|
|||
Плясовые песниПлясовые песни Плясовые песни – еще один массово распространенный жанр, связанный с движением. Известен еще с докиевской поры. Русская народная хореография характеризуется богатством и разнообразием движений, танцевального шага, поступи, жестов, фигур. В подвижных и стремительных мужских плясках вприсядку, с подскоком выражаются такие национальные качества русского характера, как сила, мужество, удальство и горделивое сознание собственного достоинства. Женской и девичьей пляске присущи степенность, строгость, сдержанность. В ней использовались такие движения, как плавное скольжение на мелком шаге, иногда припрыжкой на месте. На Севере женщина «плывет лебёдушкой», чуть заметно переступая с ноги на ногу или скользит, не отнимая ног от пола. В то же время в отдельных местностях использовались мелкие дроби. Большое значение имеет мимика и пластика рук, которая подчеркивает грациозную женственность и горделивую и строгую манеру держаться. В пляске участвует ограниченное по сравнению с хороводом число танцоров. Она может быть сольной, чаще всего – парным состязанием в мастерстве или совместным взаимодействием мужчины и женщины. Если плясать выходят несколько человек, то они все равно ведут себя, как солисты, не обращая внимание на других, либо создавая пары, которые легко распадаются и создаются новые. Каждый участник стремится продемонстрировать свою изобретательность, предлагая зрителям все новые и новые элементы – «колена» или «коленца». Подобно хороводу, пляска сопровождается звучанием песни в исполнении хора или небольшого ансамбля духовых и струнных инструментов, а со 2-й половины 19 века – гармоники. В случае отсутствия инструментов их заменяло голосовое подражание инструментальным звучаниям (так называемая пляска «под язык»). К наиболее ранним по происхождению пляскам относится «Барыня», «Камаринская», почти утраченный «Трепак». Позднее, по-видимому родилась «Цыганочка», возникшая под влиянием цыганской пляски, распространившейся в России с конца XVIII столетия. Тематика и стилистика плясовых напевов. Формулы плясовых песен. Наиболее характерные ритмические формулы в песнях «Камаринская», «Ах вы, сени». Образцы песен с этим ритмом. Для русских плясок характерна формульность напевов. Среди них встречаются 2 основных вида со следующими ритмическими рисунками: 1. I П I П («Барыня») восьмая – две шестнадцатых 2. ГП ГП («Я на камушке сижу») две шестнадцатых – восьмая Иногда оба вида пляски объединяются ГП ГП («Заиграй, моя волынка», «Пойду ль, выйду ль я»). восьмая – две шестнадцатых, две шестнадцатых – восьмая
|
|||
|