Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 7. Юридические лица 3 страница



результат создания семьи и не строятся на началах возмездности, хотя и являются стоимостными. Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. расширил гражданско-правовое регулирование семейных отношений. В него включены правила об опеке и попечительстве (ст.32-36 ГК), о регистрации актов гражданского законодательства (ст.43 ГК), о совместной собственности супругов (ст.259 ГК).

Новый Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. предоставил супругам право заключать брачный договор, в котором они могут изменить правовой режим совместной собственности супругов, т.е. договориться о совместном имуществе и имуществе каждого из них, порядке раздела совместного имущества супругов в случае расторжения брака и по ряду других их имущественных и личных неимущественных отношений (ст.13 КоБС). Статья 7 названного Кодекса предусматривает, что гражданское, жилищное и иное законодательство применяются к семейным отношениям только в случае отсутствия регулирования этих отношений законодательством о браке и семье. На этом основании сделали вывод, что «семейное право образует наиболее крупное структурное подразделение гражданского права, именуемое подотраслью гражданского права»29. С этим вряд ли можно согласиться. Расширение частноправовых начал в семейном праве не означает, что семейное право стало частью гражданского права. Имущественные отношения супругов и в новых условиях производны от их личных отношений, в новом семейном законодательстве сохраняются императивные нормы, регулирующие имущественные отношения супругов (ст.29-33 КоБС) и имущественные отношения родителей и детей (ст.91-113 КоБС).

7. Гражданское право очень тесно соприкасается с гражданским процессуальным правом. Но нормы послед - него не регулируют отношения, являющиеся предметом гражданского права, а лишь определяют форму (порядок) рассмотрения споров, возникающих между участниками отношений, регулируемых гражданским правом.

§ 7. Гражданское право в системе публичного и частного права

1. Деление права на публичное и частное было предложено римскими юристами. Руководствуясь чисто формальными признаками, они делили право на две части - право публичное и право частное. Согласно Ульпиану, «Publicum ius est qvod ad statum rei Romanae spectat, privatum qvod ad singulorum utilitatem pertinet» («Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое [относится] к пользе отдельных лиц»30). Правда, в ряде случаев «публичное право» римскими юристами понималось в смысле

29 Гражданское право: Учеб. Т. 1. 4-е изд. /Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 1999 г., с. 15.

30 Римское частное право: Учеб. /Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М., 1996 г., с.4.


 

вообще норм, имеющих обязательную силу, которые не могут изменяться соглашением сторон.

Нельзя сказать, что изложенный критерий деления права на публичное и

частное не вызывает сомнений31 . Предпринималось немало попыток уточнить критерии деления права на публичное и частное. Однако они не увенчались успехом, и деление права на публичное и частное существует во всех развитых правовых системах.

Публичное право обеспечивает защиту интересов всего общества и государства как носителя политической власти. Отношения, составляющие предмет публичного права, регулируются властными предписаниями, обязательными для участников этих отношений.

Частное право имеет целью защиту интересов отдельных физических лиц и созданных ими организаций, обладающих правами юридических лиц. Отношения, регулируемые нормами частного права, возникают между равноправными лицами по собственной воле на основе координации своих пожеланий.

Исторически частное право развивалось параллельно с развитием частной собственности и свободы предпринимательской деятельности.

2. История прошедших столетий показывает, что регулирование экономических товарно-денежных отношений только нормами частного права или только нормами публичного права нельзя признать оптимальным.

Регулирование экономических отношений только нормами частного права без всякого влияния публичного права влечет неопределенность и разбалансированность производства материальных благ, кризисные явления, периодические спады и подъемы производства, подчинение более сильной стороне менее сильной в экономических отношениях стороны, неравенство и диктат в имущественных отношениях. Доказательством наличия этих недостатков частноправового регулирования экономических отношений является наличие в законодательстве государств с развитой рыночной экономикой антимонопольного законодательства, законов о лицензировании многих видов предпринимательской деятельности, государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей, многих гражданско-правовых сделок, о защите прав потребителей и т.д., привлечение к административной и даже уголовной ответственности за многие правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ее участников.

Опыт показал, что регулирование экономических товарно-денежных отношений только нормами публичного права не имеет никаких преимуществ перед частноправовым регулированием этих отношений, напротив, такое регулирование имеет более существенные недостатки и тормозит развитие

31 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995 г., с. 9-13; Покровский И.А. основные проблемы гражданского права (по изданию 1917 г.). М., 1998 г., с. 7-19; Б.Б. Черепахин. К вопросу о частном и публичном праве. Иркутск, 1926 г.


 

производства, поскольку резко снижает заинтересованность работника в результатах своего труда, частную заинтересованность и частную инициативу. Это доказано практикой советского периода нашей истории.

3. Оптимальным в правовом регулировании экономических товарно- денежных отношений является разумное сочетание частноправового и публично-правового регулирования.

Между частноправовым и публично-правовым регулированием экономических отношений нет непреодолимых границ. Их нормы взаимодействуют. Защита нормами публичного права публичных интересов обеспечивает защиту прав и интересов частных лиц, например, от посягательств на их имущество. В то же время защита прав и законных интересов частных лиц нормами частного права способствует укреплению правопорядка в целом.

Как нормы публичного права, так и нормы частного права дифференцируются исходя из предмета правового регулирования. Так, нормы публичного права находятся в конституционном, административном, финансовом, экологическом, процессуальном и других отраслях права.

Нормы частного права также содержатся в различных отраслях права. Гражданское право нельзя отождествлять с частным правом. Оно лишь часть частного права.

4. Термин «гражданское право» происходит от латинского «ius civile». Это право применялось в отношениях римских граждан между собой32. Термин «ius civile» получил отражение в наименованиях первых кодификаций гражданского законодательства - ^de civil (Французский гражданский кодекс (1804 г.), Allgemeiness btirgerliches Gesetzbuch (Общее гражданское уложение Австрии (1811 г.), Das btirgerliches Gesetzbuch (Германское гражданское уложение (1900 г.). Правда, в этот период гражданское право стало уже не только правом граждан, но и созданных ими искусственных образований - юридических лиц. Это право, в отличие от права публичного, призвано обеспечивать защиту частных интересов граждан и их юридических лиц.

5. Постепенно из частного права выделились самостоятельные отрасли - гражданского, трудового, семейного, природоресурсового, международного частного права.

Некоторые из норм частного права оказались в отдельных отраслях публичного права (финансового, экологического). Однако основной массив норм частного права содержится в гражданском праве.

§ 8. Система гражданского права

32 См.: Перетерский И.С. Всеобщая история государства и права. Ч. 1. Древний мир. Вып. II. Древний мир. М., 1945 г., с. 110-111.


 

1. Система (от гр. systema) - целое, составленное из частей; соединение, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство33.

Под системой права понимают его внутреннее строение, структуру. Она не является результатом произвольного решения законодателя, а предопределена обществен- ными отношениями в данном обществе и государстве. Система права состоит из определенных частей, именуемых отраслями права и находящихся в определенном соотношении и взаимодействии.

Каждая из отраслей права имеет свою систему, состоящую из следующих структурных подразделений: правовых норм, субинститутов, институтов и подотраслей.

2. Правовая норма - обязательное правило, установленное государством и лежащее в основе отрасли права. Правовые нормы, регулирующие сравнительно небольшую группу однородных общественных отношений, образуют субинститут данной отрасли права. В отрасли гражданского права примерами субинститутов могут быть блоки норм права, регулирующие договоры розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятия. Нормы права, составляющие такие блоки, регулируют устойчивую группу однородных имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Хотя нормы права этих субинститутов имеют много общих черт, они все же отличаются, поскольку объекты каждого из упомянутых договоров имеют свои специфические особенности.

Нормы права близких по своей сущности субинститутов объединяются в правовые институты данной отрасли права. Как правило, в каждом институте выделяются группы норм, регулирующие ту часть общественных отношений, которую можно вычленить из отношений, регулируемых каждым из субинститутов. Применительно к приведенным выше примерам субинститутов такую группу норм выделяют в общие положения о купле-продаже. В ГК Республики Беларусь нормы права, образующие институты гражданского права, выделяются в отдельные главы, а каждому из субинститутов посвящается отдельный параграф соответствующей главы. Например, институт купли- продажи состоит из восьми частей, каждой из которой посвящен отдельный параграф: § 1 содержит общие положения о купле-продаже, а § 2-8 - правила каждого из указанных выше субинститутов.

Все сказанное об институте купли-продажи можно проследить и на других институтах гражданского права, в частности на институтах: юридические лица,

33 Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. /Гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1998 г., с. 1002.


 

объекты гражданских прав, рента и пожизненное содержание с иждивением, аренда, подряд, хранение, обязательства из причинения вреда.

Однако не все институты гражданского права состоят из субинститутов. Некоторые из институтов гражданского права регулируют сравнительно небольшие группы однородных имущественных отношений и не делятся на субинституты. Примерами могут служить: исковая давность, дарение, безвозмездное пользование чужим имуществом, транспортная экспедиция, неосновательное обогащение.

Взаимосвязанные общими положениями качественно однородные институты отрасли гражданского права образуют ее подотрасли. В юридической литературе нет единого мнения о составе подотраслей гражданского права. Одни к подотраслям гражданского права относят авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное . Другие считают, что в структуре гражданского права выделяются две сложившиеся подотрасли - право собственности и обязательственное право. В каждую из них, по их мнению, входят институты более конкретного содержания. Она считает также, что в структуру гражданского права входят крупные институты авторского, изобретательского права, защиты личных неимущественных прав и свобод35. Наследственное право, по их мнению, занимает особое место. По мнению третьих, внутри гражданского права можно выделить шесть подотраслей: право собственности и другие вещные права, обязательственное право, личные неимущественные права, право на результаты творческой деятельности,

семейное право, наследственное право .

3. В новом Гражданском кодексе Республики Беларусь четко просматриваются уже сложившиеся четыре подотрасли гражданского права: право собственности и другие вещные права, обязательственное право, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), наследственное право. Что касается защиты личных неимущественных благ (чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, жизни, здоровья, личной неприкосновенности граждан, их частной жизни), то массив норм гражданского права, обеспечивающих защиту личных неимущественных благ, явно недостаточен для формирования отдельной подотрасли гражданского права. Эти нормы составляют отдельный институт гражданского права, не входящий ни в одну из его подотраслей. В перспективе этот институт может развиться в подотрасль.

Подотраслям и институтам гражданского права, получившим отражение в ГК Республики Беларусь, предшествуют общие положения раздела 1 ГК

34 См.: Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997 г., с. 351.

35 Гражданское право: Учеб. для вузов. Ч. 1 /Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М., 1998 г., с. 15.

36 Гражданское право: Учеб. Т. 1. 4-е изд. /Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 1999 г.


Республики Беларусь. Нормы гражданского права этого раздела применяются наряду и одновременно с нормами права всех подотраслей и отдельных институтов гражданского права.

4. Гражданское право Республики Беларусь восприняло пандектную систему, которая характеризуется наличием общей и особенной частей.

Такая систематизация норм гражданского права имеет неоспоримые преимущества. В общей части содержатся общие предписания о предмете гражданского права, его принципах, составе гражданского законодательства, действии его норм во времени и по аналогии, об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, осуществлении и защите гражданских прав, лицах (физических и юридических), объектах гражданского права, сделках, представительстве и исковой давности.

Такое построение общей части гражданского права имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В процессе применения норм подотраслей гражданского права в той или иной мере используются нормы его общей части.

5. Все подотрасли гражданского права в совокупности образуют Особенную часть этой отрасли.

Нормы подотрасли «Права собственности и другие вещные права» опосредуют имущественные отношения в их статическом состоянии, отражают присвоенность имущественных благ. В ней содержится комплекс общих норм о содержании, приобретении и прекращении права собственности и ее защите, а также соответствующие нормы о различных субъектах, формах, видах собственности, отдельных объектах недвижимости, праве хозяйственного ведения, оперативного управления и об общей собственности.

Самой крупной по массиву правовых норм и числу входящих в нее институтов является подотрасль «Обязательственное право». Ее нормы отражают динамику имущественных отношений в сфере гражданского оборота. Эта подотрасль гражданского права имеет свою общую часть, нормы которой применяются ко всем обязательственным отношениям. Последние разделяются на договорные и внедоговорные. Договорные обязательства по предмету, выступающему в качестве их объекта, дифференцируются на следующие группы: по передаче имущества в собственность или иное вещное право, передаче имущества в возмездное или безвозмездное пользование, выполнению различных работ, оказанию услуг и по простому товариществу. К этой группе обязательственных правоотношений примыкают обязательства, возникающие из односторонних сделок. Внедоговорные обязательства также дифференцируются на обязательства, возникающие из причинения вреда (деликтные), и обязательства из неосновательного обогащения.

Подотрасль «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)», как и другие подотрасли права, имеет общие положения. Остальные нормы этой подотрасли условно


можно разделить на три большие группы, каждая из которых состоит из нескольких правовых институтов. Первую группу составляют нормы о правах авторов произведений науки, литературы и искусства (авторское право), вторую - нормы права о правах исполнителей, производителей фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания (смежные права), третью - нормы о правах авторов и правообладателей на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, новые сорта растений и новые породы животных, топологии интегральных микросхем, нераскрытой информации, а также нормы о способах индивидуализации участников гражданского оборота, товаров или услуг и о недобросовестной конкуренции (право промышленной собственности).

Подотрасль «Наследственное право» объединяет нормы о переходе имущества умершего гражданина к другим лицам (наследникам). Она состоит из общих положений о наследовании и двух основных институтов: о наследовании по закону и о наследовании по завещанию.

Система гражданского права отражает сложившуюся систему имущественных товарно-денежных стоимостных отношений. Она не является застывшей и неподвижной и постепенно совершенствуется и развивается, отражая динамику процессов, происходящих в обществе.

Дополнительная литература:

1. Брагинский М.И. О месте гражданского права в системе «право публичное - право частное». В кн.: Проблемы современного гражданского права. Сб. статей. М., 2000.

2. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.

3. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988.

4. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997.

5. Матвеев Г.К. Экономическая реформа и кодификация гражданского законодательства // Государство и право. 1992. № 5.

Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник в 2 т. Т. 1./ Отв. ред. О.М. Олейник. М., 1999.

6. Толстой Ю.К. Принципы гражданского права // Правоведение. 1992. № 2.

7. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972.


 

Глава 2. Гражданское законодательство

§ 1. Понятие гражданского законодательства и его состав

1. Правовые нормы, в совокупности образующие гражданское право, имеют различные формы выражения и существования, то есть источники гражданского права различны.

Исторически к основным источникам гражданского права относят нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент.

Гражданское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основным источником права признается нормативно-правовой акт. «Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение»37. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, в совокупности образуют систему гражданского законодательства.

2. Система гражданского права и система гражданского законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - гражданского права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система гражданского права как его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых ими общественных отношений.

Система гражданского законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Структура гражданского права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, субинститут, институт, подотрасль, отрасль, которые в своей совокупности призваны учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы гражданского права связано с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов.

37 См. ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 7. 2/136. 2002. №7. 2/830. 2004. №175. 2/1070. 2005. №179. 2/1152. 2006. №86. 2/1216. N 107. 2/1235


 

Законодательство - форма существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных элементов гражданского права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Относительная самостоятельность категорий «гражданское право» и «гражданское законодательство» проявляется в том, что:

1) первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт, то есть внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;

2) если система права носит объективный характер, то система

законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и

зависит во многом от воли законодателя .

Установление правильного соотношения между системой гражданского права и законодательства является важной теоретической и практической задачей. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность.

3. Согласно ст.3 ГК гражданское законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:

- законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);

- распоряжения Президента Республики Беларусь;

- постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;

- акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;

- акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

38 См. подробнее: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М., 1997. С.374-378.


 

Таким образом, в состав гражданского законодательства включены две группы нормативных правовых актов: законодательные акты, иные акты гражданского законодательства.

Кроме того, в соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» акты законодательства СССР, регламентирующие гражданские отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь, могут применяться в случае отсутствия соответствующего законодательства

республики39.

Определяя формальные рамки гражданского законодательства, следует также иметь в виду что, в соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и ГК (ст.6), частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства являются нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу. Они подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.

§ 2. Виды гражданско-правовых нормативных актов

1. В системе гражданско-правовых нормативных актов объективно главенствующее место занимает Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., в редакции Решения республиканского референдума от 17 ноября 2004 N1)40.

Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 137 Конституции). В случае расхождения нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь, действует Конституция.

Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие содержание и формы права собственности (ст.ст. 13, 44 Конституции Республики Беларусь). В основе гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу чести и достоинства, неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны лежат ст.ст.28, 29, 60 Конституции Республики Беларусь. Возможность правовой охраны интеллектуальной собственности предусмотрена ст.51 Конституции Республики Беларусь.

39 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 42. 2/36.

40 В дальнейшем изложении - Конституция Республики Беларусь.


Ряд норм Конституции, не являющихся по своему характеру гражданско- правовыми, одновременно выступают в качестве принципов, оказывающих влияние на организацию гражданского оборота. Таковой, например, является норма ст. 11 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Таким же примером может быть норма ст.63 Конституции, в соответствии с которой осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.

2. Положения Конституции Республики Беларусь развиваются и детализируются в законодательных актах и в иных актах гражданского законодательства.

Следует отметить, что согласно ст.3 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» распоряжения Президента Республики Беларусь относятся к ненормативным правовым актам, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. Также могут иметь ненормативный характер и, соответственно, не будут относиться к иным актам гражданского законодательства отдельные указы Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, постановления республиканского органа государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, решения органов местного управления и самоуправления.

3. Вопрос об иерархической соподчиненности актов гражданского законодательства имеет большое практическое значение. Так как ввиду многочисленности нормативных правовых актов гражданского законодательства, несовершенства законодательной техники встречаются ситуации коллизии (расхождения) актов, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В этом случае применяется акт, имеющий большую юридическую силу.

Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется на основе ст. 137 Конституции Республики Беларусь, ст.3 ГК и ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Все акты гражданского законодательства должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, которая занимает верхнюю ступень в иерархии нормативных правовых актов.


Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Законы, декреты, указы и постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь.

Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

ГК имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с ГК или другим законом ГК или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. В случае расхождения указанных актов с ГК действует последний.

Нижнюю ступень в иерархии актов гражданского законодательства занимают нормативные правовые акты местных органов управления и самоуправления.

4. Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс Республики Беларусь. Отраслевой кодификационный нормативный акт призван, в принципе, урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и является базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории Республики Беларусь.

ГК принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г., подписан Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 г., введен в действие с 1 июля 1999 г. (ст. 1136 ГК), за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Так, глава 4 «Юридические лица» вступила в силу со дня официального опубликования, то есть с 5 марта 1999 г.

Структура ГК опирается на объективно существующую систему гражданского права, в основном соответствующей структуре Модельного Гражданского кодекса, принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ.

ГК состоит из восьми разделов: общие положения; право собственности и другие вещные права; общая часть обязательственного права; отдельные виды


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.