|
|||
Четыре вида государственного устройстваСтр 1 из 10Следующая ⇒ Четыре вида государственного устройства Насколько помню, ты говорил, что имеется четыре вида порочного государственного устройства и что стоило бы в них разобраться, дабы увидеть их порочность воочию; то же самое, сказал ты, касается и соответствующих людей: их всех тоже стоит рассмотреть. Согласившись между собой, мы взяли бы самого лучшего человека и самого худшего и посмотрели бы, правда ли, что наилучший человек – самый счастливый, а наихудший – самый жалкий, или дело обстоит иначе. Когда я задал вопрос, о каких четырех видах государственного устройства ты говоришь, тут нас прервали Полемарх и Адимант и ты вел с ними беседу, пока мы не подошли к этому вопросу. – Ты совершенно верно припомнил. – Так вот ты снова и займи подобно борцу то же самое положение [2] и на тот же самый мой вопрос постарайся ответить так, как ты тогда собирался. – Если только это в моих силах. – А мне и в самом деле не терпится услышать, о каких это четырех видах государственного устройства ты говорил. с– Услышишь, это нетрудно. Я говорю как раз о тех видах, которые пользуются известностью. Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство [3]. На втором месте, менее одобряемая, стоит олигархия [4]: это государственное устройство, преисполненное множества зол. Из нее возникает отличная от нее демократия [5]. Прославленная тирания [6] отлична от них всех – это четвертое и крайнее заболевание государства. dМожет быть, у тебя есть какая-нибудь иная идея государственного устройства, которая ясно проявлялась бы в каком-либо виде? Ведь наследственная власть [7] и приобретаемая за деньги царская власть [8], а также разные другие, подобные этим государственные устройства занимают среди указанных устройств какое-то промежуточное положение [9] и у варваров встречаются не реже, чем у эллинов. – Много странного рассказывают об этом. – Итак, ты знаешь, что у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройства [10]. Или ты думаешь, что государственные устройства рождаются невесть откуда – от дуба либо от скалы [11], а не от тех нравов, что наблюдаются в государствах и влекут за собой все остальное, так как на их стороне перевес? – Ни в коем случае, но только от этого.
|
|||
|