Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные категории педагогики»



 

Калининградский бизнес-колледж

 

 

Реферат по дисциплине:

«Основные категории педагогики»

 

Выполнила студентка
группы 20-К-1
Аверьянова Марина
Преподаватель
Василенко Наталья Александровна

 

                                         Калининград 2020

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..…....3

1. Развитие………………………………………………………………………...….4

2. Воспитание…………………………………………………………………...……7

3. Образование……………………………………………………………..….....…11

4. Обучение……………………………………………………………………..…..13

Заключение…………………………………………………………………….......16

Список использованной литературы……………..……………………………17

 

 


                                                              3

Введение

Педагогика - это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Категории - это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Совокупность всех педагогических категорий образует единое педагогическое понятие. К основным педагогическим категориям относятся развитие, воспитание, образование, обучение.

 

                                                              4

Развитие

Развитие человека – это становление его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла по пути дифференцирования его составных компонентов, выделяя в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Если под развитием понимать изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), то можно выделить следующие особенности такого процесса:

· необратимость – любая деградация, обратное развитие не является зеркальным отражением поступательного развития, возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям, полное восстановление того, что было раньше, невозможно;

· прогресс и регресс – две диахронические структуры, прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии;

· неравномерность – периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений;

· зигзагообразность– неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема;


                                           5
переход стадий развития в уровни – при появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется
некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы;

наряду с тенденцией к качественному изменению всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования.

Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогике.

К внутренним факторам развития личности относят активность самой личности: ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.

Учителю важно знать психологию развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей, чтобы на этой основе вести профессионально грамотную работу, определяя цели, содержание и средства педагогической деятельности с конкретными детьми.

Законы развития личности:

Первый закон развития личности состоит в следующем: жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех ее основных функций. Иными словами, жизнедеятельность личности – это одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание.

Второй закон развития личности приобретает исключительное значение для практической педагогической деятельности, поскольку он вскрывает механизм образования и становления качеств личности. Его можно сформулировать так: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.

                                                               6
Третий закон развития личности прямо вытекает из второго: всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка.

Все три закона в жизни человека всегда действуют вместе и одновременно, ибо они представляют собой способ функционирования и развития личности.

Знание законов и теории развития личности в целом позволяет педагогу осмысленно, со знанием дела выбирать и правильно применять методы воспитания и обучения. На это указывал еще К.Д. Ушинский. Вот почему каждый педагог должен изучать теорию развития личности, важнейшую составную часть педагогической науки. В противном случае он лишается научных оснований своей воспитательной деятельности и вынужден действовать вслепую.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.