Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 7. Юридические лица 11 страница



Если это необходимо, недвижимое и ценное движимое имущество подопечного орган опеки и попечительства может передать в доверительное управление по договору с доверительным управляющим, определенным этим органом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

Опекун или попечитель без предварительного разрешения органа опеки и попечительства вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода. Но без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (наем), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п.2 ст.35 ГК).

Порядок управления, условия и порядок хранения и отчуждения имущества подопечных, а также формы отчета опекунов и попечителей по управлению этим имуществом и хранению его установлены Положением о порядке

управления имуществом подопечных, утверждены постановлением Совета

Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1677 .

С целью недопущения злоупотребления при распоряжении имуществом подопечных сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (п.3 ст.35 ГК).

3. Специфическим видом попечительства является патронаж над дееспособными гражданами. Он устанавливается по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. Установление патронажа не ограничивает прав подопечного (п.1 ст.37). Попечитель-помощник такого дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с его согласия, а прекращается патронаж по требованию гражданина, находящегося под патронажем.

Попечитель-помощник распоряжается имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и аналогичных им сделок с целью содержания и

173 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №85.5/1995; 2002. №133.5/11532; 2005. №52.5/15773.


 

удовлетворения бытовых потребностей подопечного осуществляется его попечителем-помощником с согласия подопечного (п.3 ст.37 ГК).

§ 5. Имя гражданина. Место жительства

1. Имя гражданина - это средство его индивидуализации как участника гражданско-правовых отношений. Трудно представить такое отношение без четкого обозначения хотя бы одного из участников гражданского оборота, не называя его имени.

Право гражданина на имя - личное неотчуждаемое право гражданина, признаваемое международным правом. В соответствии со ст.24 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и иметь имя. Статья 7 Конвенции о правах ребенка1 также предусматривает, что ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя.

Гражданский кодекс 1964 г. не содержал норм права об имени гражданина. Вопросы присвоения имени, фамилии ребенка, перемены имени и фамилии ребенка, регистрации перемены имени, отчества и фамилии решались по правилам ст.59-61 и 212 КоБС Республики Беларусь.

Статья 18 ГК 1998 г. установила основные принципы осуществления гражданином права на имя, перемены имени и способы защиты этого личного права. Установлено, что имя гражданина включает в себя фамилию, собственное имя и отчество (если таковые имеются), если иное не вытекает из законодательства. Согласно ст.69 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь,

вступившего в силу с 1 сентября 1999 г. , фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия - по указанию органа опеки и попечительства. Собственное имя ребенку дается с согласия родителей. Отчество ребенку присваивается по собственному имени отца. В случаях, когда отцовство не установлено, запись об отце ребенка в книге записей актов о рождении производится по фамилии матери, а собственное имя и отчество отца ребенка записывается по ее указанию (ст.58 и 69 КоБС). Имя гражданина, полученное им при рождении, подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя) (ч.2 п.1 ст. 18 ГК) либо не называть ни своего, ни вымышленного имени. Так, ст. 15 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. в редакции «Об авторском праве и смежных

174 Судовы вестк. 1995. №3. с.29-31.


 

правах» предоставляет автору право использовать или разрешить использование произведения под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно.

Гражданин вправе переменить свое имя. Закон не установил оснований для такой перемены. Он лишь требует, чтобы она осуществлялась в порядке, предусмотренном законодательством (п.2 ст. 18 ГК). В Республике Беларусь перемена фамилии, имени и отчества гражданами республики регулируется главой 24 КоБС, а также Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок отделами ЗАГС местных исполнительных и распорядительных органов в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. №1434 в редакции от 19 декабря 2006 г. №1682176.

Перечень документов, которые заявитель должен приложить к заявлению, и порядок рассмотрения ходатайств о перемене фамилии, имени и отчества определен Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2000 г. № 821)177.

Инструкция по организации работы органов внутренних дел, связанной с переменой фамилий, собственного имени и отчества, внесением изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 4 мая 2005 г. № 137178.

Перемена имени влечет за собой определенные последствия. Поскольку она не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей, приобретенных гражданином под прежним именем, он обязан уведомить своих должников и кредиторов о перемене его имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Гражданин, переменивший имя, имеет право требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя за свой счет. Так, в соответствии с п.28 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 16

марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и

ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» ) при изменении фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, а

175 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. №20. Ст.366; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №31-32.Ст.472; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №8.2/932.

176 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. №1. 5/16951; №37. 5/20188; 2007. №1. 5/24368.

177 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №59.5/3405; 2001. №31.5/5528;2004. №192.5/15231.

178 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. №77.8/12595.

179 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №23.1/191; 2002. №142.1/4230; 2005. №105.1/4909; №113.1/4994, №127.1/5084; 2005. №40.1/6300. №106.1/6689; №188.1/6930; 2006. №58.1/7426.


также его места жительства регистрирующий орган выдает этому предпринимателю новое свидетельство о государственной регистрации. За выдачей нового свидетельства предприниматель обязан обратиться в месячный срок.

Закон запрещает приобретать права и обязанности под именем другого лица. Гражданин, имя которого было неправомерно использовано, вправе потребовать возмещения вреда, причиненного ему вследствие такого использования его имени. При искажении либо использовании имени гражданина способами или в форме, порочащими его честь, достоинство или деловую репутацию, он вправе по суду требовать наряду с опровержением порочащих его сведений возмещения убытков и морального вреда по правилам ст.153 ГК.

2. Местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п.1 ст.19 ГК).

С местом жительства гражданина законодательство связывает ряд важных юридических последствий. Так, по месту жительства гражданин может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 44 ЖК). При выезде нанимателя и членов его семьи на постоянное место жительства в другой населенный пункт гражданин снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.47 ЖК). Денежные обязательства исполняются в месте жительства кредитора в момент возникновения обязательства. Если кредитор к моменту исполнения обязательства изменил место жительства и известил об этом должника, денежное обязательство исполняется в новом месте жительства или месте нахождения кредитора с отнесением на счет кредитора расходов, связанных с переменой места исполнения. По всем другим обязательствам местом исполнения является место жительства должника (п. 4 и 5 ст.297 ГК). Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя, а если оно не известно - место нахождения недвижимого имущества или основной его части, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения основной части движимого имущества (ст. 1036 ГК). С местом жительства гражданина связывается ряд последствий процессуального характера и т.п. Определение места жительства гражданина не может служить основанием для ограничения его права свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. Это право гражданина гарантируется Конституцией Республики Беларусь (ст.30).

Конституционный Суд Республики Беларусь решением от 27 июня 1996 г. признал не соответствующими Конституции и законам Республики Беларусь п.1 Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 11 июня 1993 г. «О порядке купли-продажи квартир (домов) в Республике Беларусь» и пункты 7, 8 и 16 Временного положения о порядке купли-продажи квартир (домов) (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31


 

августа 1993 г. № 589) в части, предусматривающей, что право на приобретение квартиры в собственность путем купли имеют только граждане Республики

Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, и квартиры могут быть

проданы только гражданам, проживающим в данном населенном пункте . Решением Конституционного Суда от 25 марта 1997 г. разъяснено, что граждане Республики Беларусь, в том числе и постоянно проживающие за ее пределами, вправе приобретать квартиры (дома) по договору купли-продажи в любых населенных пунктах Республики Беларусь независимо от постоянного места жительства181.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться на ее территории и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в

Республике Беларусь (ст. 10 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О

правовом положении иностранных граждан в Республике Беларусь» .

Упомянутые Правила утверждены постановлением Совета Министров

Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1654                          Инструкция по

организации работы органов внутренних дел, связана с переменой фамилии, собственного имени и отчества, внесением изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 4 мая 2005 г. № 137.

Место жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, определяется иначе, чем для других граждан. Оно специально установлено законом и не зависит от того, где малолетний проживает (легальное место жительства). Местом их жительства признается место жительства родителей, усыновителей, опекунов (п.2 ст.19 ГК). В случае расторжения брака между родителями местом жительства несовершеннолетнего до 14 лет признается место жительства того из родителей, при котором остается ребенок. В случае отдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другим причинам место жительства ребенка определяется по обоюдному согласию родителей. При отсутствии согласия между родителями спор о том, с кем будет проживать ребенок, разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом его желания (ст. 74 КоБС). Ребенок, достигший десятилетнего возраста, имеет право выбрать одного из родителей для совместного проживания (ст. 12 Закона от 19 ноября 1993 г. «О правах

180 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. №25. Ст.479.

181 Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1997. №11.Ст.229.

182 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. №21. Ст.250; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №73.2/197; 2003. №8.2/927.

183 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №84.2/1905; 2002. №82.5/10802.


 

ребенка»184). Это правило не распространяется на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Их место жительства определяется по общему правилу.

§ 6. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

6.1. Признание гражданина безвестно отсутствующим

В жизни бывают случаи, когда гражданин отсутствует по месту его жительства и невозможно установить, где он находится. Это порождает много проблем, связанных с правами и обязанностями отсутствующего и многих других лиц, состоящих с ним в правовых отношениях: супруга, иждивенцев, кредиторов и должников, возможных наследников и других лиц. С целью устранения неопределенности в правах и обязанностях отсутствующего и других лиц закон установил определенный порядок признания отсутствующего лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим и связанные с этим последствия для отсутствующего гражданина и других лиц. Возникающие в связи с признанием гражданина безвестно отсутствующим и объявлением его умершим вопросы решены ст.38-42 ГК и ст.368-372 ГПК.

Сектор аналитик и информационного обеспечения деятельности судебных органов Министерства юстиции Республики Беларусь опубликовал материал «О

рассмотрении районными (городскими) судами гражданских дел о признании

гражданами безвестно отсутствующим и объявлением гражданина умершим .

Статья 38 ГК предусматривает, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц в судебном порядке признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Юридический состав для безвестного отсутствия состоит из трех юридических фактов:

- отсутствия в течение года,

- неполучения в течение этого года сведений об отсутствующем,

- невозможности установить место нахождения отсутствующего.

При наличии этих фактов заинтересованные лица подают в суд по месту своего жительства заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим (ст.368 и 369 ГПК). Признание судом гражданина безвестно отсутствующим не означает, что суд считает его умершим или находящимся в живых. Суд оставляет этот вопрос открытым.

184 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. №33. Ст.430; 2000. №32. Ст.465.

185 Юстиция Беларуси. 2006. №9. С.29-31.


Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет последствия, предусмотренные ст.39 ГК: имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им, передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Доверительный управляющий имуществом признанного безвестно отсутствующим лица принимает исполнение его обязательств, за счет имущества отсутствующего погашает его долги, управляет этим имуществом в интересах такого лица. По заявлению заинтересованных лиц выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Статья 39 ГК предусматривает не все последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Такие последствия устанавливаются и другими нормами права. Например, ст.867 ГК предусматривает, что договор поручения, одной из сторон которого был безвестно отсутствующий, прекращается.

Если гражданин, признанный безвестно отсутствующим, явится или будет обнаружено, где он находится, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом этого гражданина.

Если спустя три года со дня назначения доверительного управления гражданин, признанный безвестно отсутствующим, не явился или не обнаружено его место пребывания и поэтому доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего лица не было отменено и не было обращения в суд о признании гражданина умершим, то орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с заявлением о признании гражданина умершим (п.2 ст.40 ГК).

6.2. Объявление гражданина умершим

Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет (ч.1 ст.41 ГК). Юридический состав для объявления гражданина умершим тот же, что и для признания его безвестно отсутствующим. Трехлетний срок, необходимый для объявления гражданина умершим, исчисляется так же, как и для признания его безвестно отсутствующим. Следовательно, гражданин может быть объявлен умершим без предварительного признания его безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим не является необходимой предварительной стадией для объявления его умершим.

Трехлетний срок, установленный для объявления гражданина умершим, может быть сокращен, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от


определенного несчастного случая. В таких случаях гражданин может быть объявлен умершим, если по месту его постоянного жительства нет сведений о его месте пребывания в течение шести месяцев (ч.1 ст.41 ГК).

К обстоятельствам, угрожавшим смертью, можно отнести землетрясение, ураган, наводнение и т.п., а к несчастным случаям - кораблекрушение, падение самолета, аварию на железнодорожном транспорте, пожар и т.п. В таких случаях имеется высокая степень вероятности гибели гражданина, хотя его труп не обнаружен.

Иной срок установлен для объявления гражданина умершим, если он пропал без вести в связи с военными действиями. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со времени окончания военных действий (п.2 ст.41 ГК).

В литературе правильно отмечают, что объявление гражданина умершим означает презумпцию (предположение), что он умер. Закон связывает с объявлением гражданина умершим такие же последствия, которые наступают при смерти человека. Правоспособность такого человека прекращается везде, где нет сведений о том, что этот гражданин жив.

Так как объявление гражданина умершим влечет те же последствия, что и смерть, в частности его имущество переходит по наследству, важно установить день предполагаемой смерти гражданина, объявленного умершим. Таким днем является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п.3 ст.41 ГК).

Может случиться так, что гражданин, объявленный в судебном порядке умершим, явится или обнаружится. Последствия в таких случаях установлены ст. 42 ГК. Решение об объявлении гражданина умершим отменяется судом. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением денег, а также ценных бумаг на предъявителя. Если же имущество объявленного умершим гражданина перешло по возмездным сделкам к лицам, которые, приобретая имущество, знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых, и это будет доказано, такие лица обязаны возвратить имущество явившемуся или обнаруженному собственнику. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к государству как выморочное (ст. 1039 ГК) и было реализовано им с соблюдением изложенных условий, то после отмены решения об объявлении


 

гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации (ч.2 п.2 ст.42 ГК).

§ 7. Акты гражданского состояния

Жизнь человека связана с совершением им различных действий и поступков, которые влекут за собой важные правовые последствия. В течение его жизни происходят и различные события, порождающие такие последствия.

Совокупность действий и событий, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей гражданина, характеризует его гражданское состояние. Такие действия и события именуются актами гражданского состояния.

Они подлежат государственной регистрации «как с целью охраны личных и имущественных прав граждан, так и в государственных и общественных интересах» (ч.1 ст.193 КоБС).

Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена фамилии, собственного имени, отчества, смерть гражданина (ч.1 ст.43 ГК, ч.2 ст.193 КоБС).

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи свидетельств на основании этих записей (п.2 ст.43 ГК).

Порядок регистрации актов гражданского состояния определен разделом V КоБС (ст.193-227) и Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2000 года № 821186 и Инструкцией о порядке совершения записей актов гражданского состояния, утвержденный постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 июля 2000

г. № 16187.

Для совершения записей актов гражданского состояния должны быть представлены документы, подтверждающие факты, подлежащие регистрации, и документы, удостоверяющие личность заявителей.

Исправление ошибок и внесение изменений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производится органом записи актов гражданского состояния. При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказа

186 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №59. 5/3405; 2001. №31. 5/5528; 2004. №192. 5/15231.

187 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №79. 8/3875; 2001. №90. 8/7197; 2002. №67. 8/8156; 2004. №110. 8/11236.


органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда.

Дополнительная литература

1. Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. М., 1950 (ra.III-V).

2. Василевич Г. А. Законодательные ограничения на занятие предпринимательством // Бюллетень нормативно-правовой информации. 1992. № 7.

3. Веберс Я. Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976.

4. Жуковская Г. Ограничение гражданина в дееспособности и признание гражданина недееспособным //Юстиция Беларуси. 2005. № 2.

5. Карпенко Т. В. Понятие, основания и условия гражданско-правового института эмансипации // Право Беларуси. 2004. № 11(83).

6. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодателства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн. 1/отв. ред. В. Ф. Чигир. Мн., 2005.

7. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. М., 2002.

8. Рогожкина Т. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности гражданина //Право Беларуси. 2002. № 10. (10)

9. Тихиня В. Г. Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь //Сер. «Право». Приложение к журналу «Право и экономика». Мн., 1998.

10. Яхтовец С. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим // Судовы вестк. 2002. № 4.


Глава 7. Юридические лица



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.