|
|||
СодержательностьСодержательность Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Знания, приобретаемые в ходе реализации проектов, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Суть проектной деятельности – стимулировать интерес детей к обозначенным проблемам, показать практическое применение полученных знаний. Правило метода проектов: « Все, что я познаю - я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» Как показывает моя педагогическая практика, метод проектов позволяет формировать определенные личностные качества, которые развиваются только в деятельности и не могут развиваться вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важная способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Понимая и учитывая современные требования к образованию, я приступила к поиску и разработке новых современных инновационных подходов. «Кто стоит на месте, тот отстает» - считали еще древние римляне. Хорошо понимая смысл этого высказывания, решила углубить свои знания, познакомиться с работами современных педагогов-новаторов. В частности с пособием Т.В.Хабаровой «Педагогические технологии», в котором автор писала « …целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности». Таким требованиям соответствует технология проблемного обучения – в частности, метод проектирования. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений. Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта.
Ознакомившись с технологией проектирования, пришла к выводу, что этот процесс необходимо организовывать, моделировать так, чтобы дети научились: · намечать основные и промежуточные цели и задачи; · искать пути их решения, выбирая оптимальные пути для достижения; · осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать результаты выбора, действовать самостоятельно; · проявлять инициативу, познавательный интерес, волю; · объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности является патриотическое воспитание, основная цель которого – формирование любви к родной стране, своему дому, преданности своему Отечеству, воспитание с первых лет жизни социально-активной, творческой личности, способной понимать, любить окружающий мир, хранить его ценности. Мною был проведен мониторинг знаний детей о своей семье, о родной стране, защитниках Отчизны, о социокультурных ценностях нашего народа. Выяснилось, что лишь 16% детей группы имели высокий уровень знаний по названным вопросам. Поставила перед собой задачу наметить пути устранения этих пробелов в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, чтения детской литературы, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы. Так возникла идея создания проектов: «Моя семья», «День Победы». Целью проектирования были следующие требования:
Для достижения цели определила следующие задачи:
При планировании проекта определяю 3 этапа его реализации, продумываю содержание деятельности и осуществляю подбор практического материала. На первом этапе я формулирую проблему и цели проекта, изучаю литературу, подготавливаю материальное обеспечение, после чего определяю продукт проекта. При организации своей работы по проектной деятельности я опиралась на методическую литературу:
Так, готовясь к работе над проектом «Моя семья» изучила парциальную программу социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Тропинки добра», в которой изложена работа по формированию представлений о Родине, семье, нравственных качеств детей на основе литературного наследия В.А.Сухомлинского. Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. В дальнейшем разработала план движения к цели –второй этап. Для решения задач, поставленных в проекте, я привлекла родителей. Провела родительское собрание «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», где познакомила родителей с задачами и направлениями намеченной работы, предложила оказать помощь своим детям при реализации замысла. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». Подчеркнула значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям, способствует обогащению малышей новыми знаниями, приобретению ими жизненного опыта. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. В организованной мною проектной деятельности принимали участие дети старшего дошкольного возраста. В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности, начинает складываться мотивационная система ребенка. Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников. При организации проектной деятельности вначале стала использовать на занятиях принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его нравственных качеств. Серия занятий о семье была объединена основной проблемой: углубить представления детей о своей семье, взаимоотношениях в семье, основных правилах уважения и почитания старших. Вся работа проходила на занятиях познавательного цикла. Для этого были подобраны произведения В.А.Сухомлинского: «Седьмая дочка», «Бабушка отдыхает», «Самые ласковые руки», «Именинный обед», предложены проблемные ситуации «Гостеприимные хозяева», «Внимательные дети». На занятиях художественно-эстетического цикла – дети изображали своих родных «Мы с дедушкой», «Портрет моей мамы» и др. Ребята охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, в этических беседах, читали стихи детских поэтов, представляли свое генеологическое дерево.
В процессе работы над темой я применяла различные формы организации детской деятельности: · метод активного привлечения родителей к совместной деятельности; · тематические занятия; · чтение литературы; · экскурсии; · беседы; · просмотр видеоматериалов; · рассказ ребенка; · выставки поделок из природного и дополнительного материала; · проведение акций; · экспонирование фотоматериалов; · метод решения проблемных зада Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин: · во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. · во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления. · в-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: · уметь видеть проблему и ставить вопросы; · уметь доказывать; · делать выводы и рассуждать. Организуя работу над проектами, учу детей собирать информацию. Совместно с родителями малыши выясняют, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей и педагогов или праздником). Так, в результате работы над проектом «Моя семья», родители оформили выставку творческих работ «Осенний вернисаж», «Рождественский сувенир», совместно с детьми изготовили фотоальбомы, составили генеологическое дерево «Моя семья» приняли участие в спортивном празднике «Мама, папа и я - спортивная семья». Родители охотно искали решения вместе с детьми. Помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов. На третьем этапе я подвожу итоги и готовлю презентацию по деятельности конкретного проекта и провожу ее. Дети активно помогают мне в этом, после чего мы представляем зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Полученные результаты презентуем в разных формах (сочиненная сказка, концерт, украшения в группе, спектакль, фотоальбом, выставка поделок, макеты, семейные газеты).
Очень интересной, творческой была работа над краткосрочным проектом «День Победы» с целью углубления знаний детей об исторических событиях в жизни нашей Родины, защитниках нашего Отечества. Объяснила участникам проекта, что их задачасостоит в том, чтобы подготовить небольшое «сообщение» по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими друзьями. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Предупредила о том, что есть много способов, как это сделать. Здесь вырабатываю с детьми план действий. - Попробуйте ответить на вопрос, что уже известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?». Это и будет ваш план действий. - Что мы знаем по данной теме? - Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию? - Как вы думаете, с чего начинает свою работу исследователь? Необходимо подвести дошкольников к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. Следующий вопрос: - Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме? Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию плана действий: 1. «подумать», 2. «спросить у другого человека», 3. «получить информацию из книг», 4. «понаблюдать», 5. «посмотреть по телевизору», 6. «обсудить в группе», 7. «подведение итогов» Для более полного усвоения знаний детей об армии, родах войск, их предназначении изготовила дидактические игры «Наша армия», провела игры с элементами ориентирования «Найди пакет», «Доставь секретное донесение», подобрала детскую литературу о военных событиях. В апреле была оформлена выставка детских рисунков «Спасибо за Победу!», проведен конкурс чтецов «Наша Победа», спортивно-музыкальный праздник «Вспомним героев своих». Подводя итогпроделанной работе, организовала экскурсии в школьный музей «Боевой славы» и к памятнику погибшим воинам с целью расширения знаний детей о героическом прошлом нашего народа, заслугах перед Отечеством воинов, отдавших жизнь в борьбе против фашизма, неувядаемой памяти наших людей об этом подвиге.
В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, поняла, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Поэтому информировала родителей о темах новых совместных проектов. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.
|
|||
|