|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОНБАССКИЙ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ 1 страницаСтр 1 из 6Следующая ⇒ ДОНБАССКИЙ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению лабораторных работ по курсу "Теоретические основы электротехники" (для студентов электротехнических специальностей)
Алчевск Кафедра теоретической и общей электротехники
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению лабораторных работ по курсу "Теоретические основы электротехники" (для студентов электротехнических специальностей)
Рекомендовано на заседании кафедры ТОЭ Протокол № 1 от 29.08.01
Утверждено на заседании методсовета ДГМИ Протокол № 2 от 12.10.01
Алчевск УДК 621. 3.01
Методические указания к выполнению лабораторных работ по теоретическим основам электротехники, ч.1 (для студентов электротехнических специальностей)/ Сост. : В.Г. Дрючин, В.С. Песоцкий. – Алчевск: ДГМИ, 2001. – 66 с.
Дан порядок проведения и оформления лабораторных работ по теоретическим основам электротехники. Содержит теоретические вопросы и вопросы контроля знаний. Составители: В.Г. Дрючин, доц., В.С. Песоцкий, доц. Ответственный за выпуск: В.Г. Дрючин, доц. Ответственный редактор: В.Г. Дрючин, доц.
УДК 621. 3.01
Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт з теоретичних основ електротехніки, ч. 1 (для студентів електротехнічних спеціальностей)/ Укл. :
Дано порядок проведення й оформлення лабораторних робіт з теоретичних основ електротехніки. Містить теоретичні питання контролю знань. Укладачі: В.Г. Дрючин, доц., В.С. Песоцький, доц. Відповідальний за випуск: В.Г. Дрючин, доц. Відповідальний редактор: В.Г. Дрючин, доц.
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В данной работе приведены методические указания к выполнению лабораторных работ по первой части курса 4 "Теоретические основы электротехники". Лабораторные работы выполняются в лаборатории. ТОЭ на универсальных стендах в течение двух академических часов итребуют примерно два часа самостоятельной работы студентов, включая время на подготовку к выполнению и защите. Целью лабораторных занятий является закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, и приобретение навыков экспериментального исследования электротехнических схем. Выполнение лабораторной работы включает: — домашнюю подготовку; — проведение эксперимента; — обработку результатов; — защиту работы. Тщательная домашняя подготовка является аналогом успешного выполнения лабораторной работы. Домашняя подготовка осуществляется в соответствии с заданием, приведенным в указаниях к каждой лабораторной работе. Бланк отчета с результатами домашней подготовки составляется студентом и является основным документом при допуске к работе. Работа в лаборатории выполняется бригадами по два или три человека каждая. Бригада получает право приступить к сборке электрической схемы только после сдачи коллоквиума по материалу домашней подготовки. Результаты эксперимента заносятся в заготовленные таблицы, схемы разбираются только после того, как полученные результаты будут проверенны и завизированы преподавателем. Отчет о работе оформляется каждым студентом самостоятельно. Для этого выполняются необходимые расчеты, построения, графики и диаграммы, проводятся анализ полученных экспериментальным путем данных и сопоставление их с расчетными параметрами. При защите лабораторных отчетов студент обязан знать: — цель работы и ее наименование; — порядок выполнения и методику измерений; — наименование и характеристику используемых элементов электрической цепи; — теоретический материал по теме работы и расчетные формулы для обработки результатов измерений. Защита лабораторных работ проводится на специально выделенных для этого занятиях индивидуально каждым студентом. Для подготовки к защите составлены контрольные вопросы, которые приведены в указаниях к каждой работе.
2 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
При выполнении лабораторных работ необходимо помнить об опасности поражения электрическим током и соблюдать меры предосторожности. Каждый студент, приступающий к занятиям в лаборатории, обязан сначала пройти инструктаж, ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, имеющейся в лаборатории, расписаться в регистрационном журнале. Приступая к выполнению лабораторной работы, необходимо помнить и строго соблюдать следующие правила техники безопасности: — прежде чем приступить к соединению элементов электрической цепи, необходимо убедиться, что выключатели, размещенные на лицевой панели блока питания стенда, находятся в выключенном состоянии; — категорически запрещается прикасаться к неизолированным соединительным зажимам и другим частям электрической цепи, находящейся под напряжением; — включать выключатели блока питания можно только с разрешения преподавателя после проверки им схем; — всякие изменения в схеме должны производиться при выключенных выключателях, причем после каждого пересоединения схема обязательно проверяется преподавателем; — особую осторожность следует соблюдать при исследовании цепей с последовательным соединением индуктивностей и емкостей, поскольку в таких цепях возможно возникновение резонансных перенапряжений; — запрещается оставлять без надзора электрическую цепь под напряжением; — прежде чем разбирать электрическую цепь, необходимо убедиться, что все источники питания отключены; — в случае прекращения подачи электрической энергии или других аварийных ситуациях, исследуемая установка должна быть немедленно отключена от питающей сети, а студенты должны сообщить об этом преподавателю; студент несет персональную ответственность за нарушение порядка и правил безопасности в лаборатории, а в случае порчи приборов и оборудования — материальную ответственность.
3 ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА
Все лабораторные работы выполняются на универсальном стенде (см. рис. Лабораторный стенд) Основными частями универсального стенда являются блок питания 1, обеспечивающий подачу на исследуемую электрическую цепь переменного и постоянного напряжения (регулируемого и нерегулируемого), приборный блок 2 со съемными измерительными приборами различного назначения, объемные панели 3 с элементами электрической цепи, осциллограф 4, которые установлены на тумбе 5. Для различных разделов курса предусмотрено несколько съемных панелей. Рисунок - Лабораторный стенд
Лабораторная работа 1 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРАЗВЕТВЛЕННОЙ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Цель работы - усвоить методику снятия характеристик источников электрической энергии и определения параметров их схем замещения, определение параметров резисторов, построение потенциальной диаграммы. 1 Домашняя подготовка к работе: 1.1 Изучить материал 2, §§1.1-1.6, 1.9 - 1.10 или 2, §§ 1.1-1.4 и усвоить основные понятия и определения: электрическая цепь, электрический ток, электродвижущая сила (э. д. с.), потенциал и напряжение, схема электрической цепи, структурные элементы цепей (узлы, ветви, контуры), виды схем замещения источников энергии, правила построения потенциальной диаграммы цепи и ее смысл. 1.2 Решить задачу (решение привести в бланке отчета). Определить э д.с. Е и внутреннее сопротивление R0 аккумулятора, если при подключении к нему резистора с сопротивлением R1 = 5 Ом, напряжение на зажимах аккумулятора U1 = 10 В, а при подключении резистора R2 = 11Ом, U2 = 11 В. Построить внешнюю характеристику U (I) аккумулятора. При решении задачи использовать уравнение второго закона Кирхгофа для рассматриваемой цепи ,а также закон Ома. 1.3 Познакомиться с решением задачи 1.15 из 5. В бланке отчета привести условие задачи, расчет потенциалов и потенциальную диаграмму. 1.4 Начертить в бланке отчета схемы и заготовки таблиц, приведенные в разделе 2: "Порядок и выполнение работы". 2. Порядок выполнения работы: 2.1 Снятие внешних характеристик и данных для определения параметров схем замещения источников энергии. 2.1.1 Собрать цепь по схеме на рис. 1.1. В качестве регулируемого использовать резистор R1, в качестве прибора РА - миллиамперметр магнитоэлектрической системы с пределом 300 мА, в качестве прибора PV - вольтметр с пределами 3-30-60-160 В. 2.1.2 Снять зависимость U (I), увеличивая ток от I=0 (SA - разомкнут) до
Рисунок 1.1
Таблица 1.1 - Данные для построения внешних характеристик и определения параметров источников:
2.1.3. Подключить цепь на рис. 1.1 к источнику " 0 – 6,3V " и проделать то, что в п. 2.12, заполнять графу "2-й источник" табл. 1.1. 2.1.4 Подключить цепь на рис. 1.1 к зажимам "+" и "-" мостового выпрямителя, зажим "~" выпрямителя соединить с зажимами ~ 220 В стенда. Подать напряжение в цепь и проделать такие же измерения, как в п. 2.1.2, заполнить графу "3-й источник" табл. 1.1. 2.2 Измерение сопротивления резисторов: 2.2.1 Цепь на рис. 1.1 подключить к источнику " 0 – 30 V". В качестве R подключить резистор R2. Регулируя источник, установить удобные для отсчета значения напряжения и тока и записать их в графу R2 табл. 1.2. 2.2.2 Проделать то же, что и в п.2.2.1 с резисторами R3 , .., R7. Результате измерений записать в табл. 1.2. 2.3 Снятие данных для построения потенциальной диаграммы: 2.3.1 Собрать цепь по схеме на рис. 1.2. 2.3.2 С помощью вольтметра с нулем в середине шкалы измерить потенциалы всех точек, обозначенных на рис. 1.2 относительно точки, указанной преподавателем. Измерения выполнить при замкнутом и при разомкнутом ключе. Результаты записать в табл. 1.3.
Таблица 1.2 - Данные для определения параметров резисторов
Рисунок 1.2
Таблица 1.3 - Распределение потенциалов в цепи:
3 Обработка результатов измерений: 3.1 В общих координатных осях U (I) построить внешние характеристики источников энергии по данным табл. 1.1. 3.2 По закону Ома вычислить сопротивления резисторов, используя данные табл. 1.2. Результаты записать в табл. 1.2. 3.3 Определять э д.с. и внутреннее сопротивление источников энергии. С этой целью использовать уравнение 2-го закона Кирхгофа (п. 1.2), подставив в него два значения напряжения при двух значениях тока из табл. 1.1. Рекомендуется использовать данные при I=0 и при наибольшем токе. Выбранные значения U и I, а также найденные значения Е и R0 записать в табл. 1.4.
Таблица 1.4 - Параметры источников энергии:
3.4 Построить потенциальные диаграммы цепи на рис. 1.2. Диаграммы для замкнутого и разомкнутого положений ключа изобразить в одной и той же системе координат, U(R).
4 Контрольные вопросы и задачи: 4.1 Объясните внешние характеристики источников, снятые экспериментально. От чего зависит их наклон, а также значение U при I = 0? 4.2 Изобразите и обоснуйте семейства характеристик нескольких источников с одинаковыми E и различными R0 . 4.3 Изобразите и обоснуйте семейства характеристик U(I) нескольких источников с различными E и одинаковыми R0. 4.4 Определите параметры схем замещения типа "источник тока" использованных в работе источников энергии. Значения Е и R0 взять из табл. 1.4. 4.5 На рис. 1.3 и 1.4 показаны возможные варианты включения приборов при измерении сопротивления методом амперметра и вольтметра. В каких случаях и в какой схеме погрешность при вычислении R по закону Ома будет меньше, если R определять, как UV : IA ?
Рисунок 1.3 Рисунок 1.4
4.6 В схемах на рис. 1.3 и 1.4 Rv=10000 Ом, RА=2 Ом, U=20 B Определить показания приборов в обеих схемах в случаях: R = 10 Ом и R = 1000 Ом. Какими окажутся во всех случаях значения R´, найденные по закону Ома, если в качестве U и I использовать показания PV и PA? Вычислить относительную погрешность по формуле: и сделать вывод о применении схем на рис. 1.3 и 1.4. 4.7 Скорректируйте значения R в таблице 1.2 с учетом применяемой схемы на рис. 1.1 и сопротивления миллиамперметра. 4.8 Для измерения э. д. с. гальванической батареи к ней подключили вольтметр, сопротивление которого RV = 80 Ом. Каким будет показание вольтметра, если э. д. с. и внутреннее сопротивление батареи E = 4,5 В, R0 = 10 Ом. Что покажет вольтметр с RV = 4490 Ом? Сделайте вывод о влиянии сопротивления вольтметра на точность измерения э. д. с. 4.9 Объясните правила построения потенциальной диаграммы. От чего зависит знак и величина наклона участков диаграммы, соответствующих пассивным и активным участкам цепи? 4.10 Подтвердите расчетом значения потенциалов, полученные измерением (табл. 1.3). 4.11 На рис. 1.5 показана цепь зарядки аккумуляторной батареи U=20 B, E=12,5 B, R=4,8 Ом, R0=0,2 Ом. Определите зарядный ток и напряжение на зажимах батареи :
Рисунок 1.5
4.12 На рис. 1.6 изображен участок цепи, где Е1 = 20 B, I1 = 2 A, R1 = 5 Ом,
Рисунок 1.6
Лабораторная работа 2 СЛОЖНАЯ ЦЕПЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Цель работы - опытное изучение распределения тока и напряжения в сложной цепи, усвоение расчета цепей методом уравнений Кирхгофа и методом эквивалентного генератора, 1 Домашняя подготовка: 1.1 Изучить материал 1, §§ 1.7,1.8, 1.25, 1.26 или 2 §§ 1.6, 2.9, 2.10, усвоить формулировки, смысл и запись уравнений Кирхгофа, правила их составления. Усвоить расчетный метод на основе использования уравнений Кирхгофа, а также расчет цепей методом эквивалентного генератора. 1.2 Заготовить бланк отчета, который должен содержать: 1.2.1 Таблицу 2.1 сопротивлений резисторов.
Таблица 2.1
1.2.2 Схему и таблицы из разд. 2 "Порядок выполнения работы", а также схему рис. 1.1 из лабораторной работы 1. 1.2.3 Систему уравнений Кирхгофа, записанных в общем виде для цепи на 1.2.4 Решение задачи: определить методом эквивалентного генератора ток I в цепи на рис. 2.1, где э. д. с. в вольтах и сопротивления в омах указаны на схеме.
Рисунок 2.1 2 Порядок выполнения работы: 2.1 Определение параметров источников. 2.1.1 Собрать цепь по схеме на рис. 1.1 из работы 1. Использовать вольтметр на 50 В и миллиамперметр на 300 мА магнитоэлектрической системы. 2.1.2 Измерить э. д. с. 1-го источника, как показание вольтметра при разомкнутом SA . Регулятор напряжения источника должен быть в положении максимума. 2.1.3 Установить с помощью резистора R1 ток I в пределах 200-250 мА. Это значение тока и показание вольтметра U использовать для вычисления внутреннего сопротивления по формуле
2.1.4 Измеренные значения E и вычисленное значение R0 записать в табл. 2.2.
Таблица 2.2 - Параметры источников энергии:
2.1.5 Повторить пп 2.1.2 - 2.1.4 для источника « 0 –6,3 V» и для мостовой схемы выпрямления. На выпрямительную схему подавать напряжение с зажимов 2.2 Опытное изучение законов Кирхгофа. 2.2.1 Собрать цепь но схеме на рис. 2.2. В качестве РA использовать магнитоэлектрический прибор на 300 мА. Для измерения напряжения вольтметр (на схеме не показан) с пределами 3-30-60-150 В с нулем в середине шкалы. 2.2.2 После проверки схемы руководителем занятий подать в цепь напряжение и установить с помощью соответствующих ручек максимальные значения EI и Е2. Максимум ЕЗ обеспечивается подачей на входные зажимы выпрямителя ~ U=220 B. Резистор R1 должен быть в положении между МАХ и 0,5МАХ, что определяется по показанию РА при замкнутом SA. Рисунок 2.2 2.2.3 Измерить и записать в табл. 2.3 напряжения на активных и пассивных участках цепи. Показание РА записать в графу Iвж таблицы 2.4.
Таблица 2.3 - Напряжение на участках цепи (в вольтах)
Примечание. Зажим "+" вольтметра всегда должен присоединяться к точке, соответствующей первой букве в индексе напряжения. При отклонении стрелки вольтметра вправо напряжение следует считать положительным, влево - отрицательным, 2.2.4 Вычислить и записать в табл. 2.4 токи в ветвях. Токи (кроме Iвж) определить по закону Ома, зная напряжение на резисторах (табл. 2.3) и их сопротивление (табл. 2.1). Ток Iвж определяется непосредственным измерением (п. 2.2.3).
Таблица 2.4 - Токи в ветвях цепи на рис.2.2 ( в амперах)
2.2.5 По данным табл. 2.4 проверить справедливость 1-го закона Кирхгофа для трех узлов исследуемой цепи. 2.2.6 По данным табл. 2.3 проверить справедливость 2-го закона Кирхгофа для одного из контуров (по указанию преподавателя), записанного в форме 1, § 1.7. Примечание. Вычисления по п.2.2.5 и 2.2.6 привести в отчете. 2.3 Опытная проверка метода эквивалентного генератора. 2.3.1 Вычислить по данным таблиц 2.3 и 2.4 значение R1. 2.3.2 Измерить напряжение Uвж при холостом ходе, т.е. при разомкнутом ключе SA. 2.3.3 Измерить ток короткого замыкания ветви вж. Для этого нужно замкнуть SA и вывести до нуля сопротивление резистора. Признаком R1=0 является максимальное значение Iвж. 2.3.4 Вычислить входное (эквивалентное) сопротивление цепи относительно точек вж 2.3.5 Вычислить ток ветви вж по методу эквивалентного генератора 2.3.6 Полученное значение Iвж сравнить с измеренным в п.2.2.3 (табл. 2.4) 2.3.7 Результаты, полученные в пп. 2.2.1-2.2.5, записать в табл. 2.5.
Таблица 2.5 - К методу эквивалентного генератора:
3 Контрольные вопросы в задачи:
3.1 Объясните методику составления уравнений по I-му закону Кирхгофа для пени на рис. 2.2 (правило знаков, число уравнений). Проверьте их справедливость для измеренных значений тока (табл. 2.4). 3.2 Сформулируйте 2-й закон Кирхгофа, записанный в виде [1,§1.7]. Проверьте его справедливость для различных контуров цепи на рис.2.2, используя данные таблиц 2.1, 2.2 и 2.4. 3.3 Сформулируйте 2-й закон Кирхгофа, записанный в виде [1,§1.7]. Проверьте его справедливость для различных контуров цепи на рис. 2.2, используя данные таблицы 2.3. 3.4 Вычислите напряжение между точками а и в, в и д, ж и е двумя способами: пользуясь уравнениями в форме п.3.2 и в форме п.3.3. 3.5 Запишите основную формулу для расчета Iвж методом эквивалентного генератора. Объясните путь (не делая вычислений) определения входящих в нее величин расчетным путем. 3.6 Объясните способ проверки метода эквивалентного генератора, примененный в данной работе. 3.7 Метод эквивалентного генератора в литературе иногда называют методом холостого хода и короткого замыкания. Чем это объясняется? 3.8 Не производя вычислений, объясните методику расчета методом эквивалентного генератора тока в любой другой ветви, кроме Iвж, изобразив для этого промежуточные схемы и записав соответствующие уравнения. 3.9 Составить систему уравнений Кирхгофа для цепи на рис. 2.3. Определить токи в ветвях, если E1=30 B; E2 =25 B; Е3=11 В; R1=5 Ом; R2=10 Ом; R3 = 8 Ом.
Рисунок 2.3
3.10 Вычислить ток в одной из ветвей (по указанию преподавателя) в цепи на рис. 2.3 методом эквивалентного генератора. 3.11 Вычислить ток в резисторе R1 цепи на рис.2.4 методом эквивалентного генератора E1 = E4 = 48 Ом; J = 3 A; R1 =100 Ом; R2=4 Ом; R3 = R4 = 8 Ом. 3.12 Вычислить ток I в цепи на pис. 2.5 методом эквивалентного генератора Е=2 В; J=3 A; R=4 Ом.
Рисунок 2.4 Рисунок 2.5
Лабораторная работа 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ЛЭП) ПОСТОЯННОГО ТОКА
Цель работы - опытное изучение энергетических показателей двухпроводной ЛЭП в различных режимах ее работы при передаче по ней энергии постоянным током. 1 Домашняя работа:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|