|
|||
Барыня. Камаринская. Цыганочка ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Барыня Плясовой наигрыш, дуэт балалаечников Камаринская плясовой наигрыш на балалайке Цыганочка пляска «под язык»
В плясовых также используются ритмические контрасты и прием ускорения музыкальной декламации вдвое: «По улице мостовой». В произведениях русской классической музыки одно из видных мест занимают хороводные действа и напевы хороводных и плясовых песен. Среди них – хоры «Заплетися, плетень» (хороводная), «Как на горе мы пиво варили» (плясовая) в опере «Русалка» А. С. Даргомыжского; «Ай, во поле липенька» и «Просо» в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Иногда, используя мелодии хороводных, композиторы коренным образом переосмысливают их образное содержание. Так, в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» насмешливая «Заиграй, моя волынка» звучит в средней части хора «Расходилась, разгулялась» (со словами «Ой ты, сила, силушка») в сцене под Кромами. Здесь она становится выражением стихийной силы народного бунта. Мелодия хороводной «Во поле береза стояла» из финала Симфонии №4 П.И. Чайковского наполнена интонациями боли и страдания. У русских классиков звучат и плясовые песни, например, в симфонической фантазии «Камаринская» М.И. Глинки; в опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова на жанре плясовой основан инструментальный эпизод «Пляска скоморохов»; в вокальном цикле М.П. Мусоргского «Песни и пляски смерти» №2 носит называние «Трепак». Хороводные и плясовые привлекали собирателей народных песен, начиная с 18 века (И. Прач, И. Рупин, Д. Кашин). Они встречаются в сборниках М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, фольклористов XX века.
|
|||
|