ отъ Лешего:

«Хожу по лескам, по кустам, по мхам,

По льнодёрам, по гнилицам,

По черницам, по малинам.

Куда ль не хожу - Никогда не блужу.

Солнце — по солнцу,

Луна — по Луне.

При частых звёздах,

При вечерних зорях,

Хожу — не блужу.

А тебе, Лесной Хозяин, покорность отдаю,

От меня, *Н*, отшатнись,

В берёзу обернись»!

В сей день лес видит, а поле слышит. Сегодня ведут колдовство лихое и заклинают, дабы обошло кого счастье. При сиём оглядываются на лес и говорят: «На сухой лес помянуто будет»! Рожденный сегодня — отъ Лешего: сила у него от Онаго, глаза желтыя съ прозеленью и волосы путаются. Характером прост и никогда не лжёт. Сам не в себе порой. Часто и ходит в прискок и след у него рассеянный, словно сметённый чуть ветром. Пошутить, повеселиться горазд. Лес любит, лесныя тропы знает,

угодья, где звери и птицы живут.

12. Провъ.

В сей день гадают по звёздам о погоде и урожае. Сей день хорош для изучения Звёздной Веды, Посвящения, Ворожвы, дивления, вызова Богов и духов, перемещений по звёздам и овщения съ

овитателями оных.

В сей же день можно шестом до звезды достать, совком звёздной россыпи почерпнуть. Свою звезду, коль остыла оная и холод внутре и жизнь тесна, ты можешь подогреть её. Для сего возьми шестъ, овмотай ветошью и в полнощь ту ветошь подожги, встав въ начертанный в чистом поле круг. При сиём

начитывай таковыя слова:

«Отступи отъ меня Вой да морокъ.

Выйди изъ меня сухота сухотучая, маета нечистая.

По руслу Огня войди въ меня, сила невесная.

Нить серевряную звезды оврати,

Родиха-Мать, въ силу красную да текучую И въ меня пролей!

По руслу Огня сила въ меня. Да вудет так».

Сиё осовно нужно тем, кто въ сей день родился. Сиё оверегает

житие да сил привавляет.

Яркия звёзды сегодня увидишь, так мороз предвещают оныя, а тусклыя — къ оттепели. Сильное мерцание звёзд синими оттенками — к снегопаду. А много ярких звёзд предвещают

урожай гороха.

Рожденный въ сей день вудет сторожем невесным, ведуном календаря, Хранителем дней, звездоловом доврым.

13. Банное овиходье.

В сей день лечи въ ване и выгоняй изъ вольных падучую. удачное время для знахарства и зелейничества. И рожденный въ

сей день знахарем-зелейщиком иль баньщиком станет.

14. Параскева-грязниха.

Бабьи хлопоты и гадания. Параскева Пятница — пособница бабьих дел, и многим являлась она въ жакете, подвязанном куделью, бабья Заступница, пряжи Мастерица. Высокая она, худая съ длинными распущенными волосами. За нарушение запретов, связанных съ пятницами и с пряжей Параскея сурово наказывает. Въ пятницу нельзя прясть, но шить можно. Рожденной въ сей день дано трудиться немало, дабы счастье

своё увидать.

18. Лука.

Хорош день сей для целительства и изготовления обрядовых предметов Силы, оберегов да талисманов. Гниль да хилость из людей выводить, ворогушу-гнетуницу прочь гнати. А рожденный во сей день станет знахарем иль мастером художества, золотыя руки у онаго. Богов не сеют, не орут — их люди малюют.

19. Дамианъ. Сорочий праздникъ.

Курьи именины.

Сегодня Домовой баламутит, гривы по нощам у коней заплетает, покой кобылъ рушит. И потому следует сегодня требу совершить. Приносим въ жертву кочета, главу ему отрубая. Конюхи сверх того приносят ему каши горшокъ да съ мёдом. Коням отдых. Оставляем Домовому кусокъ хлеба на соломе да деревянной ложкой каши почерпнём. Следит Домовой, как мы обычаи старины почитаем, как соблюдаем заветы Веды старой. Сегодня же, сидя на помеле, сараи трижды обегают, да чтоб

никто не видел. Тако оберег творим.

Рожденный въ сей день отличается болтливостью и суетлив.

20. Артемий. Садокъ.

удобен сей день для лечения грызей и для оберегов да откупов отъ смерти напрасной. На защиту рожденнаго въ сей день встаёт мати зверям — Волчица. И близок сей человек по духу и силе лесу да зверям со птахами. Волчий корень ему покорен. Лесъ и звери помогают такому все невзгоды преодолеть. Мати всем зверям — Волчиха бережет онаго.

22. Зимотворница.

Скачет Морозко по ельничкам, по берёзкам, въ гости идёт. Сегодня можно у Морозко красы выпросить. Аще дева какая ликом не вышла, тогда до восхода солнца пусть встанет и къ роще бежит. Да надобно тут листъ найти, что на берёзе низехонько висит да въ иней обёрнут. Сей листъ подобен зерцалу. Вот въ сей листъ и надоть глядеться пока О не встанет, и вся неказистость съ лика сойдёт. А листъ тот сжечь.

23. Яковъ. Закармливание Земли.

Разламывай кусокъ пирога и раскидай по полю. А коль знаешь, так и другия требы и жертвы Земле-Мати твори. Тогда на следующий год Земля одарит тебя своими дарами щедро. И

всякому, да не как Якову.

24. Светецъ.

Рожденный въ сей день будет искусным кузнецом иль



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.