Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДОНБАССКИЙ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ 2 страница



1.1 Изучить основы теории передачи электроэнергии постоянным током по двухпроводной ЛЭП, пользуясь учебниками 1 §§ 1.27,1.28, 2 § 2.11.   

1.2 Решить задачу. Решение задачи и схему замещения рассчиты­ваемой цепи привести в бланке отчета.

Дано: сопротивление обоих проводов двухпроводной ЛЭП Rл = 20 м, напряжение в начале линий U1 =240 В, сопротивление нагрузки Rн = 22 Ом. Вычислить: мощность, потребляемую нагрузкой P2, напряжение в конце линии U2, потерю мощности в проводах линии DP, КПД линии.

1.3 Познакомиться со схемой модели линии электропередачи (рис. 3.1), уяснить для себя назначение всех приборов и элементов схемы, разобрав содержание разд. 2 "Описание модели ЛЭП".

1.4 Начертить в бланке отчета схему модели (рис.3.1), а также таблицы для внесения в них результатов измерения и расчета физичес­ких величин, характеризующих работу ЛЭП (см. разд. 3 "Порядок выпол­нения работы").

2 Схема замещения ЛЭП и соотношения, характеризующие ее рабо­ту. Лабораторная модель ЛЭП.

2.1 Схема замещения ЛЭП показана на рис. 3.1

Рисунок 3.1

На схеме обозначение Rл - суммарное сопротивление проводов линии;

Rн - сопротивление нагрузки;

U1 и U2  - напряжение в начале и в конце линии соответственно;

I - ток в линии и в нагрузке.

2.3 Для характеристики работы линии используются также сле­дующие величины:

DUл - падение напряжения в проводах ЛЭП;

Р2 - мощность в нагрузке;

P1- мощность, набирающая в линию от источника энергии;  

DPл - потери мощности выделяются в виде тепла в проводах.

2.4 Величины, указанные в п.2.2 и 2.3 связаны между собой следующими соотношениями:

Для к. п. д. существуют и другие формулы, в частности

2.5 Схема цепи, которая служит лабораторной моделью для экспериментального исследования ЛЭП, показана на рис. 3.2.

2.6 Rл на лабораторном стенде - это последовательно соеди­ненные резисторы R6 и R7 по 100 Ом каждый.

Rн - два последовательно соединенных регулируемых резистора R и R1 с сопротивлением 0-330 Ом у каждого.

2.7 PV1 - вольтметр с верхним пределом 60 В для измерения напряжения U1,
PV2 - вольтметр с пределом 50 В - для измерения U2, РА - миллиамперметр с пределом 300 мА для измерения тока линии и нагрузки.

Рисунок 3.2

3 Порядок выполнения работы:

3.1 Исследование работы линии на переменную нагрузку при неиз­менном напряжении в начале линии:

3.1.1 Собрать цепь по схеме на рис. 3.2 с учетом п.п. 2.6 и 2.7. Представить схему для проверки.

3.1.2 Установить регулятор напряжения в нулевое положение, ре­зисторы Rн в положение максимального сопротивления, ключ SА в разомкнутое состояние (режим холостого хода линии).

3.1.3 Включить блок питания и установить по вольтметру PV1 напряжение
V1=50 В. Записать в таблицу 3.1 значения I = 0 и U2 (должно быть U2 = U1).

3.1.4 Замкнуть ключ SA, снова отрегулировать U1=50 B и записать показания РA и PV2 во вторую строку таблицы 3.1.

3.1.5. Поддерживая U1=50 B и уменьшая Rн до нуля, снять и записать показания РА и РV2. Рекомендуется устанавливать такие значения тока, при которых U2 принимает значения 50, 35, 25, 15 и 0.


Таблица 3.1 - Исследование работы линии на переменную нагрузку при U1=50 B (пост.) и при Rл=200 Ом (пост).

n/n

Измерено

Вычислено

I U2 P1 P2 ∆Pл ∆Uл Rн η
А В Вт Вт Вт В Ом %
           
               
               
               
                 

 

    3.2 Исследование влияния сопротивления проводов линии на энер­гетические показатели ее работы:

3.2.1 В схеме, на рис. 3.1 Rл и Rн поменять местами, т.е. в качестве Rл включить последовательно два резистора с регулируемым сопротивлением, а в качестве Rн - два соединенных последовательно резистора по 100 Ом.

3.2.2 После проверки схемы руководителем занятий установить резисторы Rл и регулятор напряжения в нулевое положение, включить питание, установить
U1=50 В, записать значения I и U2 в таблицу 3.2.

 

    Таблица 3.2 - Исследование работы линии с переменным ее сопротивлением                             U1= 50 В, Rн =200 Ом:

n/n

Измерено

Вычислено

I U2 ∆Uл Rл P1 P2 ∆Pл η
А В В Ом Вт Вт Вт %
               
               
               
               
               

 

3.2.3 Изменяя Rл от 0 до максимального значения, измерить и записать 4 - 5 значений тока и напряжения U2. При снятии показаний РА и PV2 необходимо каждый раз устанавливать U1=50 В.

3.3 Исследование зависимости энергетических показателей линии от напряжения в начало линии при постоянной мощности в нагрузке P2.

Эта часть работы выполняется расчетным путем в следующем порядке.

3.3.1 Задаться сопротивлением линии Rл = 10 0м и мощностью нагрузки в пределах P2 = 40 - 50 Вт (Конкретное значение P2 для каждой бригады указывает преподаватель).

 

    Таблица 3.3 - Исследование линии при постоянной мощности Р2 = Вт и                               различных значениях U1, Rл=10 Ом:

n/n

U2 I Rн ∆Uл U1 ∆Pл P1 η
В А Ом В В Вт Вт %
             
             
             
             
             

 

3.3.2 Вычислять значения тока I, учитывая, что P2 = U2I.

3.3.3 Вычислять сопротивление Rн по закону Ома.

3.3.4 Вычислить остальные величины, указанные в таблице 3.3, пользуясь формулами в п.2.3.

4 Обработка результатов измерений и расчетов:

4.1 Рассчитать и записать величины, указанные в графах "вычис­лено" таблицы 3.1. Для этого использовать формулы, приведенные в п. 2.4.

4.2 Построить графики зависимостей DUл(I) и U2(I) в одной системе координат и DРл(I); P2(I); P1(I) и h (I) в другой.

4.3 Рассчитать величины в графах "вычислено" таблица 3.2 и по полученным данным построить графики зависимостей DUл (Rл), DРл (Rл) и h (Rл). 

4.4 По данным таблицы 3.3 построить графики I (U1), DUл (U1), DPл (U1) и
h (U1).

5 Контрольные вопросы и задачи:

5.1 Пользуясь данными, полученными в разделе 3.1,объясните работу ЛЭП при U1 = пост, Rл = пост, Rн = перем, в частности:

5.1.1 По какому закону применяется U2 при изменении тока? С помощью соответствующих формул подтвердите или скорректируйте графики DUл(I) и U2(I), полученные экспериментально.

5.1.2 Приведите формулы, позволяющие объяснить или скорректи­ровать зависимости DРл(I); P1(I); U2(I) и h (I).

5.1.3 Охарактеризуйте характер применения Р2 при увеличе­нии тока от I = 0 до
 I = 0,5Iк и от I = 0,5Iк  до  Iк, гдe Iк ток при Rн = 0.

5.1.4 Запишите формулу зависимости Р2 от Rн и, иссле­довав ее на экстремум, определите Rн, при котором Р2 = Р2 max.

5.1.5 Как называется режим работы ЛЭП при P2 max? Каковы значения U2 и h в этом режиме? В каких случаях такой режим применяется на практике?

5.1.6 Охарактеризуйте предельные режимы работы ЛЭП: холостой ход и короткое замыкание. При каких значениях Rн эти режимы получаются? Каковы значения I, U2 и h в этих режимах?

5.2 Пользуясь данными, полученными в разделе 3.2, объясните влияние Rл на энергетические показатели работы ЛЭП при U1 = пост, Rн = пост, в частности:

5.2.1 С помощью соответствующих формул объясните или скоррек­тируйте, если необходимо, зависимости DU(Rл), DP(Rл) и h(Rл).

5.2.2 Из графика h(Rл) и соответствующей формулы следует, что, уменьшая Rл, к.п.д. ЛЭП можно как угодно приблизить к 100%. Почему на практике не стремятся получить к.п.д. более 95 - 96%?

5.3 Исходя из условий P2 = пост и Rл = пост, объясните зависимости тока, потерь мощности и к.п.д. ЛЭП от напряжения в начале линий U1, представленные в таблице 3.3 и соответствую­щими графиками.

5.4 Пользуясь данными, полученными в разделе 3.3, объясните, почему передача электроэнергии на большие расстояния осуществляется при очень высоких напряжениях, исчисляемых сотнями тысяч вольт.

5.5 Во сколько раз пришлось бы увеличить сечение проводов ЛЭП, если бы мощность, передаваемую при напряжении 220 кВ, решили передавать при напряжении 220 В?

5.6 Рассчитать сечение алюминиевых проводов двухпроводной ЛЭП для передачи мощности P2= 100 кВт при напряжении U2=10 кВ на расстоянии 50 км КПД линии 95%, удельное сопротивление алюминия 2,9·10-8 Ом. м.

5.7 Чему будет равно значение КПД двухпроводной ЛЭП для пере­дачи мощности P2=100 кВт при напряжении U2 =10 кВ на расстоянии 50 км, если линию выполнить медными проводами сечением 55 мм2?

Удельное сопротивление меди 1,75·10-8 Ом. м.

5.8 Напряжение в начале линии связи U1=30 В. Если в конце, ли­нии включить приемный аппарат №1, напряжение на нем окажется равным U2=27 В,  если включить аппарат №2, напряжение U2 будет равно 21 В, если включать аппарат №3, напряжение U2 будет равно 15 В. При использовании какого аппарата мощность передавае­мого сигнала у потребителя будет наибольшей?

5.9 Суммарное сопротивление проводов Rл = 5 Ом. Напряжение в начале линии U1=3250 В. Мощность в нагрузке Р2 = 100 кВт. Вычислите к.п.д. ЛЭП,

В результате расчета должно получается два значения к.п.д. Объясните этот факт, пользуясь графиками Р2(I) и h(I), построенными по результатам исследования ЛЭП в разделе 3.1(U1 = пост, Rл = пост, Rл = пост).

 

 

Лабораторная работа 4

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ И ПАРАЛЛЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИЯХ ЭЛЕМЕНТОВ

 

Цель работы - усвоение методики экспериментального определе­ния параметров элементов цепей переменного тока, опытное изучение распределения напряжения и тока в цепях переменного тока при последовательном и параллельном соединении участков, усвоение мето­дики расчета таких цепей.

1 Домашняя подготовка к работе:

1.1 Изучить [1 §§3.1-3.4, 2] тему "Электрические цепи однофазного синусоидального тока".

1.2 Решить задачи (решение должно быть в бланке отчета):

1.2.1 Цепь состоит из последовательно соединенных: индуктивной катушки
(Rк = 40 Ом, L = 0,0955 Гн), резистора (Rр = 20 Ом), конденсатора (C= 28,95 мкФ). Общее напряжение задано уравнением: u = 141 sin ωt  , частота ƒ = 50 Гц.

Требуется:

а) определить действующие значения общего напряжения и тока;

б) действующие значения напряжения на зажимах катушки, резистора и конденсатора;

в) записать выражение мгновенных значений этих напряжений и тока;

г)  построить в масштабе векторную диаграмму напряжений.

1.2.2 Индуктивная катушка (ХL = 80 Ом, Rк = 60 Ом) и конденсатор (Хс = 160 Ом) соединены параллельно и подключены к источнику с напряжением 200В. Определить ток в катушке, конденсаторе и потребляемый от источника. Вычислить активную, реактивную и полную мощность. Построить векторную диаграмму токов.

1.3 Заготовить бланк отчета со схемами и таблицами, приведенными в п.2, а также с решениями задач из п.1.

2 Порядок выполнения работы:

2.1 Определение параметров катушки, резистора и конденсатора.

2.1.1 Собрать цепь по схеме рис. 4.1, подключив в качестве приемника энергии Z индуктивную катушку. Цепь подключить к вы­ходным зажимам источника переменного регулируемого напряжения (клеммы 0-250 В панели питания лабораторного стенда).

2.1.2 Подать на схему напряжение и, регулируя напряжение, установить ток в пределах 0,1- 0,2 А. Показания всех приборов запи­сать в табл. 4.1.

2.1.3 Заменить катушку на резистор. Повторить п.2.1.2.

2.1.4 Заменить резистор конденсатором. Повторить п.2.1.2.

Рисунок 4.1

Таблица 4.1 - Определение параметров катушки, резистора и конденсатора:

 

Измерено

Вычислено

Приемник

энергии

U I P Z R X cosφ y д в
В А Вт Ом Ом Ом - См См См
Катушка                    
Резистор                    
Конденсатор                    

 

2.2 Последовательное соединение приемников:

2.2.1 В цепи на рис.4.1 в качестве приемника энергии подключить резистор и катушку, соединенные последовательно. Устано­вить схему тока 0,1- 0,2 А, измерить общее напряжение, мощность, а также напряжения на резисторе и катушке, присоединяя к соответствующим клеммам вольтметр PV. Показания приборов записать в табл.4.2.

2.2.2 Проделать п.2.2.1 при последовательном соединении резистора и конденсатора.

2.2.3 Проделать п.2.2.1 при последовательном соединении ка­тушки, резистора и конденсатора.

Таблица 4.2 - Последовательное соединение приемников энергии

 

Измерено

Вычислено

I U Uр Uкат Uконд Р U Р cosφ
А В В В В Вт В Вт -
Резистор и катушка                  
Резистор и конденсатор                  
Резистор, катушка и конденсатор                  

 

2.3 Параллельное соединение приемников энергии 2.3.1. Собрать цепь по схеме на рис. 4.2

 

Рисунок 4.2

2.3.2 Измерить токи в ветвях, общий ток, напряжение и мощ­ность при параллельном соединении катушки и резистора (штепсель­ный разъем ШР4 без замыкателя). Для этого поочередно, вместо замыкателей штепсельных разъемов ШР1, ШР2, необходимо включить амперметр РА. Результаты записать в соответствующую строку таблицы 4.3.

2.3.3 Проделать п.2.3.2 при параллельном включении резистора и конденсатора (ШР2 без замыкателя).

2.3.4 Проделать п.2.3.2 при параллельном включении всех трех элементов                                    

Таблица 4.3 - Параллельное соединение приемников энергии

 

Измерено

Вычислено

U I Iр Iкат Iконд Р I Р cosφ
В А А А А Вт А Вт -
Резистор и катушка                  
Резистор и конденсатор                  
Резистор, катушка и конденсатор                  

 

    


3 Обработка результатов работы:

3.1 По результатам измерений п.2.1 вычислить полное, активное и реактивное сопротивления приемников энергии, пользуясь законом Ома, формулой мощности и соотношениями из треугольника сопро­тивлений.

3.2 Вычислить полную проводимость y  и ее составляющие: активную g и реактивную b, пользуясь законом Ома и соотно­шениями из треугольника проводимости

Результаты расчетов по пп.3.1, 3.2 занести в соответствую­щие столбцы табл. 2.1.

3.3 Используя параметры табл. 4.1, определить общее напря­жение U, активную мощность Р и коэффициент мощности  расчетным путем при токе проведения соответствующих опытов в п.2.2. При этом необходимо пользоваться соотношениями: ,(здесь сумма алгебраическая, )

Результаты занести в графу "вычислено" табл. 4.2.

3.4. Для всех случаев последовательного соединения построить в масштабе векторные диаграммы напряжений и диаграммы сопротивле­ний.

3.5 По результатам расчета для всех случаев последовательного соединения построить графики мгновенных значений тока и напряжений.

3.6 Задаваясь таким же напряжениями, как и при измерениях в пп.2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, определять общий ток и потребляемую мощ­ность расчетным путем в тех же вариантах параллельного соединения элементов. Для вычислений использовать параметры элементов, записанные в табл. 4.1, а также следующие соотношения:

3.7 Построить в масштабе векторные диаграммы токов и диаграм­мы проводимостей для трех вариантов параллельного соединения.

3.8 По результатам расчета для трех вариантов параллельного соединения построить графики мгновенных значений напряжений и токов.

3.9 Сделать вывод о проделанной работе (письменно).

3.10 Подготовить ответы на контрольные вопросы.

4 Контрольные вопросы:

4.1 Как записываются и изображаются на графиках синусоидальный ток, напряжение, э. д. с.? Какими величинами они характеризуются?

4.2 Что такое действующие значения тока, напряжения, э. д. с.?

4.3 Как связаны мгновенные и действующие значение тока с мгно­венными и действующими значениями напряжения: 1) на участке цепи с активным сопротивлением; 2) на участке цепи с индуктивностью; 3) на участке цепи с емкостью; 4) при последовательном соединении всех этих элементов; 5) при параллельном соединении элементов.

4.4 Треугольники сопротивлений и проводимостей, соотношения, вытекающие из них.

4.5 Что такое активная мощность и как она вычисляется?

4.6 Методика расчета цепей при последовательном соединении на основе векторных диаграмм.

4.7 Методика расчета цепей при параллельном соединении на основе векторных диаграмм.

R = 6 Ом            Определить I, UR, XC, Z

U = 100 В

Uc = 80 В

 



                                         R = 20 Ом         Определить U, I2, XC, y, Z

                                       I = 5 А

                                       I1 = 3 А

4.10 Напряжение, активное, емкостное и индуктивное сопротив­ление в Омах указаны на схеме. Определить общий ток и коэффициент мощности цепи.

4.11 В цепи к задаче п.4.8 . Полу­чить выражения мгновенных значений тока i, общего напряжения U, напряжения на резисторе UR.

4.12 В цепи и задаче п.4.9  Получить выражения мгновенных значений i, i1, U.

4.13 В цепи к задаче п.4.10    Получить выражения мгновенных значений U, i , i1, i2.

4.14 Задача. Цепь состоит из последовательно соединенных ка­тушки и конденсатора. Напряжение 100 В,  цепи 0,8,  катушки 0,6. Определить напряжение на катушке и конденсаторе, изобразив предварительно схему замещения цепи и построив (качест­венно) векторную диаграмму.

4.15 Задача. Определить емкость конденсатора, который необ­ходимо включить последовательно с лампой накаливания 100 Вт, 127 В для обеспечения нормальной работы лампы от сети 220 В, 50 Гц.

4.16 Задача. Индуктивная катушка имеет параметры: Г, R = 40 Ом. Определить активную, реактивную и полную проводимость при двух значениях частоты: 50 Гц и 100 Гц.

 


Лабораторная работа 5

ЦЕПЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА СО СМЕШАННЫМ

СОЕДИНЕНИЕМ УЧАСТКОВ

 

Цель работы - опытное изучение основных соотношений между токами, напряжениями и параметрами схемы в цепи переменного тока со смешанным соединением участков, усвоение символического метода расчета.

1 Подготовка к работе:

1.1 Изучить по учебнику 1, §§ 5.4, 5.5, 5.10-5.13, 2, §§ 3.5-3.14 или по конспекту основы символического метода расчета цепей синусоидального тока.

1.2 Познакомиться с методами экспериментального определения параметров элементов цепей переменного тока на основе измерений по схемам на рис. 5.1а и 5.2а. Суть методов для наиболее простого случая, когда   (в качестве - резистор изложена в п. 1.2.1 и 1.2.2.

 

 

 


а)                              б)                    а)                              б)

Рисунок 5.1                                             Рисунок 5.2

1.2.1 Схема на рис.5.1а. Векторная диаграмма напряжений - на рис. 5.1б. Из векторной диаграммы и с теоремы косинусов:

по известным напряжениям определяется.

По закону Ома и из треугольника сопротивлений находим

1.2.2 Схема на рис. 5.2а. Векторная диаграмма токов на рис. 5.2б.

Из соотношения  вычисляется . По закону Ома и из треугольника сопротивлений



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.