Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОТЕЦ СЕРГИЙ



ОТЕЦ СЕРГИЙ

 

Впервые: Посмертные художественные произведения Л. Н. Толстого. Под ред. В. Г. Черткова. T. 1. М., 1911.

 

С. 302. Игумен был ученик известного старца Амвросия, ученика Макария, ученика старца Леонида, ученика Паисия Величковского . – Толстой упоминает знаменитых старцев, которые подвизались в одном из самых известных мужских монастырей Русской православной церкви – Оптиной пустыни, расположенной в 80 км от Калуги и в 2 км от Козельска.

Старец – это не обязательно старый человек (например, преподобный Амвросий стал старцем в 48 лет), хотя старцами действительно становились чаще всего в преклонных летах. Старец – это, прежде всего, духовный руководитель своих духовных детей, передающий им опыт богопознания, стяжания благодати. От них, в свою очередь, требуется добровольное, искреннее и полное подчинение своему руководителю.

С именем преподобного Паисия Величковского (1722–1794) связано возрождение старчества на Руси. Архимандрит одного из монастырей в Валахии (области на юге Румынии), он собирал и переводил на русский и другие языки творения греческих аскетов – исихастов.

Возникший в Византии и пришедший на Русь после принятия христианства исихазм (от гр. исихия – «безмолвие», «покой») – это особая форма мистического богопознания, суть которой в полной отрешенности от внешней жизни, «священнобезмолвии», сосредоточении всех сил человеческого существа на приобщении к Богу.

Духовные внуки святого Паисия получили благословение возродить Оптину пустынь. Начало ее духовного подъема связано с именем старца Леонида (1768–1841). Сильный и властный подвижник укрепил монастырскую жизнь, став первым в ряду великих оптинских старцев. В 1834 г. к отцу Леониду присоединяется старец Макарий (1788–1860), организовавший издание святоотеческих творений. К сложному делу перевода, редактирования и публикации трудов святых отцов Церкви была привлечена православная интеллигенция (в частности, философ И. В. Киреевский, известные историки С. П. Шевырев и М. П. Погодин). Зенита своей славы Оптина пустынь достигает при старце Амвросии (1812–1891), ученике Леонида и Макария. Обитель была крупным религиозно-духовным центром в XIX – начале XX в. Ее посещали известные писатели и мыслители России: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой. В 1923 г. монастырь был закрыт советскими властями. Только с 1987 г. в монастыре началось возрождение монашеской жизни.

С. 304. Проскомидия – первая часть литургии (православного богослужения), во время которой происходит приготовление хлеба и вина для евхаристии – таинства пресуществления (преображения) хлеба и вина в плоть и кровь Христовы и причащения, или вкушения их верующими.

С. 307. Канонарх – чтец, произносивший громогласно речитативом фразы церковного песнопения, которые затем пелись певчими.

Стихарь – самое древнее богослужебное облачение служителей церкви – длинная, светлого цвета рубаха без ворота, расширяющаяся книзу.

С. 310. Наборная шлея – часть сбруи (конской упряжи) в виде ремня, идущего от хомута и украшенного медными бляхами, пластинками и т. п.

С. 320. …она была пострижена малым постригом … – Речь идет о принятии героиней Л. Толстого монашества. Монахи – духовное сословие, отказавшееся от жизни в миру и посвятившее себя Богу через принятие определенных обетов: послушания, нестяжательства (отказ от собственности) и целомудрия. Принятие обетов сопровождается постригом (пострижением волос), означающим безусловное подчинение воле Божией. Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры (гр. рясофор – «носящий рясу»), или малый постриг , постриг в малую схиму и постриг в великую схиму. Послушник, готовящийся к постригу в рясофорные монахи, проходит испытание (послушание) в монастыре. Монах малой схимы (гр . «форма», «вид») принимает обеты послушания, нестяжательства и целомудрия, и ему дается новое имя, как символ начала иной жизни, удаленной от соблазнов мира. Монах великой схимы, или ангельского образа (схимонах), принимает еще более строгие обеты отречения от мира и всего мирского, жизни среди трудов и лишений.

С. 324. Преполовение – праздник, приходящийся на половину срока между Пасхой и Троицей (букв.: половинка, серединка).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.