|
|||
Лекция «Причины детской агрессивности»Стр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция «Причины детской агрессивности»
Цель: помочь родителям найти пути предотвращения и преодоления агрессивного поведения ребенка.
«Агрессия и агрессивность. Причины возникновения детской агрессии» «Агрессия (от латинского agressio – нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь, 1997). Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем, и вербальная, и невербальная провокация могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.д.). В чем же разница: агрессия и агрессивность? Агрессия – это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному». Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессия – это действие, агрессивность – готовность к совершению таких действий. Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Кроме того, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека (напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности). Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности. А. Басс и А. Дарки выделяет 5 видов агрессии (см. таблицу, приложение 2). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы. Например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует также непосредственная связь между проявлением детской агрессии и стилями воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто испытывают агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, необходимо больше внимания уделять свои детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность». Обсуждение вопроса:Какие чувства, эмоции могут спровоцировать агрессию со стороны любого человека? (Обида, ненависть, злость и т.д.) «Поговорим более подробно о такой эмоции как злость. Злость: детская, взрослая. В чем отличие детской злости от взрослой? Небольшая, но есть. Взрослым злиться можно: на соседа, на ситуацию на дороге, на ситуацию в стране, на дождь за окном и т.д. Но практически нет ситуаций, в которых бы детская злость была принята взрослыми как само собой разумеющийся отклик. «Злиться нельзя!» - эту аксиому передают из поколения в поколение, а зла в мире не становится меньше. Просто потому, что невыраженная злость остается злостью и никуда не уходит. Важно помнить, что если разобрать злость на составляющие, понять ее природу, то окажется, что злость – это всего лишь энергия, причем большая энергия. И если человека или ребенка лишить возможности ее испытывать, то важно осознавать, что мы лишаем его возможности пользоваться огромной энергией. Она блокируется где-то в организме, «отрываясь» на внутренних органах ребенка, разнося его иногда в буквальном смысле в клочья. Часто именно подавленная злость становится причиной депрессии, агрессии. У ребенка или взрослого уходят все силы на удерживание злости внутри, его энергообмен нарушается, злость утрамбовывается, ложась ненужной тяжестью. Желание пропадают, свет тускнет, жизнь становится обузой. Кроме того, злость – это еще просто реакция: «Реакция на не то». Мы злимся, когда происходит что-то, чего мы не ожидали, к чему не были готовы, что не соответствует нашим представлениям. Мы злимся, когда происходит нечто, что виделось нам совсем другим, когда не выполняются наши желания, когда пропадает безопасность и возникает необходимость защитить себя или кого-то. Почему же нам, взрослым, так трудно переносить именно детскую злость? Мне кажется, потому, что в нашем представлении ребенок просто не должен злиться. Ведь это говорит о том, что: -он не воспитан (то есть не умеет отказываться от своих желаний) – стыд и вина родителей; -не любит своих родителей (чаще всего – полный абсурд) – вина и тревога; -не желает подчиняться (имеет свое мнение) – тревога и стыд; -не уважает окружающих (ему важнее выразить собственные чувства) – снова стыд и вина. Агрессия, запертая внутри, часто превращается в аутоагрессию. Т.е. ребенок как бы начинает злиться на самого себя. Он начинает разрушать себя самыми разными способами: то насажает себе синяков, то порежет палец, сломает ногу, разобьет лоб. Или начинает болеть всеми болезнями по очереди, особенно часто аллергиями, бронхитами, астмой, гастритом, простудами. Крайний случай аутоагрессии – суицид, самоубийство. Удивительно, но факт – у накопленной злости нет «срока давности»: сколько бы лет назад вас не разозлили или обидели, знайте- ваша «неотреагированная» злость еще там, внутри вас, в каком – то вашем внутреннем ящичке, особенно если вы не смогли тогда отозлиться как следует. Нам родителям, важно понимать простую мысль: дети в глубине души хотят быть хорошими, они не хотят быть плохими. В ребенке, каким бы он ни был, не может быть сосредоточение мирового зла. Ребенок добр и мудр по своей природе. Он может быть больным, но злым по своей природе – нет. А вот злиться он может. Имеет право, поскольку он – тоже человек, только маленький. «Ошибочные» представления о гневе: 1. Злиться нехорошо. 2. Гнев - пустая трата времени и энергии. 3. Хорошие, славные люди никогда не сердятся. 4. Когда мы злимся, мы теряем над собой контроль и становимся сумасшедшими. 5. Если мы сердимся на кого-нибудь, мы теряем этого человека. 6. Другие люди не должны злиться на нас. 7. Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что-то неправильно. 8. Если другие злятся на нас, это происходит из-за нас, и мы отвечаем за нормализацию этих чувств. 9. Если мы злимся на кого-то, это происходит из-за него, и он отвечает за нормализацию наших чувств. 10.Если мы злимся на кого-то, нашим отношениям конец, и этот человек должен уйти. 11. Если мы злимся на кого-то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас так переживать. 12. Если мы злимся на кого-то, он должен изменить свое поведение так, чтобы мы перестали на него злиться. 13. Если мы в гневе, нам нужно кого-нибудь ударить или что-нибудь сломать. 14. Если мы в гневе, нам нужно закричать. 15. Если мы злимся на кого-то, это значит, что мы его больше не любим. 16. Если кто-то злится на нас, это значит, что он больше не любит нас. 17. Гнев - нездоровая эмоция. 18. Злиться можно только тогда, когда мы можем оправдать свои чувства».
|
|||
|