|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОНБАССКИЙ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ 4 страница 4.3 По данным табл. 7.2 построить три векторные диаграммы для режимов: 4.4 Вычислить величины, указанные в графах "вычислено" табл. 7.3: yц, gц , bc - по формулам п.3.3, L1, IL и Ia - как в п.4.1. В графу "С" записать значения, найденные из данных опыта: 4.5 Построить графики зависимости I, I2, IL, Ia от емкости С (в общей системе координат). 4.6 По данным табл. 7.3 построить три векторные диаграммы для режимов, указанных в п.4.3. 5 Контрольные вопросы и задачи: 5.1 В каких цепях и при каких условиях возникает резонанс токов? Регулированием каких величин можно достичь выполнения этих условий? 5.2 В чем проявляется резонанс токов? Ответ иллюстрировать графиками и векторными диаграммами, построенными по результатам измерений и вычислений. 5.3 Какие из проявлений резонанса токов могут быть использованы в цепи на рис. 7.1 для определения момента поступления резонанса при регулирований L или С? 5.4 С помощью рассуждений и соответствующих формул подтвердите или скорректируйте графики зависимости I (L); IL (L); Ic(L); Ia(L). 5.5 То же, что и в п.5.4 для I(C), IL(C), Ia(C), Ic(C). 5.6 Проанализируйте зависимость bL(L) для катушки с R и L и объясните, почему при заданных значениях R и С резонанс в цепи на рис. 7.1 может приходить при двух значениях L? При каких значениях С резонанса вообще не может быть в цепи с заданными R и L катушки? 5.7 Задача. Цепь содержит две параллельно соединенные ветви с параметрами: При какой частоте в этой цепи наступит резонанс токов? Как изменится резонансная частота, если R2=0? 5.8 Задача. В заданной цепи R1=60 Ом, R2=40 Ом, R=50 Ом, XL=80 Ом. Определить XC, при котором в цепи будет резонанс токов. Вычислить общий ток при
5.9 Задача. В изображенной цепи R=40 Ом, R1=80 Ом, Xc=24 Ом. Определить XL , при котором в цепи создается резонанс токов. Вычислить I1, I2, I, если U = 120 B.
5.10 Задача. Показания приборов: U =160 В, I1=2A, I3=8 A, I2=8,246 А. В цепи резонанс токов. Вычислить параметры схемы: R, Xl, Хс, а также L и С, если частота f=50 Гц.
Лабораторная работа 8 ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИЕЙ
Цель работы - экспериментальное определение взаимной индуктивности, опытная проверка законов Кирхгофа в индуктивно-связанных цепях, освоение методики расчета таких цепей. 1 Описание исследуемого устройства и методов измерений взаимной индуктивности. 1.1 В работе исследуются три катушки, расположенные на сердечнике, при различных значениях немагнитного зазора. Конструктивное исполнение исследуемого устройства показано на рис. 8.1, где W1, W2, W3 - обмотки, l0 - немагнитный зазор. Величина l0 регулируется толщиной прокладок из изоляционного материала. 1.2 Метод амперметра и вольтметра определения взаимной индуктивности основан на том, что при протекании переменного тока по одной катушке в другой индуктивности ЭДС. Связь между действующими значениями тока и ЭДС определяется Отсюда следует, что для определения М необходимо измерить ток в одной катушке и напряжение на зажимах другой (при сопротивлении обмотки вольтметра значительно большем, чем сопротивление обмотки катушки, можно принять 1.3 Метод согласного и встречного включения определения взаимной индуктивности заключается в нахождении эквивалентной индуктивности при согласном включении двух последовательно соединенных обмоток и при встречном. Измерения для вычисления и производят с помощью амперметра, вольтметра и ваттметра, по показаниям которых вычисляют, при согласном соединении и - при встречном. Взаимную индуктивность определяют по формуле:
Рисунок 8.1
2 Домашняя подготовка к работе: 2.1 Изучить явление взаимоиндукции и методов расчета индуктивно-связанных цепей но учебнику 1, § 2.3, 3.36-3.42. 2.2 Составить в общем виде систему уравнений Кирхгофа, необходимо для расчета индуктивно-связанной цепи на рис. 8.2. Вариант схемы выбрать из Таблица 8.1
Схему цепи, расчетные уравнения и окончательные выражения произвести в отчете.
Рисунок 8.2 2.3 Заготовить бланк отчета со схемами и таблицами, приведенными в разделе. 3 Порядок выполнения работы: 3.1 Метод амперметра и вольтметра. 3.1.1 Собрать цепь по схеме рис. 8.3, подключив ее к выходным зажимами источника переменного регулируемого напряжения (ИРН).
Рисунок 8.3
3.1.2 Измерить напряжение, ток и мощность, необходимые для вычисления R1, L1, M12, M13 при различных значениях зазора l0 в магнитопроводе. Результаты записать в табл. 8.2. Таблица 8.2
3.1.3 Изменив соответствующим образом схему на рис. 8.3, выполнить измерения, необходимые для определения R2, L2, M21, M23. Результаты измерений записать в табл. 8.3.
Таблица 8.3
3.1.4 Внести изменения в схему рис. 8.3 с целью определения R3, L3, M31, M32. Результаты измерений запасать в табл.8.4. Таблица 8.4
3.2 Метод согласного и встречного включения: 3.2.1 Собрать цепь по схеме рис. 8.4, подключив ее к выходным зажимам ИРН. 3.2.2 Измерить при одном значении зазора lо, ток, напряжение и мощность при согласном и встречном включении различных сочетаний обмоток: 1-2, 2-3 и 3-1. Для этого предварительно необходимо опытно определить одноименные зажимы катушек исследуемого устройства. Величину зазора указывает преподаватель. Результаты измерений записать в табл. 8.5.
Рисунок 8.4
Таблица 8.5
3.3 Исследование распределения напряжений и токов: 3.3.1 Собрать разветвленную электрическую цепь по схеме варианта своей бригады, измерить общее напряжение, напряжение и ток ветвей электрической цепи. Результаты записать в табл. 8.6 Таблица 8.6
Примечание: 1 Величину зазора и общее напряжение указывает преподаватель. 4 Обработка результатов измерений: 4.1 Рассчитать параметры, указанные в графе "Вычислено" табл. 8.2, 8.3, 8.4. Проверить равенства: M12=M21, M23=M32, M13=M31. 4.2 Построить графики М12 = ƒ(l0), М23 = ƒ(l0), М32 = ƒ(l0). 4.3 Рассчитать и записать в табл. 8.5 значения M12, M23, M31, используя результаты пункта 3.2.2. 4.4 По данным табл. 8.5 для последовательного соединения одной из пар обмоток построить векторные диаграммы при согласном и встречном включении. 4.5 Рассчитать U1, I1, U2, I2, U3, I3 для исследуемой цепи пункта 3.3.1 при заданном U и l0. Параметры R1, L1, R2, L2, R3, L3, M12, M13, M23 взять из табл. 8.2, 8.3, 8.4 при соответствующем l0. Параметры R и С взять с макета исследуемой цепи. Результаты записать в строку "Вычислено" табл. 8.6 и сравнить с измерительными значениями. 5 Контрольные вопросы и задачи: 5.1 Что понимают под явлением взаимоиндукции? Дайте понятие М. 5.2 Как определяется М расчетным и опытным путями? 5.3 Почему изменяется взаимная индуктивность обмоток при изменении воздушного зазора в сердечнике? 5.4 Почему в случае двух индуктивно связанных катушек не могут одновременно выполняться условия L1<M и L2<M? 5.5 Почему при одном и том же напряжении ток больше при встречном соединении двух обмоток, чем при согласном? 5.6 Записать и объяснять смысл уравнения, характеризующего точное соотношение между показаниями вольтметра V2, V3 и ЭДС E2 и E3 (рис.8.3). 5.7 Дайте понятие одноименных выводов двух индуктивно-связанных катушек. Как опытно определяются одноименные выводы? 5.8 Как осуществляют "развязывание" магнитно-связанных цепей? 5.9 Как следует соединить две обмотки, чтобы получить наименьшие значения полного сопротивления? Как получить наибольшее полное сопротивление? 5.10 Объясните сущность согласного и встречного включения индуктивно-связанных катушек. 5.11 Составьте систему уравнений Кирхгофа для расчета любой из индуктивно-связанных цепей, представленных на рис. 8.2. 5.12 Задача. Определить ток и напряжение на зажимах каждой катушки: L3=0,3 Гн, M12=0,1 Гн, M23=0,2 Гн, M31=0,15 Гн. 5.13 Задача. Определить ток каждой катушки и общий ток; U = 100 B, ω =100 с-1, L1 = 0,2 Гн, L2 = 0,4 Гн, M=0,25 Гн, R1 = R2 = 15 Ом.
Лабораторная работа 9 ТРЕХФАЗНАЯ ЦЕПЬ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЗВЕЗДОЙ
Цель работы - изучить распределение токов и напряжений в симметричных и несимметричных трехфазных цепях при соединении фаз звездой. 1 Домашняя подготовка к работе: 1.1 Изучить тему "Трехфазные цепи" по одному из учебников 1, § 6 1- 6.8, 6.11, 6-15, 2 § 10.1-10.6, 3, §7.1-7.3. При этом усвоить основные понятия и обозначения, относящиеся к трехфазным цепям, и подготовить ответы по пунктам 4.1-4.7 раздела "Контрольные вопросы и задачи" настоящих методических указаний. 1.2 Заготовить бланк отчета с монтажной схемой и таблицами. 1.3 В бланке отчета привести решение задач 4.12 и 4.13. 2 Порядок выполнения работы: 2.1 Собрать цепь по схеме на рис. 9.1. В качестве RA и RB взять нерегулируемые резисторы с одинаковыми сопротивлениями, RС и RN резисторы с регулируемыми сопротивлениями. Примечание. В качестве RA, RB, RC могут использоваться лампы накаливания. Изменение RС достигается включением различного числа ламп в этой фазе. Рисунок 9.1 2.2 Отключить нейтральный провод, отсоединив его в точках N и n. Включить блок питания и измерить фазные и линейные напряжения, а также линейные токи при пяти значениях: RC : ∞ ; 2R; R; 2R/3; 0, где R = RA = RB. Для получения RC=0 необходимо зажимы нагрузки фазы С соединить проводником накоротко. Результаты измерений занести в табл. 9.1. Таблица 9.1 - Трехпроводная цепь
2.3 Снять закорачивающий провод с зажимов нагрузки в фазе С. Подключить нейтральный провод. Сопротивление RN вывести до нуля или закоротить. Сопротивления нагрузки в фазах А и В оставить прежними. В полученной 4 проводной цепи выполнить измерение величины, указанных в табл. 9.2, при четырех значениях сопротивления нагрузки в фазе С; ∞, 2R, R, 2R/3. Режим RС = 0 в этом случае не устанавливается, так как он является аварийным!
Таблица 9.2 – Четырехпроводная цепь
2.4 Создать несимметричную нагрузку фаз, включив в них одну, две и три лампы. Измерить и записать в табл. 9.3. указанные в ней величины при различных значениях сопротивления нейтрального провода. Для получения RN = ∞ вынуть замыкатель ШР4. Таблица 9.3 - Исследование влияния
3 Обработка результатов измерений: 3.1 По данным табл. 9.1 построить векторные диаграммы линейных и фазных напряжений. Построение начинать с векторов линейных напряжений, которые в любом случае образуют треугольник. Этот треугольник можно строить методом засечек. 3.2 На векторных диаграммах показать вектор UN и сделать в отчете письменный вывод о характере изменения UN при изменении RC от ∞ до нуля. 3.3 Отложить на диаграммах векторы токов и проверить равенство 3.4 Построить векторные диаграммы по данным табл. 9.2, проверить равенство 3.5 С помощью формулы для расчета напряжения смещения нейтрали объяснить в отчете письменно влияние RN на величину UN и на распределение фазных напряжений. 3.6 Записать в отчете выводы о роли нейтрального провода в несимметричной и в симметричной трехфазных цепях. 4 Контрольные вопросы и задачи: 4.1 Определение трехфазных цепей. 4.2 Симметричные и несимметричные трехфазные цепи. 4.3 Симметричные и несимметричные трехфазные системы токов, напряжений, ЭДС. 4.4 Запись трехфазных систем токов, напряжений, ЭДС в виде мгновенных значений и комплексов. 4.5 Изображение трехфазных систем с помощью графиков и векторных диаграмм. 4.6 Соотношения между фазными и линейными напряжениями в симметричных и несимметричных случаях (записать в комплексной форме и показать на векторной диаграмме). 4.7 Первое уравнение Кирхгофа для 3-х и 4-х проводной цепи. 4.8 При каких условиях появляется ток в нулевом проводе? 4.9 Как отражается наличие или отсутствие нейтрального провода на распределение фазных напряжений при симметричной и несимметричной нагрузке? 4.10 В каких случаях и каким образом влияет величина сопротивления нейтрального провода на фазные напряжения? 4.11 Сопоставить и объяснить, пользуясь векторными диаграммами, различие в данных табл. 9.1 и 9.2. 4.12 Задача.UAB=UBC=UCA=173 В. Определить линейные токи, фазные напряжения и построить векторные диаграммы в случаях:
а) ZAX = ZBY = ZCZ = 10; б) ZAX = ZCZ = 10; ZBY = ∞; в) ZAX = ZCZ = 10; ZBY = 0.
4.13 Задача. То же, что в задаче 4.12, но при наличии нейтрального провода с пренебрежимо малым сопротивлением. (Случай "в" не рассматривается). 4.14 Задача. В цепи, изображенной на схеме, линейные напряжения Uл=380. B сопротивления, изображенные на схеме, одинаковы и равны 20 Ом каждое. Определить показания электромагнитного амперметра. 4.15 Каково по характеру сопротивление Z симметричного трехфазного потребителя, если, несмотря на наличие питающего напряжения, ваттметр показывает нуль? Ответ пояснять на векторной диаграмме.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|