Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 2.6. Хороводные и плясовые песни



Тема 2.6. Хороводные и плясовые песни

 

Хороводные песни

Значительную роль в культурной жизни русского народа издавна играли жанры, сочетающие пение и игру на музыкальных инструментах с хореографическим движением – хороводные и плясовые песни. Первоначально они были частью магических обрядов, позднее обособились и стали выполнять развлекательную функцию.

Об этих жанрах упоминается в древнейших памятниках древнерусской письменности, часто в негативном плане. Так, авторы «Стоглава» с возмущением описывают обычаи народных игрищ: «Русалье и о Иванове дни и в навечернии Рождества и в навечернии богоявления Господня. Сходятся народи – мужи и жены и девицы – на нощное плещевание и бесчинный говор, на бесовские песни и плясание и на богомерзкие дела».

Сохранились старинные изображения плясок в сопровождении музыкальных инструментов. Одно из наиболее ранних древних – знаменитая фреска Южной башни Софийского собора в Киеве. На ней изображены скоморохи, пляшушие и играющие на духовых и струнных щипковых инструментах. Не менее известна миниатюра из Радзивилловской летописи XIII века с изображением языческих «игрищ и плясаний». В ее центре находится танцующая женщина.

Хороводы изображены на многочисленных лубочных картинках. Теме хороводных гуляний посвящены картины русских художников XVIII-XIX веков.

Насколько веселыми и красочными были русские хороводы, свидетельствуют поэтические строки Н.А. Некрасова:

Хмельно, горласто, празднично,

Пестро, красно кругом!

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов,

На бабах платья красные, Лебёдками плывут!

 

Этнографы XIX столетия наблюдали отголоски древних обычаев в современной крестьянской жизни. Один из них, С.В. Максимов, описывая обряд проводов русалок в Пензенской губернии, сообщал, что парни рядились козлами, свиньями и обязательно конём, надевали маски и под музыку, звон сковородок и печных заслонок плясали и скакали, переходя из села в село.

К середине XVII века, а особенно на протяжение XVIII и XIX веков хороводы и пляски, отделившись от обряда, стали любимым развлечением.

Хороводы удержались в сельском быту некоторых местностей России вплоть до середины 1960-х годов. В начале 1970-х в старинном русском селе Усть-Цильма на Печоре в весенне-летних хороводах принимали участие сотни местных жителей.

Хоровод – жанр народного творчества древнейшего происхождения, который связан с движением больших масс людей. Часто в нем соединяется не только пение и движение, но и элементы драматического действия.

Хороводы распространены в основном у славян: в Белоруссии он называется карагод, в Польше – korowód, в Сербии и Хорватии – коло, в Болгарии – хоро, в Македонии – оро. Встречаются хороводы и у других народов: в Молдавии – хорэ, в Грузии – хоруми, у бурят – ёхор, у эвенков – хейро. Все эти слова схожи между собой и, по-видимому, происходят от слов «хоро» и «коло», означающих «круг». От этого же корня происходят слова «колодец», «колесо», «колобок». Не случайно и то, что Бога солнца в древнерусской языческой мифологии звали Хорс.

Хороводы водили с весны до начала лета (редко – осенью). У старообрядцев после сева хороводные были запрещены. Это говорит об их изначальном магическом назначении и воздействии на рост посевов (недаром хороводные песни имеют названия «Просо», «Лен», «Мак»).

Хороводные песни делятся на обрядовые (древние) и необрядовые (более поздние). Кроме этого хороводные различаются по типу движений. Наиболее распространенная форма движений в хороводе – этокруг. Не случайно на Урале и в Сибири хороводные песни называют круговыми. Круговое движение может осуществляться посолонь (по солнцу, то есть по часовой стрелке) и против солнца. В процессе хороводного действа направление движения могло меняться.

Есть и другие (некруговые) формы движений: хороводы-шествия («улица»), «стенка на стенку», двумя параллельными или расходящимися линиями (так «водят стрелу»), орнаменты (сложные формы движения – «цепь», «змейка», «ручеёк», «ворота», «карусель», «гребень», «подкова»). Хореографические построения участников выполняются в такт совместному пению. Интересно, что разные типы движений приурочены к разным периодам и скорее всего имели магическое назначение.

Кое-где некруговые хороводы называются «танки». Слово «танок» имеет сходство со словом «танец». Основой коллективного танца является ритм и быстрый темп.

Часть хороводных песен не могла существовать не только без движения, но и без элементов обрядового действа. Это так называемые игровые хороводы, которые сопровождались целой системой театральных приемов и жестов.

Нередко хороводы перерастали в музыкально-драматические сценки. В некоторых действие разыгрывалось корифеями хора (они находились в центре) под пение остальных участников (они стояли или двигались вокруг них). На Севере известны игровые хороводы, в которых все участники являются действующими лицами. В игровых хороводах Центральной России и Поволжья особенно любимы шутливые мотивы.

Иногда в хороводных чередовался прозаический речевой диалог и хоровой припев, в других случаях хороводные были основаны на песенном диалоге двух хоров (например, парней и девушек) или запевалы и хора (таким образом воплощались два древних принципа звучания – антифонный и респонсорный).

В отдельные моменты стреттно (со сдвигом во времени) могли исполняться две или более хороводные песни, которые пели разные группы женщин. Тем самым создавалось впечатление непрерывного звукового потока.

Содержание хороводных песен было разнообразным. В них отражались трудовые процессы, брачные обычаи, семейная, лирическая, шуточная, сатирическая тематика.

Весьма традиционна для русского фольклора тема гибели от калёной стрелы, (вероятно, стрела – символ молнии). В некоторых хороводных отражены давние события русской истории (например, воспоминания о борьбе с татарами), легендарные, балладные сюжеты (например, убийство боярином, поверившем злым наветам, безвинной жены). Другие посвящены теме выбора невесты, непростым взаимоотношениям молодой жены с новыми родственниками, осуждению неравных браков, социальным мотивам, осмеянию человеческих слабостей.

Наиболее распространенные – лирические, в медленном движении и шуточные, в более подвижном темпе.

Для лирических характерны более широкие напевы с выразительным распеванием слогов, развитое многоголосие подголосочного склада (подголоски – это голоса, которые представляют собой варианты основного напева), размеры 5/4, 6/4, 7/4. Все это сближает их с протяжными лирическими песнями. Такова хороводная «Ай, во поле липенька».

Шуточным хороводным (таких, как «Просо») присущ более подвижный или даже быстрый темп, как в плясовых песнях, а также четкий ритм, двудольный или трехдольный метр. Порой они сопровождаются притопыванием и прихлопыванием в ладоши.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.