КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕРМИН
| КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ
| ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ
| КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ
| ПРИМЕРЫ
| Человек –
биосоциальноесущество;
высшая ступень развития живых организмов на Земле;
Homo sapiens (человек разумный)
* Науки: медицина, биология, экология
Бытие –существование
ЗАПОМНИТЬ:
Первичнее бытие тела («Чтобы дать жизнь духу, надо обеспечить жизнь телу»)
Потребность –нужда человека в том, что необходимо для него
ЗАПОМНИТЬ:
Самореализация (высшая потребность) –смысл жизни человека; процесс осознания своего потенциала
| Структура:
1. Социальный статус
2. Социальная роль
3. Направленность личности – устойчивые мотивы, определяющие поведение (потребности, убеждения, мировоззрение и т.д.).
Потребности как основа:
1.Мотивов деятельности;
2. Интересов;
3. Склонностей
ЗАПОМНИТЬ:
Виды интересов:по носителю (индивидуальные и групповые) и по направленности (сферы)
| Антропогенез –наука о происхождении человека
Версии появления человека:
1. Божественная теория (Бог создал людей);
2. Космическая теория (Пришельцы привнесли людей на Землю - палеовизит);
3. Эволюционная теория (Дарвинизм).
4. Марксизм (человек – результат труда)
ЗАПОМНИТЬ:
Интерес – к предмету
Склонность – кдеятельности
(интерес к шахматам и игра в них; НО: интерес к кино, не обязательно работа в кинематографе)
| Человек как «три ипостаси»:
1. Существо универсальное (Способно к любой работе);
2. Существо уникальное (Двух идентичных людей нет);
3. Существо целостное (биосоциальное)
Два условия существования:
1. Биологическое условие (физиология, анатомия человека – жизнь его тела);
2. Социальное условие (культура, психология, философия – жизнь его души)
«Три фазы» человека:
1. Индивид–человек как отдельная особь (пол, возраст, биология, задатки)
2. Личность – человеческий индивид с социально значимыми качествами (статусы, роли, направленность)
3. Индивидуальность–человек с учетом его личных особенностей (неповторимое своеобразие проявлений человека) – Я-концепция
Виды:
1. Бытие человека:
индивидуальный аспект,
личностный аспект;
2. Бытие духовное (душа);
3. Бытие природы и ее процессов;
4. Социальное бытие
Виды (А. Маслоу):
1. По первоочередности –
первичные (врожденные) – биологические (органические, материальные, физиологические) и экзистенциальные;
вторичные (приобретенные) – социальные; духовные (идеальные, познавательные), престижные;
2. По форме – материальные и духовные;
3. По субъектам – индивидуальные, коллективные, общественные
Есть т.н. разумные/мнимые потребности
| Во Франции родился человек – индивид.
Он растет. Его воспитывают родители, школа, социум.
Процесс социализации завершается формированием личности.
У него – талант к рисованию, он отличается добродушием, а также предельной сосредоточенностью в любом деле. Это проявление его индивидуальности.
В нем есть биологическое содержание (у него две ноги, две руки, голова на плечах), социальное содержание (его душа – направленность и статусно-ролевой набор).
*Психические больные люди не являются личностями
1. биологические – в воздухе; экзистенциальные –в безопасности,
2. социальные –в общении; духовные– в самосовершенствовании, престижные –в признании
Разумная – в спорте,
Неразумная – в курении
| ТЕРМИН
| КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ
| КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ
| ПРИМЕРЫ
| Деятельность –
преобразование и подчинение целям человека окружающего мира;
совокупность действий
Преобразование – из металла человек собирает автомобиль, из кирпичей – дома, НО: срубает большие площади лесных массивов (это негативное преобразование)
Подчинение своим целям – ученые ищут лекарства от рака (цель – излечить эту болезнь), школьник копить на свое обучение (хочет получить образование за рубежом)
*Мотивы: потребности, с.установки, убеждения, интересы, эмоции, влечения, идеалы
| Деятельность человека vs активность животного
(есть 3 инстинкта и шестое чувство)
НАПРИМЕР:
Создает искусственную среду (города с небоскребами и инфраструктурой)
| Адаптируется к среде (живет в дикой природе)
| Целеполагает (ставит перед собой цели)
| Целесообразует (какие условия – такие и цели, главное – выжить)
| Сознательные действия (не считая инстинктов – материнства, самосохранения)
| Действует «голыми» инстинктами
| Продуктивен (создает и творит)
| Потребляет (использует)
| Наличие сознания, членораздельная речь, противопоставленный палец
| Отсутствие мышления,
нечленораздельная речь,
отсутствие большого пальца
| Птица использует ветки, чтобы соорудить гнездо для себя и своих детенышей, но она лишь использует ветки, а не создает какое-то новое орудие.
Человек рубит деревья – делает из них дома, предметы мебели, бумагу и т.д. Он создает что-то новое из этих предметов.
Черты:сознательность, продуктивность, преобразование, обществ. характер, наличие цели
Компоненты:
1. Субъект, объект;
2. Мотив (условия, вызывающие активность субъекта и определяющие его направленность);
3. Цель (идеальный образ результата);
4. Методы и средства (способы достижения цели);
5. Действие (процесс по реализации цели);
6. Результат (продукт)
| №1:
1. По продуктам:
1.1. материальная (практическая):
материально-производственная;
социально-преобразующая,
1.2. духовная:
познавательная;
ценностно-ориентировочная;
прогностическая,
2. По субъекту: индивидуальная, коллективная;
3. По характеру: репродуктивная, творческая;
4. По законности: законная, незаконная;
5. По морали: моральная, неморальная;
6. По развитию: прогрессивная, реакционная;
7. По сферам жизни общества;
8. По человеческой активности: внутренняя, внешняя
№2 (Основная)
1. Игра;
2. Общение;
3. Учение;
4. Труд;
5. Творчество
| Материально-производственная –производство автомобилей FORD,
Социально-преобразующая(преобразование общества)–реформы государства в ЛЮБОЙ сфере (здравоохранение, политика),
Познавательная –студент, проходящий обучение по специальности культуролог,
Ценностно-ориентировочная(какая ценность – такая и цель) – это и «поиск себя», «поиск смысла жизни» – у кого-то ценность это деньги, у кого то – духовное совершенствование,
Прогностическая –прежде чем провести реформу, нужно спрогнозировать (что изменить, насколько изменить, как изменить), всякие модели, чертежи, гипотезы это прогноз
Этапы деятельности:
1. Субъект – ученый, объект – раковые клетки,
2. Мотив – помочь людям,
3. Цель – найти лекарство от рака,
4. Методы и средства – использование результатов прошлых экспериментов, лабораторные мыши, оборудование, экспедиции, финансирование.
5. Действие – проведение экспериментов, наблюдений, анализов – поиск лекарства,
6. Результат – ученее из США выяснили, что растение полынь способно убить до 98% раковых клеток за 16 часов
|
ТЕРМИН
| КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ
| ФУНКЦИИ, ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ
| КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ
| ПРИМЕРЫ
| Основные виды деятельности:
1. Игра –вид деятельности, цель которого – НЕ производство материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых
2. Общение –вид деятельности по обмену идеями и эмоциями, а также материальными предметами
Коммуникация –масштабный обмен материальными и духовными (информационными) предметами
3. Учение –вид деятельности, цель которого – приобретение ЗУН
|
Цели:
1. Удовлетворение интереса;
2. Развитие и обогащение личности
Структура:
1. Субъект (инициатор);
2. Цель;
3. Содержание (сама информация);
4. Средства (способы передачи);
5. Объект (получатель)
Компоненты:
1. Знания
2. Умения
3. Навыки
| Черты:
1. Условность (дети играют в больницу);
2. Использование замещающих предметов (ветки вместо скальпелей, шприцов и пр.)
ЗАПОМНИТЬ: осуществляется в форме обучения (образования) и самообразования
|
Классификация:
1. По средствам: непосредственное и прямое (лицом к лицу без искусственных средств), опосредованное и косвенное (через Skype, по телефону, по почте);
2. По субъектам: между реальными людьми (Маша и Глаша); между реальным и иллюзорным (Маша и кукла Глаша); между реальным и воображаемым (Маша и ее воображаемая подружка Глаша), между воображаемыми (Маша и Глаша в детской книжке или мультике)
И обмен, и коммуникацияосуществляют обмен информацией
| Общаются только люди
| Коммуникация снабжает информацией
| Общение – это взаимный обмен
| Коммуникация – однонаправленный поток
| Общение усиливает общности
| Коммуникация обособляет
|
| Петя играет в стрельбу, танки на компьютере, потому что это доставляет удовольствие (адреналин, азарт);
Маша решает кроссворд, потому что это развивает лексикон;
Психолог Елена использует конструктор Лего в игротерапии – благодаря игре 7-летняя Ира без слов показывает, что ее обижают одноклассники
Маша пришла к подруге пожаловаться, что ее бросил парень. Подруга выслушала ее, дала советы, и они начали обсуждать отвлеченные темы – это общение
В Торговом комплексе диктор объявил, что только в выходные в отделе бытовой техники будут действовать 50-процентные скидки на пылесосы – это коммуникация
Знания – это то, что электрик изучал на парах в ПТУ (науки), умения –знания применяются на практике (работа с электрооборудованием), навыки –электрик работает уже год и работает на автомате (нет сомнений в ходе работы)
|
КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ
|
|