Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Народы Алтая и Тувы. Доклад. Население республики Алтай



 

                      Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

"Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева"

Социально-гуманитарный институт

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории, международных отношений и документоведения

 

                                   Народы Алтая и Тувы

                  Доклад

студента IV курса, гр. 5401-460301D

                                               исторического факультета

                           Писарева А.И.

                     Проверил:

                       Тюрин В.А.

 

                                                 САМАРА

                                                    2020

 

                          

                    Население республики Алтай

   Значительную часть населения республики Алтай согласно переписи 2010 года составляют русские- 114 802 (56,6 %), коренное населения (алтайцы)- 68 814 (33,9 %), затем по численности идут казахи- 12 524 (6,2 %), выделившиеся из алтайского этноса кумандинцы- 1 062 (0,5 %),    украинцы-1010,   немцы -700[3].

                               История и расселение алтайцев

  Этнографы и исследователи разделяют алтайцев не северных и южных. Сам термин «алтайцы» произошел от названия одного из крупнейших племен «алтай-кижи», что буквально переводилось как «люди Алтая».
   Северных алтайцев вплоть до начала ХХ в. называли «черновыми татарами». К ним относились племена тубаларов (проживали на левом берегу р. Бия и северо-западном побережье Телецкого озера), челканцев, или лебединцев (проживали в бассейне р. Лебедь), кумандинцев (проживали по среднему течению р. Бия). Официально кумандинцы и кумандинский язык признаны отдельными народом и языком. Однако этнографы согласно новой классификации склоняются к отнесению их в состав алтайцев (северно-алтайцев) и северно-алтайского языка (как кумандинское наречие) соответственно. С 1990 года признали самостоятельным этносом[1].

   Южных алтайцев называли калмыками белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими, алтай-кижи, теленгитами, телесами (проживали в бассейне р. Катунь и ее притоков). Северные алтайцы произошли в результате исторического взаимодействия древнетюркских, монгольских, кетских, самодийских и, возможно, угорских племен. Этническое ядро южных алтайцев составили племена теле и тюгю, основатели Древнетюркского и Уйгурского каганатов[1].

    В ХIII в. тюрки вошли в контакт с монгольскими племенами и постепенно ассимилировали их, что наложило отпечаток на антропологический облик и культуру алтайцев. На рубеже XIX и XX в. северные и южные алтайцы представляли собой единый этнический массив. Язык и культура алтайцев были близки к языку и культуре народов Южной Сибири, а именно хакасов, шорцев и сибирских татар. В 1922 г. была образована Горно-Алтайская автономная область (до 1948 г. называлась Ойротская автономная область), в 1991 г. – Горно-Алтайская Республика (с 1992 г. – Республика Алтай). В настоящее время алтайцы находятся на завершающей стадии формирования в качестве культурной целостности[1].
                                          

                                  Религия

     Русская православная церковь обращала алтайцев в православие и стремилась к усилению своего влияния в населённых ими районах. Алтайцы усвоили православные праздники (Крещение, Пасху, Троицу), некоторые обычаи, характерные для народной православной культуры.

   Однако древние верования и обряды отступали очень медленно. На традиционные верования алтайцев оказали влияние не только      православие, но и буддизм.

  В начале XX века среди алтайцев начал распространяться бурханизм (от заимствованного у монголов слова «бурхан» — будда), разновидность шаманизма в сочетании с элементами христианства и тибето-монгольского буддизма. По данным опроса, проведенного в 2008 году Институтом алтаистики, среди верующих этнических алтайцев бурханисты составляли 81 %, православные христиане — 10,7 %, шаманисты — 5,3 %, буддисты — 2,2 %[4].

                           Хозяйство и промыслы

      Большое значение для северных алтайцев имела охота, в первую очередь, на копытных, а с приходом русских — и на пушных зверей, с целью уплаты ясака и на продажу. С падением численности соболя ведущее место заняла белка. Кроме того, занимались рыболовством и собирательством. Из рыб особенно ценились ленок, омуль, сиг. Первоочередными продуктами собирательства были кедровые орехи, ягоды, съедобный папоротник (колба), различные коренья, а также дикая конопля для изготовления холста[1].     

   Землю обрабатывали мотыгами, выращивали в основном ячмень. Посевы иногда пропалывали, урожай собирали вручную, вместо молотьбы зерно обжигали[1].

   Северные алтайцы издавна занимались кузнечным делом, была развита надомная металлургия. Из металлов изготавливали прежде всего предметы вооружения, сбываемые соседним народам, что вызывало нарекания царской администрации. В связи с бурным развитием промышленной металлургии в регионе к концу ХVIII в. этот промысел окончательно угас[1]. Женщины занимались ткацким ремеслом, шили одежду и обувь. Северные алтайцы занимались отгонным скотоводством, разводили, в первую очередь, овец и лошадей, иногда крупный рогатый скот[1].

 Южные алтайцы занимались полукочевым скотоводством, разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, охотились в горной тайге и степи. Примитивное мотыжное земледелие имело подсобный характер, рыболовством южные алтайцы занимались мало[1].
   Современное состояние алтайцев Алтайцы населяют районы Горного Алтая и частично Кузнецкого Алатау. По переписи населения 2010 г., в Российской Федерации проживало более 68 тысяч алтайцев, кумандийцы были посчитаны отдельно -1062 человека.

Почти половина из них занята в сельском хозяйстве, около 10% — в промышленности. Среди алтайцев сохраняется достаточно высокий уровень естественного прироста, несмотря на определенное снижение в последние годы. Среди алтайцев относительно невелика прослойка лиц имеющих высшее образование (около 10%). Доля лиц, считающих родным язык другой национальности, достаточно велика и медленно, но непрерывно увеличивается. Этот процесс связан с особенностями расселения алтайцев. В сельской местности алтайцы проживают в основном в однонациональных поселениях. Во второй половине ХХ в. формируются национально-смешанные населенные пункты, в основном, за счет притока алтайцев в русские поселения и одновременно с этим оттока русских в другие регионы. Отток алтайцев в города вызывался кризисом животноводческого хозяйства Горного Алтая.
   Помимо высокого естественного прироста и ограниченности естественных ресурсов (пастбищ), развитию кризиса традиционного хозяйства способствовали административно-командные методы руководства. Наиболее губительным для хозяйства оказались хозяйственные реформы начала 60-х годов, связанные с укрупнением населенных пунктов, изменением поголовья скота, превращением колхозов в совхозы и т.д. В отличие от ряда других этносов Сибири, например, родственных им по языку и культуре хакасов, возможность «первичной урбанизации» для алтайцев в значительной степени ограничена удаленностью от крупных городов Сибири. Горно-Алтайск, при нынешней структуре народного хозяйства республики, также практически не может быть полноценным центром урбанизации[5].

                            



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.