Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДОНБАССКИЙ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ 4 страница



4.3 По данным табл. 7.2 построить три векторные диаграммы для режимов:
 bL > bc;  bL = bC;  bL < bC.

4.4 Вычислить величины, указанные в графах "вычислено" табл. 7.3: yц, gц , bc  - по формулам п.3.3, L1, IL и Ia - как в п.4.1. В графу "С" записать значения, найденные из данных опыта:

4.5 Построить графики зависимости I, I2, IL, Ia от емкости С (в общей системе координат).

4.6 По данным табл. 7.3 построить три векторные диаграммы для режимов, указанных в п.4.3.

5 Контрольные вопросы и задачи:

5.1 В каких цепях и при каких условиях возникает резонанс токов? Регулированием каких величин можно достичь выполнения этих условий?

5.2 В чем проявляется резонанс токов? Ответ иллюстрировать графиками и векторными диаграммами, построенными по результатам измерений и вычислений.

5.3 Какие из проявлений резонанса токов могут быть использо­ваны в цепи на рис. 7.1 для определения момента поступления резо­нанса при регулирований L или С?

5.4 С помощью рассуждений и соответствующих формул подтверди­те или скорректируйте графики зависимости I (L); IL (L); Ic(L); Ia(L).

5.5 То же, что и в п.5.4 для I(C), IL(C), Ia(C), Ic(C).

5.6 Проанализируйте зависимость bL(L) для катушки с R и L и объясните, почему при заданных значениях R и С резонанс в цепи на рис. 7.1 может приходить при двух значениях L?

При каких значениях С резонанса вообще не может быть в цепи с заданными R и L катушки?

5.7 Задача. Цепь содержит две параллельно соединенные ветви с параметрами:
R1 = 10 Ом, R2 = 10 Ом, С2 = 200 мкФ, L = 0,2 Г.

При какой частоте в этой цепи наступит резонанс токов?

 Как изме­нится резонансная частота, если  R2=0?

5.8 Задача. В заданной цепи R1=60 Ом, R2=40 Ом, R=50 Ом, XL=80 Ом. Определить XC, при котором в цепи будет резонанс токов. Вычислить общий ток при
 U=220 B.

 

 

5.9 Задача. В изображенной цепи R=40 Ом, R1=80 Ом, Xc=24 Ом. Определить XL , при котором в цепи создается резонанс токов.

Вычислить I1, I2, I, если U = 120 B.

 

 

5.10 Задача. Показания приборов: U =160 В, I1=2A, I3=8 A, I2=8,246 А. В цепи резонанс токов.

Вычислить параметры схемы: R, Xl, Хс, а также L и С, если частота f=50 Гц.

 

 

 

Лабораторная работа 8

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

С ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИЕЙ

 

Цель работы - экспериментальное определение взаимной индук­тивности, опытная проверка законов Кирхгофа в индуктивно-связан­ных цепях, освоение методики расчета таких цепей.

1 Описание исследуемого устройства и методов измерений взаимной индуктивности.

1.1 В работе исследуются три катушки, расположенные на сер­дечнике, при различных значениях немагнитного зазора. Конструк­тивное исполнение исследуемого устройства показано на рис. 8.1, где W1, W2, W3 - обмотки, l0 - немагнитный зазор. Величина l0 регулируется толщиной прокладок из изоляционного материала.

1.2 Метод амперметра и вольтметра определения взаимной индуктивности основан на том, что при протекании переменного тока по одной катушке в другой индуктивности ЭДС. Связь между действующими значениями тока и ЭДС определяется

Отсюда следует, что для определения М необходимо измерить ток в одной катушке и напряжение на зажимах другой (при сопротив­лении обмотки вольтметра значительно большем, чем сопротивление обмотки катушки, можно принять
 Е2 = U2).

1.3 Метод согласного и встречного включения определения взаимной индуктивности заключается в нахождении эквивалентной индуктивности  при согласном включении двух последовательно соединенных обмоток и  при встречном. Измерения для вычисления   и   производят с помощью амперметра, вольтметра и ваттметра, по показаниям которых вычисляют, при согласном соединении и   - при встречном. Взаимную индуктивность определяют по формуле:

 

    

Рисунок 8.1

 

2 Домашняя подготовка к работе:

2.1 Изучить явление взаимоиндукции и методов расчета индуктивно-связанных цепей но учебнику 1, § 2.3, 3.36-3.42.

2.2 Составить в общем виде систему уравнений Кирхгофа, необ­ходимо для расчета индуктивно-связанной цепи на рис. 8.2. Вариант схемы выбрать из
таблицы 8.1.

Таблица 8.1

Бригада
Схема а б в г д е ж з и к

 

Схему цепи, расчетные уравнения и окончательные выражения произвести в отчете.

 

Рисунок 8.2

2.3 Заготовить бланк отчета со схемами и таблицами, приведен­ными в разделе. 3 Порядок выполнения работы:

3.1 Метод амперметра и вольтметра.

3.1.1 Собрать цепь по схеме рис. 8.3, подключив ее к выходным зажимами источника переменного регулируемого напряжения (ИРН).

 

Рисунок 8.3

 

3.1.2 Измерить напряжение, ток и мощность, необходимые для вычисления R1, L1, M12, M13 при различных значениях зазора l0 в магнитопроводе. Результаты записать в табл. 8.2.

Таблица 8.2

n/n

Измерено

Вычислено

l0 I1 U1 P1 U2=E2 U3=E3 R1 L1 M12 M13
мм А В Вт В В Ом Г Г Г
                   
                   
                   
                   

 

3.1.3 Изменив соответствующим образом схему на рис. 8.3, выполнить измерения, необходимые для определения  R2, L2, M21, M23. Результаты измерений записать в табл. 8.3.

    


Таблица 8.3

n/n

Измерено

Вычислено

l0 I2 U2 P2 U1=E1 U3=E3 R2 L2 M21 M23
мм А В Вт В В Ом Г Г Г
                   
                   
                   
                   

 

3.1.4 Внести изменения в схему рис. 8.3 с целью определения R3, L3, M31, M32. Результаты измерений запасать в табл.8.4.

Таблица 8.4

n/n

Измерено

Вычислено

l0 I3 U3 P3 U1=E1 U2=E2 R2 L2 M21 M32
мм А В Вт В В Ом Г Г Г
                   
                   
                   
                   

 

3.2 Метод согласного и встречного включения:

3.2.1 Собрать цепь по схеме рис. 8.4, подключив ее к выходным зажимам ИРН.

3.2.2 Измерить при одном значении зазора lо, ток, напря­жение и мощность при согласном и встречном включении различных со­четаний обмоток: 1-2, 2-3 и 3-1. Для этого предварительно необхо­димо опытно определить одноименные зажимы катушек исследуемого устройства. Величину зазора указывает преподаватель. Результаты измерений записать в табл. 8.5.

 

Рисунок 8.4

    

Таблица 8.5

Соединение

обмоток

Измерено

Вычислено

согласное

встречное

М
В А Вт В А Вт Ом Ом Г
1 и 2                  
2 и 3                  
1 и 3                  

 

3.3 Исследование распределения напряжений и токов:

3.3.1 Собрать разветвленную электрическую цепь по схеме ва­рианта своей бригады, измерить общее напряжение, напряжение и ток ветвей электрической цепи. Результаты записать в табл. 8.6

Таблица 8.6

Вариант

схемы

U U1 I1 U2 I2 U3 I3

 

В В А В А В А
                Измерено
                Вычислено

 

Примечание: 1 Величину зазора и общее напряжение указывает преподаватель.

4 Обработка результатов измерений:

4.1 Рассчитать параметры, указанные в графе "Вычислено" табл. 8.2, 8.3, 8.4. Проверить равенства: M12=M21, M23=M32, M13=M31.

4.2 Построить графики М12 = ƒ(l0), М23 = ƒ(l0), М32 = ƒ(l0).

4.3 Рассчитать и записать в табл. 8.5 значения M12, M23, M31, используя результаты пункта 3.2.2.

4.4 По данным табл. 8.5 для последовательного соединения одной из пар обмоток построить векторные диаграммы при согласном и встречном включении.

4.5 Рассчитать U1, I1, U2, I2, U3, I3 для исследуемой цепи пункта 3.3.1 при заданном U и l0. Параметры R1, L1, R2, L2, R3, L3, M12, M13, M23  взять из табл. 8.2, 8.3, 8.4 при соответствую­щем l0. Параметры R и С взять с макета исследуемой цепи. Результаты записать в строку "Вычислено" табл. 8.6 и сравнить с измерительными значениями.

5 Контрольные вопросы и задачи:

 5.1 Что понимают под явлением взаимоиндукции? Дайте понятие М.

5.2 Как определяется М расчетным и опытным путями?

5.3 Почему изменяется взаимная индуктивность обмоток при изменении воздушного зазора в сердечнике?

5.4 Почему в случае двух индуктивно связанных катушек не могут одновременно выполняться условия L1<M и L2<M?

5.5 Почему при одном и том же напряжении ток больше при встречном соединении двух обмоток, чем при согласном?

5.6 Записать и объяснять смысл уравнения, характеризующего точное соотношение между показаниями вольтметра V2, V3 и ЭДС  E2 и E3 (рис.8.3).

5.7 Дайте понятие одноименных выводов двух индуктивно-связанных катушек. Как опытно определяются одноименные выводы?

5.8 Как осуществляют "развязывание" магнитно-связанных цепей?

5.9 Как следует соединить две обмотки, чтобы получить наименьшие значения полного сопротивления? Как получить наиболь­шее полное сопротивление?

5.10 Объясните сущность согласного и встречного включения индуктивно-связанных катушек.

5.11 Составьте систему уравнений Кирхгофа для расчета любой из индуктивно-связанных цепей, представленных на рис. 8.2.

5.12 Задача. Определить ток и напряжение на зажимах каждой катушки:
 U = 220 B, ω =100 с-1, R1 = R2 = R3 = 20 Ом, L1 = 0,1 Гн, L2 = 0,2 Гн.

L3=0,3 Гн, M12=0,1 Гн, M23=0,2 Гн, M31=0,15 Гн.

5.13 Задача. Определить ток каждой катушки и общий ток;

U = 100 B, ω =100 с-1, L1 = 0,2 Гн, L2 = 0,4 Гн, M=0,25 Гн, R1 = R2 = 15 Ом.

 

Лабораторная работа 9

ТРЕХФАЗНАЯ ЦЕПЬ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЗВЕЗДОЙ

 

Цель работы - изучить распределение токов и напряжений в симметричных и несимметричных трехфазных цепях при соединении фаз звездой.

1 Домашняя подготовка к работе:

1.1 Изучить тему "Трехфазные цепи" по одному из учебников 1, § 6 1- 6.8, 6.11, 6-15, 2 § 10.1-10.6, 3, §7.1-7.3. При этом усвоить основные понятия и обозначения, относящиеся к трехфазным цепям, и подготовить ответы по пунктам 4.1-4.7 раздела "Контроль­ные вопросы и задачи" настоящих методических указаний.

1.2 Заготовить бланк отчета с монтажной схемой и таблицами.

1.3 В бланке отчета привести решение задач 4.12 и 4.13.

2 Порядок выполнения работы:

2.1 Собрать цепь по схеме на рис. 9.1. В качестве RA и RB взять нерегулируемые резисторы с одинаковыми сопротивлениями, RС и RN резисторы с регулируемыми сопротивлениями.

Примечание. В качестве RA, RB, RC могут использовать­ся лампы накаливания. Изменение RС достигается включением различного числа ламп в этой фазе.

Рисунок 9.1

2.2 Отключить нейтральный провод, отсоединив его в точках N и n. Включить  блок питания и измерить фазные и линейные напряжения, а также линейные токи при пяти значениях: RC : ∞ ; 2R; R; 2R/3; 0, где R = RA = RB. Для получения RC=0 необ­ходимо зажимы нагрузки фазы С соединить проводником накоротко. Результаты измерений занести в табл. 9.1.

Таблица 9.1 - Трехпроводная цепь

RC

Линейные напряжения

Фазные напряжения

Линейные токи

UAB UBC UCA UA UB UC IA IB IC
Ом В В В В В В А А А
                 
2R                  
R                  
2R/3                  
                 

 

2.3 Снять закорачивающий провод с зажимов нагрузки в фазе С. Подключить нейтральный провод. Сопротивление RN вывести до нуля или закоротить. Сопротивления нагрузки в фазах А и В оставить прежними. В полученной 4 проводной цепи выполнить из­мерение величины, указанных в табл. 9.2, при четырех значениях сопротивления нагрузки в фазе С; ∞, 2R, R, 2R/3.

Режим RС = 0 в этом случае не устанавливается, так как он является аварийным!

 

Таблица 9.2 – Четырехпроводная цепь

RC

Линейные напряжения

Фазные напряжения

Токи

UAB UBC UCA UA UB UC IA IB IC IN
Ом В В В В В В А А А A
                   
2R                    
R                    
2R/3                    

 

2.4 Создать несимметричную нагрузку фаз, включив в них одну, две и три лампы. Измерить и записать в табл. 9.3. указанные в ней величины при различных значениях сопротивления нейтрального провода. Для получения RN = ∞ вынуть замыкатель ШР4.


Таблица 9.3 - Исследование влияния

RN UЛ UА UВ UС UN IA IB IC IN
                 
RN/3                  
2RN/3                  
RN                  
∞                    

 

3 Обработка результатов измерений:

3.1 По данным табл. 9.1 построить векторные диаграммы линей­ных и фазных напряжений. Построение начинать с векторов линейных напряжений, которые в любом случае образуют треугольник. Этот треугольник можно строить методом засечек.

3.2 На векторных диаграммах показать вектор UN и сделать в отчете письменный вывод о характере изменения UN при измене­нии RC  от ∞ до нуля.

3.3 Отложить на диаграммах векторы токов и проверить ра­венство

    3.4 Построить векторные диаграммы по данным табл. 9.2, прове­рить равенство

3.5 С помощью формулы для расчета напряжения смещения нейтрали

объяснить в отчете письменно влияние RN на величину UN и на распределение фазных напряжений.

3.6 Записать в отчете выводы о роли нейтрального провода в несимметричной и в симметричной трехфазных цепях.

4 Контрольные вопросы и задачи:

4.1 Определение трехфазных цепей.

4.2 Симметричные и несимметричные трехфазные цепи.

4.3 Симметричные и несимметричные трехфазные системы токов, напряжений, ЭДС.

4.4 Запись трехфазных систем токов, напряжений, ЭДС в виде мгновенных значений и комплексов.

4.5 Изображение трехфазных систем с помощью графиков и век­торных диаграмм.

4.6 Соотношения между фазными и линейными напряжениями в симметричных и несимметричных случаях (записать в комплексной форме и показать на векторной диаграмме).

4.7 Первое уравнение Кирхгофа для 3-х и 4-х проводной цепи.

4.8 При каких условиях появляется ток в нулевом проводе?

4.9 Как отражается наличие или отсутствие нейтрального провода на распределение фазных напряжений при симметричной и несимметричной нагрузке?

4.10 В каких случаях и каким образом влияет величина сопро­тивления нейтрального провода на фазные напряжения?

4.11 Сопоставить и объяснить, пользуясь векторными диаграм­мами, различие в данных табл. 9.1 и 9.2.

4.12 Задача.UAB=UBC=UCA=173 В. Определить линейные токи, фазные напряжения и построить векторные диаграммы в случаях:

                                         

 

                                               а) ZAX = ZBY = ZCZ = 10;

                                    б) ZAX = ZCZ = 10; ZBY = ∞;

                                         в) ZAX = ZCZ = 10; ZBY = 0.

 

4.13 Задача. То же, что в задаче 4.12, но при наличии нейт­рального провода с пренебрежимо малым сопротивлением. (Случай "в" не рассматривается).

4.14 Задача. В цепи, изображенной на схеме, линейные напря­жения Uл=380. B сопротивления, изображенные на схеме, одинаковы и равны 20 Ом каждое. Определить показания электромагнитного амперметра.

4.15 Каково по характеру сопротивление Z симметричного трехфазного потребителя, если, несмотря на наличие питающего на­пряжения, ваттметр показывает нуль? Ответ пояснять на векторной диаграмме.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.