Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержательность



Содержательность

    Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Знания, приобретаемые в ходе реализации проектов, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Суть проектной деятельности – стимулировать интерес детей  к обозначенным  проблемам, показать практическое применение полученных знаний. Правило метода проектов:

« Все, что я познаю - я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»

Как показывает моя педагогическая практика, метод проектов позволяет формировать определенные личностные качества, которые развиваются только в деятельности и не могут развиваться вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важная способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Понимая и учитывая современные требования к образованию, я  приступила к поиску и разработке новых современных инновационных подходов.

«Кто стоит на месте, тот отстает» - считали еще древние римляне.

Хорошо понимая смысл этого высказывания, решила углубить свои знания, познакомиться с работами современных педагогов-новаторов. В частности с пособием Т.В.Хабаровой «Педагогические технологии», в котором автор писала « …целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности».

Таким требованиям соответствует технология проблемного обучения – в частности, метод проектирования.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Он  всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта.

 

Ознакомившись с технологией проектирования, пришла к выводу, что этот процесс необходимо организовывать, моделировать так, чтобы дети научились:

· намечать основные и промежуточные цели и задачи;

· искать пути их решения, выбирая оптимальные пути для достижения;

·  осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать результаты выбора, действовать самостоятельно;

· проявлять инициативу, познавательный интерес, волю;

· объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

            Одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности является патриотическое воспитание, основная цель которого – формирование любви к родной стране, своему дому, преданности своему Отечеству,  воспитание с первых лет жизни социально-активной, творческой личности, способной понимать, любить окружающий мир, хранить его ценности.

         Мною был проведен мониторинг знаний детей о своей семье, о родной стране, защитниках Отчизны, о социокультурных ценностях нашего народа.

          Выяснилось, что лишь 16% детей группы имели высокий уровень знаний по названным вопросам.

Поставила перед собой задачу наметить пути устранения этих пробелов   в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, чтения детской литературы,  работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы. Так возникла идея создания проектов: «Моя семья», «День Победы».

Целью проектирования были  следующие требования:

  

         

Для достижения цели определила следующие задачи:

  1. Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;
  3. формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  4. развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  5. развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности;
  6. установить тесный контакт с родителями для активного участия взрослых в образовательном процессе дошкольного учреждения;
  7. повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса по данной проблеме путем внедрения инновационных методов в работе с детьми, широкого использования интерактивных методов обучения.

 

При планировании проекта определяю 3 этапа  его реализации, продумываю содержание деятельности и осуществляю подбор практического материала.

На первом этапе я формулирую проблему и цели проекта, изучаю литературу, подготавливаю материальное обеспечение, после чего определяю продукт проекта.    При организации своей работы  по проектной деятельности я опиралась на методическую литературу:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008.
  2. Белая К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО.- М.:ТЦ «Сфера», 2017.
  3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Так, готовясь к работе над проектом «Моя семья» изучила парциальную

  программу социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Тропинки добра», в которой изложена работа по формированию представлений о Родине, семье, нравственных качеств детей на основе литературного наследия В.А.Сухомлинского.      

Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.   

В дальнейшем разработала план движения к цели –второй этап.                 

        Для решения задач, поставленных в проекте, я привлекла родителей.

Провела родительское собрание «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», где познакомила родителей с задачами и направлениями намеченной работы, предложила оказать помощь своим детям при реализации замысла. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». Подчеркнула значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям, способствует обогащению малышей новыми знаниями, приобретению ими жизненного опыта. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте.

  В организованной мною проектной деятельности принимали участие дети старшего дошкольного возраста.               

            В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности, начинает складываться мотивационная система ребенка. Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников.

При организации проектной деятельности вначале стала использовать на занятиях принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его нравственных качеств. Серия занятий  о семье  была объединена основной проблемой: углубить представления детей о своей семье, взаимоотношениях в семье, основных правилах уважения и почитания старших. Вся работа проходила на занятиях познавательного цикла. Для этого были подобраны произведения В.А.Сухомлинского: «Седьмая дочка», «Бабушка отдыхает», «Самые ласковые руки», «Именинный обед», предложены проблемные ситуации «Гостеприимные хозяева», «Внимательные дети».  На занятиях художественно-эстетического цикла – дети изображали своих родных «Мы с дедушкой», «Портрет моей мамы» и др. Ребята охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, в этических беседах, читали стихи детских поэтов, представляли свое генеологическое дерево.

  

В процессе работы над темой  я применяла  различные формы организации детской деятельности:

· метод активного привлечения родителей к совместной деятельности;

· тематические занятия;

· чтение литературы;

· экскурсии;

· беседы;

· просмотр видеоматериалов;

· рассказ ребенка;

· выставки поделок из природного и дополнительного материала;

· проведение акций;

· экспонирование фотоматериалов;

· метод решения проблемных зада

Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин:

· во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

· во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.

· в-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:

· уметь видеть проблему и ставить вопросы;

· уметь доказывать;

· делать выводы и рассуждать.

Организуя работу над проектами, учу детей собирать информацию. Совместно с родителями малыши выясняют, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей и педагогов или праздником). Так, в результате работы над проектом «Моя семья», родители оформили выставку творческих работ «Осенний вернисаж», «Рождественский сувенир», совместно с детьми изготовили фотоальбомы, составили генеологическое дерево «Моя семья» приняли участие в спортивном празднике «Мама, папа и я - спортивная семья». Родители охотно искали решения вместе с детьми. Помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов.

На третьем этапе я подвожу итоги и готовлю презентацию по деятельности конкретного проекта и провожу ее.

Дети активно помогают мне в этом, после чего мы представляем зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.  Полученные результаты презентуем в разных формах (сочиненная сказка, концерт, украшения в группе, спектакль,  фотоальбом, выставка поделок, макеты, семейные газеты).

 

 Очень интересной, творческой была работа над краткосрочным проектом «День Победы» с целью углубления знаний детей об исторических событиях в жизни нашей Родины, защитниках нашего Отечества.

Объяснила участникам проекта, что их задачасостоит в том, чтобы подготовить небольшое «сообщение» по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими друзьями. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Предупредила о том, что есть много способов, как это сделать.

Здесь вырабатываю с детьми  план действий.  - Попробуйте ответить на вопрос,  что уже известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?». Это и будет ваш план действий.

- Что мы знаем по данной теме?

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу исследователь?

Необходимо подвести дошкольников к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.

Следующий вопрос:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию плана действий:

1. «подумать»,

2. «спросить у другого человека»,

3. «получить информацию из книг»,

4. «понаблюдать»,

5. «посмотреть по телевизору»,

6. «обсудить в группе»,

7. «подведение итогов»

  Для более полного усвоения знаний детей об армии, родах войск, их предназначении изготовила дидактические игры «Наша армия»,  провела игры с элементами ориентирования «Найди пакет», «Доставь секретное донесение», подобрала детскую литературу о военных событиях. В апреле была оформлена выставка детских рисунков «Спасибо за Победу!», проведен конкурс чтецов «Наша Победа», спортивно-музыкальный праздник «Вспомним героев своих». 

Подводя итогпроделанной работе, организовала экскурсии в школьный музей «Боевой славы» и  к памятнику погибшим воинам с целью  расширения знаний детей о героическом прошлом нашего народа, заслугах перед Отечеством воинов, отдавших жизнь в борьбе против фашизма, неувядаемой памяти наших людей об этом подвиге.

 

         

 

В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, поняла, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Поэтому информировала родителей о темах новых совместных проектов. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.