|
|||
Маленький трусишка 5 страница2. Перекрась машину Воспитатель дает детям карточки, на которых изображены машины, выполненные в технике аппликации — составленные из геометрических фигур одного цвета, и предлагает фигуры другого цвета, но тех же формы и размера, что и на аппликации. Предлагает детям положить фигуры на изображение так, чтобы машина стала другого цвета (или разноцветная). 3. Вкладыши Воспитатель выкладывает на листах картона элементарные изображения из геометрических фигур, обводит их и вырезает по контуру отверстия в картоне. Затем предлагает малышам конструировать картинки, вкладывая нужные геометрические фигуры в прорези. 4. Повторяй-ка Воспитатель располагает на столе поднос с геометрическими фигурами разного цвета и круг, предлагает малышам построить красивый узор на круге. Просит детей по очереди находить ту или иную фигуру (по форме, цвету, размеру) и размещать ее на круге. («Найди маленький желтый кружок и положи его в середину круга. Найди зеленый треугольник и положи близко к краю круга. Положи красный маленький квадрат рядом с треугольником». И так далее.) 5. Сложи узор Детям предлагаются карточки с нарисованными фломастерами контурами геометрических фигур, образующих узор. Малыши накладывают на контуры цветные геометрические фигуры. 6. Волшебные полоски Воспитатель дает детям вырезанные из плотной бумаги (картона, клеенки, пластика) полоски разной ширины, длины и цвета и предлагает выкладывать из них изображения — сначала по образцу, затем по схематическим изображениям и по замыслу. Конструирование из строительного материала и конструкторов 1. Найди и принеси Воспитатель предлагает детям найти в строительном наборе и принести кубик (кирпичик, длинную пластину, короткую пластину идр.). Показывает маленькую деталь и просит найти и принести такую же, но большую. Затем предлагает отыскать деталь определенной формы, другого цвета. 2. Найди пару Среди разложенных на столе деталей есть одинаковые. Воспитатель просит малышей отобрать и разложить детали по парам. У воспитателя карточки с нарисованными строительными деталями. Он показывает детям по одной карточке и предлагает найти такую же деталь в коробке (варианты: найти такую, но красную; найти такую, но большую). Упражняет детей в назывании деталей. 3. Построй такой же Воспитатель предлагает малышам карточки, на которых изображены элементарные постройки (состоящие из трех-пяти деталей). Затем просит выбрать по одной карточке и сконструировать такую же постройку. В процессе игры уточняет у детей, как называются детали, какого они цвета, просит продемонстрировать их свойства (длинная пластина
неустойчиво стоит на узкой короткой грани; шарик катится, а кубик нет и т.д.). 4. Какой формы сторона? Воспитатель показывает детям строительную деталь, например кубик (кирпичик, конус, призму), просит назвать ее и определить, на какую геометрическую фигуру похожи его стороны (грани). 5. Угадай, что это? Воспитатель собирает из конструктора какой-либо предмет и, не завершая его, просит детей догадаться, что он строит. 6. Строй как я Воспитатель начинает собирать конструкцию (берет две детали, соединяет их и т.д.) и предлагает малышам повторять его действия, находя такие же детали и аналогично соединяя их. Изобразительная деятельность 1. Три волшебные краски Воспитатель раздает детям крупные листья, вырезанные из бумаги. Просит сложить листья пополам и снова развернуть. Нанести на лист пятна красной, желтой, синей краской. Затем осторожно сложить пополам, наложить салфетку, прижать и развернуть. Дети рассматривают получившиеся осенние листья, сравнивают, определяют цвета и оттенки. 2. Волшебные пятна Детям предлагается нанести на бумагу цветное пятно и превратить его в какой-нибудь образ, пририсовывая детали. 3. Придумай сказку У каждого ребенка кусочек пластилина. Воспитатель рассказывает сказку и производит действия со своим кусочком пластилина, дети повторяют.
«В лесу жил вот такой червячок. (Скатывает жгутик.) Он был любознательным и не хотел навсегда остаться червячком. Он повстречал улитку и захотел стать похожим на нее. Вот так червячок свернулся в спираль, выставил рожки и стал улиткой. Ползет наша улитка и вдруг видит под яблоней яблоко. Захотелось ей превратиться в яблоко, и она скаталась в шарик. Прибежал из леса ежик и захотел съесть наше яблочко. Но волшебное яблоко превратилось в ежика. (Вытягивает мордочку, прищипывает ушки и т. д.) Стали ежики дружить. Как они стали дружить? Покажите!» 4. Угостим мишку Воспитатель сажает перед детьми нарядного мишку и предлагает слепить для него гостинцы. У каждого ребенка комочек пластилина. Воспитатель лепит, комментируя свои действия, а дети повторяют их. «Слепим для мишутки апельсин. (Скатывает шарик.) А теперь — лепешку. (Сплющивает шарик в лепешку.) А это — вкусный рогалик. (Свертывает лепешку в трубочку.) Теперь слепим колбаску. (Скатывает рогалик в жгут.) Из жгута лепим бублик. А теперь слепим колобок». (Скатывает шарик.) Кладет колобок перед мишкой на поднос и предлагает детям положить на поднос их шарики, продавив их посередине пальцем: «Угощайся, мишка, вкусными плюшками!» (Детям трех лет лучше предложить для игры глину.) 5. Сервиз для куклы Воспитатель раздает малышам кусочки пластилина и предлагает слепить из них шарики. Затем сделать в шариках углубления и превратить их в чашки, сахарницы, чайники, прилепляя ручки из скатанных жгутиков. Поощряет фантазию детей в оформлении поделок (лепят крышечки, блюдца; украшают изделия с помощью стеки). 6. Портреты На тонком картоне воспитатель рисует разные силуэты головы человека и отдельные формы: волосы, носы, уши, глаза, рты, бороды, усы, очки и пр. Дети вырезают лица, а воспитатель — остальные детали. После этого ребятам предлагается конструировать на овалах разные лица, определять их настроение (смеется, злится, горюет и т. д.), а затем показать с помощью мимики такое же настроение. 7. Превращалки Воспитатель предлагает каждому ребенку вылепить большую морковку, установить ее на дощечке и, добавив какие-либо детали, превратить ее в какой-то предмет (гриб, елку, зайца, ракету, матрешку и пр.). 8. Чем похожи и чем отличаются Воспитатель показывает детям две похожие веточки (можно использовать шишки, желуди, каштаны, ракушки, камешки и пр.) и просит определить, в чем их сходство и различие. 9. Составь узор Воспитатель дает детям задание: создать декоративные узоры из природного материала на картонках, фанерках, спилах, пеньках, на песке, используя семена, ягоды (рябина, боярышник), травы, злаки, веточки, листья, сосновые иголки и пр. Содержание Предисловие................................................................................................ 3 Цели и задачи работы с детьми.................................................................... 5 Краткие методические рекомендации........................................................... 8 Возрастные особенности детей 3—4 лет..................................................... 8 Методика работы....................................................................................... 9 Организация предметно-развивающей среды............................................ 12 Экспериментирование с природным материалом...................................... 18 Примерное календарное планирование...................................................... 24 Примерное содержание работы с детьми 3-4 лет......................................... 28 Сентябрь.................................................................................................. 28 Октябрь.................................................................................................... 37 Ноябрь..................................................................................................... 47 Декабрь.................................................................................................... 56 Январь..................................................................................................... 65 Февраль................................................................................................... 73 Март........................................................................................................ 82 Апрель ................................................................................................... 92 Май........................................................................................................ 101 Игры и упражнения для детей 3—4 лет.................................................... 110 Плоскостное моделирование................................................................. 110 Конструирование из строительного материала и конструкторов .... 111 Изобразительная деятельность 112 Людмила Викторовна Куцакова ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И КОНСТРУИРОВАНИЕ Елавный редактор А. Дорофеева Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Подписано в печать 20.02.2017 123103, Москва, пр-т Маршала Жукова, д. 78, корп. 2, тел. (495) 380-22-68 Отпечатано в полном соответствии с качеством arvato предоставленного электронного оригинал-макета Bertelsmann в ООО «Ярославский полиграфический комбинат» 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97
|
|||
|