|
|||
Хакасы. Заключение ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Хакасы Хакасы – тюркоязычный народ. Этнографы выделяют четыре его субъэтнические группы: качинцы (хааш, хаас), койбалы (хойбал), сагайцы (сагай) и кызыльцы (хызыл). Правда, в численном соотношении ни о каком паритете между субэтносами речи не идет: преобладают качинцы, вобравшие в себя почти все другие группы. Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи[2]. Издревле исповедовавшие шаманизм, в XIX веке хакасы были крещены в православие. Но отголоски старых верований сохранились по сей день: и сейчас в сложных жизненных ситуациях к шаманам хакасы обращаются чаще, чем к христианским священникам. Скотоводство – традиционное занятие хакасов. Любимые виды животных этого народа – овцы, лошади, крупный рогатый скот. Отсюда принятое обозначение – "трёхстадный народ"[2]. Помимо скотоводства, хакасы занимались собирательством: местная тайга богата грибами, ягодами и лекарственными растениями. Тесное взаимодействие с русскими побудило хакасов взяться и за земледелие. Уже к середине восемнадцатого столетия местные жители активно выращивали сельскохозяйственные культуры: рожь, овес, ячмень, пшеницу, горох, морковь, капусту, репу, чеснок и огурцы[2]. Осенью женщины выделывали овчину. Домашние ремесла являлись важным дополнением в хозяйстве хакасского аала. Осенью женщины выделывали овчину. Весной из овечьей шерсти изготовляли войлоки (киис). Для изготовления волосяных арканов использовали гриву и хвост лошади. Помимо арканов, из мягкого волоса гривы делали поводья для коня, вожжи, чиле для телят, петли на зверьков и т.д. Волосяными нитками сшивали бересту, туеса, прошивали войлок и т.д. Хакасы знали ткачество. Хакасский ткацкий станок (сохчан тубел) по своей конструкции относился к станкам горизонтального типа, с одной нитченкой и основоразделителем, приводимым в движение руками. Считались искусными плавильщиками железа. У хакасов существовало ювелирное ремесло. Ценились изделия из серебра[2].
Заключение В Алтайской республике численность коренного населения составляет менее половины всего населения республики, в то время как в Туве основное население представлено тувинцами. Это можно объяснить, в первую очередь тем, что алтайский этнос намного сильнее подвергся ассимиляционным процессам, нежели тувинцы и поэтому быстрее утрачивают культурные особенности, язык и т.д. Еще одна причина раскола алтайского общества заключается в проблеме этноконфессиональной принадлежности. В республике идет жестокая борьба за культурное пространство. Одни стремятся сохранить свою истинную народную веру — «Белую веру», и с неодобрением относятся к тем, кто «переходит» в другие религиозные системы. Другие доказывают, что буддизм также можно признать традиционной религией алтайцев. Третьи относят себя к последователям шаманизма. Тувинцы же в качестве своей традиционной религии единогласно принимают как буддизм, так и шаманизм. Уже не раз исследователями разных областей отмечалось уникальное по своей гармоничности сочетание этих двух систем. Тувинский этнос в сравнении с алтайцами более монолитен. В настоящее время тувинцы представляют собой цельное этническое образование с сильным национальным самосознанием. И на данном этапе их этнокультурного развития отказ от ценностно-смысловых основ своей культуры им не грозит. В Кош-Агачинском районе, где компактно вот уже два столетия проживают казахи, успешно развивается ислам. Поскольку религиозный фактор является ядром для сохранения их в качестве целостной этнической группы. Они не смешиваются с титульным населением и не учат алтайский язык. Держаться закрытой группой, сохраняют тесную связь с основным этническим массивом в Казахстане. В настоящее время украинцы практически полностью ассимилировались с русским населением, плохо знают или вовсе не знают свой родной язык, но, тем не менее, продолжают соблюдать свои обычаи и традиции.
Список литературы: 1. https://geographyofrussia.com/altajcy/ 2.https://www.fergananews.com/articles/4703 4.https://travelask.ru/articles/tuvintsy-gorlovoe-penie-sumo-i-solenyy-chay 5.Республика Алтай: крат. энцикл. / [НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова и др. ; гл. ред. А. С. Суразаков]. — Новосибирск: АРТА, 2010. 6.Шайдуров В.Н. Особенности экономической жизни украинских крестьян в Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ в.//История повседеневности №12. 2017
|
|||
|